Сергей Прокофьев — биография и произведения композитора

Сергей Прокофьев занимает почетное место среди композиторов XX века благодаря своим известным произведениям. Его музыкальная сказка для детей под названием "Петя и волк", балет "Ромео и Джульетта" и Седьмая симфония признаны настоящими шедеврами в мире музыки.

Детство

Сергей Сергеевич Прокофьев пришел к нам в этот мир 23 апреля 1891 года (по старому стилю — 11 апреля), в имении Сонцовка, которое находилось в Екатеринославской губернии (ныне в Донецкой области Украины) Российской империи. Его отец был агрономом, который научил его играть в шахматы, а мать, Мария Григорьевна, привила ему любовь к музыке. Она в совершенстве владела фортепиано и усердно старалась достичь наилучшего исполнения изучаемых произведений. В ее предпочтениях была исключительно серьезная музыка, не признававшаяся легкой. В их доме звучали композиции Бетховена и Шопена, а к легкой музыке относились с презрением.

Прокофьев начал сочинять музыку для фортепиано с пяти лет. Его мать зафиксировала пьесу «Индийский галоп», а остальные (рондо, вальсы и так называемые «песенки») он уже записывал сам.

В 1900 году, после прослушивания «Фауста» и «Князя Игоря», Прокофьев написал своё первое крупное произведение — оперу «Великан», а затем — «На пустынных островах». Успехи сына вдохновили родителей заменить фортепиано на рояль фирмы Schrӧder, и в 1902 году они наняли Рейнгольда Глиэра в качестве репетитора. Занятия помогли юному таланту создать оперу «Пир во время чумы», его первую симфонию, две сонаты и ещё несколько маленьких пьес.

Консерватория

В 1904 году семья Прокофьевых приехала в Петербург с целью поступления Сергея в консерваторию. Вступительные испытания проводил известный композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Волшебный дебют композитора состоялся на традиционном музыкальном вечере Реформаторского училища 18 декабря 1908 года, когда он исполнил семь своих произведений. О его выступлении даже упоминали в столичных газетах, ведь музыкальный язык автора сильно отличался от того, что создавали его сверстники.

В 1909 году Прокофьев получил диплом композитора в консерватории, а в 1915 году — дирижера и пианиста. Он был одним из пяти лучших выпускников и стал победителем в конкурсе благодаря исполнению своего Первого концерта для фортепиано с оркестром, за что был удостоен премии имени Антона Рубинштейна.

Во время учебы Прокофьев написал несколько произведений, среди которых особенно инновационными считаются: «Наваждение», «Токката» (1912 год) и цикл фортепианных пьес «Сарказмы» (1914 год).

Сергей Прокофьев постоянно посещал петербургский клуб любителей шахмат, он отлично играл в эту умственную игру. В биографии композитора были матчи с самыми сильными шахматистами мира. Например, с Эммануилом Ласкером, который в то время был чемпионом мира, они даже сыграли вничью, что соответствовало бы первому разряду по шахматам. В 1914 году Прокофьеву удалось победить Хосе Рауля Капабланку в одной из партий на сеансе одновременной игры.

В 1937 году в Москве состоялся поединок между Прокофьевым и Давидом Ойстрахом, который вошёл в историю шахмат. Великий скрипач одержал победу со счётом 4:3, хотя и с минимальным перевесом.

Прокофьев выражал убеждение, что игра в шахматы развивает логическое мышление, что, в свою очередь, помогает ему в творчестве и сочинении музыки.

Дореволюционный период

Для укрепления своего положения композитором, Прокофьев начал знакомиться с дирижерами и издателями. В 1911 году его фортепианная соната впервые была опубликована издательством нот Петра Юргенсона.

По окончании консерватории Прокофьев часто давал концерты, исполняя в основном свои произведения. Творения композитора вызывали разнообразные реакции у публики. В то время его музыка воспринималась как инновационная и смелая. После исполнения Второго концерта для фортепиано в 1913 году, музыкальные критики оживленно обсуждали услышанное в газетах. Один из рецензентов назвал композитора кубистом и футуристом.

Композитор выступал не только в Петербурге, но и гастролировал за границей. Находясь в Лондоне в 1914 году, Прокофьев познакомился с Сергеем Павловичем Дягилевым. Их долгосрочное сотрудничество завершилось только со смертью антрепренёра в 1929.

Эмиграция

Композитора мало интересовала политика, и революция не вызвала у него особого впечатления. Прокофьев всегда ценил комфорт и удобства. После прощального концерта в Москве в 1918 году, он покинул страну через Владивосток на пароходе в Токио, а затем отправился в США. В Нью-Йорке композитор написал цикл фортепианных пьес «Сказки старой бабушки» и оперу «Любовь к трем апельсинам» по сказке Карло Гоцци (1919 год), которая принесла ему мировую известность. Опера была поставлена в 1921 году в оперном театре Чикаго.

