Сергей Параджанов — известный советский кинорежиссер, который страстно выступал против существующего режима. Он снял такие известные фильмы, как "Украинская рапсодия", "Цветок на камне" и неоконченную "Исповедь".
Несмотря на то, что Сергея Параджанова называют великим советским режиссером, сам он относился к существующему строю крайне негативно. Он активно критиковал репрессии, произвольные судебные преследования и жестокую цензуру, из-за чего неоднократно подвергался преследованиям со стороны властей.
Он стремился к свободе, прежде всего, в своих фильмах. Фильмы "Ашик-Кериб", "Тени забытых предков", "Цвет граната" и многие другие отражают мысли автора и его взгляд на происходящее вокруг.
Детство и юность
Известный кинематографист родился 9 января 1924 года в теплом городе Тбилиси. По рождении он получил имя Саркис, которое позже было изменено на Сергей. У него уже были две старшие сестры – Рузанна и Анна, поэтому появление долгожданного сына стало настоящим счастьем для родителей.
Его отец и мать были очень творческими людьми. От отца он унаследовал свою любовь к изобразительному искусству, а от матери – любовь к театру.
Дом, в котором жили Параджановы, походил на старинную лавку: везде были разные удивительные статуэтки, уникальная мебель, картины известных художников и старинные фотографии. Все это он берег и хранил многие годы.
В 1932 году парень пошел в русскоязычную школу. Нельзя сказать, что ему очень нравилась учеба, но были любимые предметы. Хорошие отметки он получал по истории и естествознанию, также ему отлично давались литература, музыка и рисование. Особенно сильное впечатление на него произвели «Бахчисарайский фонтан» Пушкина и «Демон» Лермонтова.
После окончания начальной школы Сергей поступил в Тбилисский железнодорожный институт на отделение строительства путей. Учеба в техническом вузе несколько тяготила студента – он мечтал о творческой профессии. Через некоторое время будущий режиссер подал документы сразу в два учебных заведения – хореографическую школу при Оперном театре и Тбилисскую консерваторию. Удивительно, но его взяли в оба этих вуза.
В конце войны юноша приехал в Москву, где успешно сдал вступительные экзамены в столичную консерваторию. Погрузившись в творческую жизнь огромного города, Параджанов познакомился со многими талантливыми людьми, в том числе из мира кинематографа.
Этот вид искусства полностью захватил ум студента. Очаровавшись кино, Сергей покинул консерваторию и поступил на режиссерский факультет знаменитого ВГИК. Здесь его наставником сначала стал Игорь Савченко, а после его ухода из жизни – Александр Довженко.
Режиссерская карьера
Получив диплом ВГИКа в 1951 году, молодой человек переехал в Украину. Творческая биография Сергея началась с работы на легендарной студии имени Довженко в качестве помощника режиссера. Одними из первых самостоятельных работ автора стали социальная драма «Первый парень», детская сказка «Андриеш», а также две мелодрамы – «Цветок на камне» и «Украинская рапсодия».
Сам режиссер к своему раннему творчеству относился весьма критически. Молодой мастер был вынужден придерживаться определенных рамок и идейности, навязываемых сверху. После просмотра картин Андрея Тарковского внутри Сергея Иосифовича вдруг что-то резко поменялось. Однажды он даже воскликнул:
В 1964 году Михаил Коцюбинский вдохновил мастера, набирающего популярность, на создание киноленты «Тени забытых предков». Сюжет фильма напоминал зрителям историю Ромео и Джульетты, только у Параджанова действие разворачивалось в колоритном гуцульском селении.
Сразу после выхода фильма на экраны его назвали образцом высокого кинематографического искусства и современным шедевром. Советские кинокритики сравнили эту ленту с такими вечными произведениями, как «Летят журавли» и «Баллада о солдате». Слава режиссера вышла за пределы страны.
Из всех уголков мира к нему посыпались поздравительные телеграммы от знаменитых кинодеятелей: Акира Куросава, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Жан-Люк Годар. Фильм получил 28 различных наград в более чем двадцати странах. Особенно престижными были призы фестивалей в Салониках, Риме и Мар-дель-Плате.
После успешного завершения проекта, Параджанов принялся за новую работу. Это был фильм с названием «Киевские фрески», над которым постоянно вмешивались чиновники и цензоры. Ему вменяли излишний мистицизм и субъективность, а также отказ от соблюдения ограничений. Усталый от борьбы с государственной машиной, Сергей Иосифович уехал из Украины и перебрался в столицу Армянской ССР.
В столице Армении начался процесс воплощения задумки режиссера о создании киноленты, в центре которой стоит армянский поэт 18-го века Саят-Нова. Фильм погружает зрителя в три периода жизни поэта – детство, молодость и зрелость. Особенность проекта заключается в отсутствии закадрового голоса и диалогов между персонажами. Основной ценностью картины является удивительно прекрасное изображение, созданное уникальным автором.
Судьба фильма была неоднозначной. На первоначальном этапе режиссер получил одобрение, однако после завершения съемок, произведение было отклонено худсоветом из-за антисоветских высказываний Сергея Иосифовича, дошедших до «высоких» кабинетов. Ленту передали другому режиссеру для доработки, и в итоге вышел урезанный вариант фильма под названием «Цвет граната». Тем не менее, картина была признана шедевром и одним из лучших произведений талантливого художника.
В конце 1960-х годов мастер кино вернулся в Киев. Не смог снимать фильм «Саят-Нова» из-за запрета со стороны режиссера, поэтому начал писать сценарии для кинофильмов. После критики партии и цензоров, Параджанов потерял поддержку государства.
Репрессии не заставили себя долго ждать, съемки фильма «Интермеццо» были остановлены в 1972 году. Вскоре мастер стал объектом следствия и судебного разбирательства. Режиссер дважды отбывал срок по политическим мотивам. Только в последние десять лет своей жизни мэтр смог работать без вмешательства курирующих органов.
В начале 1980-х Параджанов приступил к съемкам «Легенды о Сурамской крепости». Режиссер Давид Абашидзе принимал участие в создании этого фильма-легенды. После выхода в прокат лента была удостоена нескольких кинонаград.
Перестройка принесла облегчение творческому сообществу, позволив ему спокойно дышать. Поддерживаемый верными друзьями, Параджанов устроил выставку своих картин, которые пользовались огромным успехом в галереях Москвы и Еревана.
После завершения работы над фильмом «Арабески на тему Пиросмани» режиссер приступил к реализации проекта «Ашик-Кериб», основанного на произведении Михаила Лермонтова. Новое кинотворение, посвященное Андрею Тарковскому, было удостоено высоких наград на кинофестивалях в Стамбуле и Роттердаме.
За рубежом часто приглашали Сергея Иосифовича – он посетил множество городов в Европе и Америке. Во время путешествий он лично встречался с такими известными личностями, как Ив Сен-Лоран и Марчелло Мастроянни. Позднее многие из них посещали режиссера в его доме в Тбилиси.
Фильм «Исповедь», снятый в 1989 году, стал автобиографией Сергея Иосифовича. К сожалению, он так и не успел его завершить.
Тюремный срок
Всю жизнь Параджанов отстаивал права талантливых людей, которые страдали из-за прогрессивных идей, не принятых советской властью. В 60-х годах он открыто поддержал диссидентов и был запрещенный к выезду за границу. В это же время он также подписал "Письмо-протест 139", выражающее протест против политической и судебной ситуации в Украине.
Художник не отрицал свою бисексуальность, но отказывался признавать обвинения в изнасиловании. В результате суд в Киеве приговорил Параджанова к пяти годам тюремного заключения. Впоследствии режиссер вспоминал свое время в тюрьме с ужасом. Там было все – избиения, унижения, голодовка и попытка самоубийства.
Тяжелое положение чувствовалось не так сильно благодаря занятиям творчеством. Узник создавал картины, делал коллажи, изготавливал сувенирные монетки из крышек от молока и кефира. Ему удалось сделать своей давней подруге Лиле Брик очень оригинальный подарок – цветочную композицию из потрепанных носков на металлическом каркасе.
Вдова Маяковского приложила много усилий, чтобы известный режиссер как можно скорее был освобожден. К этой кампании присоединились многие другие именитые деятели искусства со всего мира – Бертолуччи, Росселини, Тарковский, Феллини, Годар и многие другие. Несмотря на сильное давление, советское руководство проигнорировало просьбу о помиловании.
После отбытия четырехлетнего срока, режиссеру предоставили условно-досрочное освобождение, что произошло благодаря вмешательству известного французского писателя и поэта, Луи Арагона, который являлся членом Гонкуровской академии. Из некоторых источников известно, что литератор лично обратился к Леониду Брежневу с просьбой о помиловании талантливого кинорежиссера. Не стоит забывать, что сам Луи Арагон был в браке с Эльзой Триоле, сестрой знаменитой Лили Брик.
После выхода на свободу, мастер осел в Тбилиси. Ему был запрещен въезд в Москву, Киев и Ереван. В октябре 1981 года Параджанов все-таки смог попасть в столицу и посетить спектакль под названием «Владимир Высоцкий», который ему очень нравился. В ходе разговоров с коллегами мастер не смог сдержать свою критику в адрес советских властей, и это вскоре стало известно соответствующим органам.
Личная жизнь
Во время учебы в ВГИКе, Сергей встретил свою первую любовь – Нигяр, татарку из Молдавии. Однако их отношения закончились из-за трагического инцидента, о котором режиссер вспоминал с горечью до конца своих дней. Родственники девушки не одобрили ее жениха, который был иноверцем, и потребовали выкуп. На тот момент у Параджанова не было достаточно денег – он еще не был известным режиссером, и отец отказался помочь. Некоторое время Нигяр оставалась со своим мужем против воли своих родителей, но ее братья нашли ее и бросили под поезд.
Только спустя много лет режиссер решил снова попытаться построить свою личную жизнь. Второй женой режиссера стала молодая Светлана Щербатюк – дочь советского дипломата. В этом браке появился сын Сурен, который впоследствии выбрал себе архитектурное направление. Хотя этот союз продержался всего три года, бывшие супруги даже после развода сумели сохранить дружеские отношения.
Смерть
В конце 80-х годов у Параджанова был обнаружен рак легких. Режиссера прооперировали в Москве, но вскоре стало известно о новых, быстро прогрессирующих метастазах. По рекомендации друзей мастер отправился на лечение во Францию, но время было потеряно.
Если вы обнаружили ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделите этот текст и коснитесь выделенного текста.