Талантливый актер Сергей Маковецкий завоевал признание не только в России, но и за рубежом благодаря своему мастерству. Его умение великолепно воплощать самые разные роли и удачно вписываться в различные образы принесло ему прозвище «гуттаперчевого мальчика». Когда он играл рафинированного интеллигента, он выглядел как настоящий аристократ, а в роли злодея – как выросшее в беспросветных трущобах дитя. Его путь к славе был не легким, но благодаря таланту и упорству, Маковецкий смог продолжить карьеру на сцене даже после отказа Константина Райкина и Олега Табакова.
Детство и обучение
13 июня 1958 года в небольшом поселке Дарница возле Киева появился на свет будущий актер. Его судьбой было воспитание матерью, так как отец покинул семью задолго до его рождения. Когда парень достиг возраста, чтобы получить паспорт, он принял фамилию своей матери, и от отца у него осталось только отчество.
Мать Сергея трудилась на заводе, всегда не хватало денег в семье, но женщина старалась дать сыну все необходимое, чтобы он чувствовал себя полноценным. С самого детства мальчик интересовался творческой деятельностью — играл на ударных, пел в хоре. Он также посещал бассейн и любил кататься на коньках. В подростковом возрасте будущий артист увлекся водным поло и даже пытался попасть в сборную, но его мать не одобрила эту идею.
Свою профессию Маковецкий выбрал под влиянием учительницы английского языка. Педагог едва ли не принудительно приобщила Сергея к театру в 8 классе.
Под ее воздействием мальчик принял участие в постановке пьесы «Лес» и исполнил роль Несчастливцева. Ощущения начинающего актера были очень противоречивыми — от огромного страха перед сценой до удовольствия от игры.
Сергей быстро отошел от мечты стать врачом и начал задумываться о том, где получить хорошее актерское образование. После окончания школы он решил поступить в Киевский театральный институт, но его ждал провал, причины которого неизвестны – возможно, не было мест или он плохо написал сочинение.
Чтобы быть ближе к искусству, Сергей пошел работать в театр имени Леси Украинки, но только на техническую должность. Через год он отправился в Москву с надеждой поступить в ГИТИС. Однако даже Райкин, не дослушав громкого киевлянина, порекомендовал ему не тешить себя тщетными надеждами. Несмотря на это, парень решил не сдаваться и попытался поступить в другие вузы.
В Щукинском училище будущей звезде наконец сказали «да» после долгого ожидания. Молодой человек был принят на курс у Аллы Казанской. Кроме того, талантливый актер смог «избежать» призыва в армию: Маковецкий выступил перед призывной комиссией со спектаклем под названием «Мигрень». Зрители не оценили выступление, однако он уверенно получил «белый билет».
Выступления в театре
В 1980 году Маковецкий закончил обучение и после распределения оказался в театре им. Евгения Вахтангова. Первой профессиональной работой начинающего актера стала пьеса «Старинные водевили». Однако в 80-х годах режиссеры еще не доверяли артисту главные роли, поэтому ему приходилось оттачивать свое мастерство, играя второстепенных героев.
Переломные изменения в карьере актера произошли только в 1989 году. Тогда Маковецкий сыграл китайца Херувима в ярком спектакле «Зойкина квартира» и был отмечен за эту работу на фестивале под названием «Московская театральная весна» специальной премией.
Через год Сергей Маковецкий встретил талантливого Романа Виктюка. Режиссер сразу же заметил необычного актера и пригласил его в свой театр. После этой встречи Сергей Маковецкий работал главным артистом в театре Виктюка в течение семи лет. За это время он исполнил различные роли, такие как Шостакович в спектакле «Уроки мастера», Валерио в «Любовь с придурком», Илья в «Рогатка» и многие другие. В это же время о его таланте узнали за границей, так как спектакли театра ставились в различных городах.
Сотрудничество между актером и режиссером закончилось внезапно из-за творческих разногласий. Последний раз они работали вместе над спектаклем с предсказуемым названием «Я тебя больше не знаю, милый».
Дальнейшим этапом профессионального пути Сергея Маковецкого стало участие в работе в театральных постановках. Актер принимал участие в спектаклях Гарольда Пинтера под названием «Любовник» и «Коллекция», а также исполнял роли Тригорина, Яго, Городничего на сцене театра им. Вахтангова. Он активно сотрудничал с разными режиссерами, но основным местом его работы стал именно этот театр, где он сыграл около двадцати ролей. Поклонники актера могли насладиться его выступлениями в таких пьесах, как «Мистерия-Буфф», «Дядя Ваня», «Роза и Крест», «Евгений Онегин» и другие.
Также, в постановке «Пигмалион» в театре «Современник» актер Сергей Маковецкий выступил в качестве гостя. В ТЮЗе (Москва) он блестел в роли Коврина в пьесе «Черный монах». Кроме того, он активно выступал со своим сольным спектаклем под названием «Неслучайная встреча», как в российских городах, так и за рубежом.
Кинокарьера
В конце 80-х годов Сергей Маковецкий решил испытать свои силы в кинематографе. По его собственному признанию, до этого времени он только приходил в «Мосфильм» и мечтал о карьере актера. Первой работой Сергея Васильевича в кино стал фильм «Экипаж машины боевой», снятый на Одесской киностудии.
В 1987 году артист начал пользоваться успехом, когда вышел на экраны фильм «Жизнь Клима Самгина» с его участием. Его популярность еще возросла после участия в съемках «Посвященного» (режиссер – Олег Тепцов) и «Матери» (режиссер – Глеб Панфилов), где критики и зрители отметили как его актерское мастерство, так и харизму.
В начале 90-х годов Маковецкий продолжил свою успешную кинокарьеру, снявшись в популярных фильмах. Так, в 1992 году он сыграл роль интеллигента-отшельника в фильме «Патриотическая комедия».
В следующем году Сергей Васильевич сыграл важную роль в картине «Макаров», которая была наполнена глубоким философским содержанием. В этом фильме также снялись Елена Майорова, Владимир Ильин и Ирина Метлицкая. Маковецкий превратился в поэта Макарова, купившего пистолет с аналогичным названием. Со временем оружие стало неотъемлемой частью его персонажа и вытеснило другие аспекты его жизни. За эту роль талантливый актер был удостоен призов на кинофестивалях «Золотой овен», «Киношок» и от киноакадемии «Ника». В результате, после выхода фильма «Макаров» на экраны, Маковецкий стал кинозвездой и вошел в число самых востребованных артистов постсоветского кинематографа.