В 1922 году Прокофьев перебрался в Германию, а через год – во Францию. В Париже его музыка для балета «Русский балет» была использована Сергеем Дягилевым для постановки балетов «Стальной скок» (1927 год) и «Блудный сын» (1928 год).

В 20-е и 30-е годы Прокофьев активно гастролировал по городам Европы и Америки, неоднократно с успехом выступал в Советском Союзе. Во время одного из этих визитов он написал музыку к спектаклю «Египетские ночи» для Камерного театра (1934 год).

Творчество в советской России

В 1936 году после возвращения на родину композитор с семьей поселился в Москве. Здесь он написал свой знаменитый балет «Ромео и Джульетта» (1936 год) и добавил в свой репертуар оперу «Обручение в монастыре» (1940 год), кантаты «Александр Невский» (1939 год) и «Здравица» (посвящение Сталину, 1939 год), а также Шестую сонату для фортепиано (1940 год). По просьбе руководительницы Центрального детского театра, Натальи Сац, Прокофьев в 1936 году написал музыку и текст к сказке «Петя и волк», главная цель которой была показать детям звучание различных инструментов симфонического оркестра.

В 1941 году летом, по запросу Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова, он создал сказку-балет «Золушка». Вальс из этого произведения стал фирменной отметиной композитора.

В период Великой Отечественной войны, Прокофьев завершил работу над своей двенадцатилетней оперой «Война и мир» (1943), написал музыку к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (первая серия, 1945), Седьмую фортепианную сонату (1942) и Пятую симфонию (1944).

В пределах послевоенного периода, практически не покидая своей дачи под Москвой, композитор создал Шестую симфонию (1947) и знаменитую Седьмую симфонию (1952), Девятую сонату для фортепиано (1947), виолончельную Сонату (1949) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952).

У Прокофьева были ученики, с которыми он делал уроки в школе Московской консерватории.

Помимо всего прочего, у Прокофьева были литературные способности, о чем свидетельствуют его произведения: «Автобиография», «Дневник», несколько рассказов и оперные либретто.

Композитор получил множество званий и наград. В 1947 году он был назван Народным артистом РСФСР. Шесть раз ему была присуждена Сталинская премия, и он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени в 1943 году.

В 1957 году его Седьмая симфония была удостоена Ленинской премии посмертно.

Личная жизнь

Сергей Прокофьев вступал в брак дважды. Его первой женой была испанская певица Лина, дочь русских эмигрантов. Они поженились в 1923 году в Германии и вместе воспитали двух сыновей – Святослава и Олега. В 1936 году семья переехала в Россию, но Великая Отечественная война изменила их судьбу. Прокофьев отправил свою семью на эвакуацию, и он больше никогда не увидел Лину.

В 1948 году она была осуждена на 20 лет тюремного заключения по обвинению в шпионаже, но в 1956 года её реабилитировали. В 1974 году бывшая жена композитора уехала из Советской России и основала Фонд Прокофьева за рубежом. Оба их сына также эмигрировали из СССР.

В 1948 году Прокофьев встретился со студенткой Литературного института Марией-Цецилией Мендельсон (Мирой), и они начали встречаться. Впоследствии он заключил брак с Мирой, неоформив развод. После реабилитации Лина Кодина восстановила свой статус супруги композитора.

Прокофьев очень любил совершать небольшие поездки на автомобиле, причем его интересовали исключительно удобства. Перед выездом в любой город он обычно забронировал номер в самом лучшем отеле и ужин в лучшем ресторане. Он называл такие поездки «гастрономическими турами».

Сергей Прокофьев провел последние годы своей жизни в московской квартире в Камергерском переулке и скончался там 5 марта 1953 года от гипертонического криза. Его похоронили на Новодевичьем кладбище из-за того, что он умер в один день с Иосифом Сталиным, его родственники столкнулись с рядом трудностей в организации похорон.

В селе Красном (ныне Сонцовка) Донецкой области, где родился композитор, был открыт музей Сергея Прокофьева в 1991 году.

В 2008 году в Камергерском переулке Москвы была открыта музей-квартира Сергея Прокофьева, а в 2016 году рядом с музеем установили его памятник.

Несколько учебных музыкальных заведений в России и на Украине названы в честь композитора.

В 2012 году донецкому аэропорту было присвоено имя Сергея Прокофьева.

Одним из кратеров на планете Меркурий названо его имя.

Произведения

Список опер

  • «Кармен»
  • «Тоска»
  • «Фауст»
  • «Богема»
  • «Травиата»
  • «Риголетто»
  • «Норма»
  • «Борис Годунов»

Оркестр

  • Первая симфония
  • Вторая симфония
  • Третья симфония
  • Четвертая симфония
  • Пятая симфония
  • Шестая симфония
  • Седьмая симфония
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий