Еще в годы учебы Сергей Рахманинов приобрел известность как автор романсов, Первого фортепианного концерта и Прелюдии. Он разработал собственный, неповторимый стиль, который прославил его на мировой арене. Его произведения являются жемчужиной классической музыки, разработанной в петербургской и московской композиторских школах. Музыка Рахманинова вечна и не поддается возрасту, а, наоборот, привлекает все больше поклонников.
Детство
Сергей Рахманинов родился в деревне Семеново, недалеко от Новгорода, 1 апреля 1873 года. Его детство прошло в родовом имении отца, Василия Рахманинова, в Онеге. Отец был дворянином, а мать, Любовь Рахманинова (девичья фамилия Бутакова), была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса. Мальчик унаследовал музыкальные способности от отца, деда и прадеда. Дед Сергея, Аркадий Рахманинов, был известным пианистом, который часто давал концерты по всей России. Он даже написал фортепианную пьесу под названием «Прощальный галоп 1869 году». Отец Сергея также обладал музыкальными способностями, но играл лишь для близких друзей.
Сергей с самого детства увлекался музыкой. Его первым учителем была мама, которая научила его читать ноты. Позже к нему приходила пианистка, а в девять лет он стал учеником Консерватории в Санкт-Петербурге. Но такая свобода ничего хорошего не принесла — Сергей постоянно пропускал занятия без контроля. Родители созвали семейный совет, на котором мальчик объяснил причину своего поведения. Оказалось, что ему просто не хватало дисциплины и концентрации. Поэтому отец настоял на переводе его в Москву, где он продолжил учиться в пансионе для музыкально одаренных детей. Там его постоянно контролировали, и они каждый день уделяли шесть часов урокам. Кроме того, им было обязательно посещать Оперный театр и Филармонию.
Сергей Рахманинов провел 4 года в интернате, но затем вступил в конфликт со своим учителем и прервал обучение.
Вместо того, чтобы уехать из Москвы, он остался жить у родственников. В 1888 году он снова поступил в Московскую консерваторию, но уже на старший факультет. В возрасте 19 лет Сергей окончил учебу с золотой медалью, получив два образования – пианиста и композитора. Еще в подростковом возрасте Рахманинов познакомился с Чайковским, который помог ему поставить оперу «Алеко» в Большом театре. Опера была основана на произведениях Александра Пушкина.
Карьера Сергея началась сразу после окончания консерватории. Он был принят для обучения музыке в женском институте, где работал музыкальным преподавателем. Он также не отказывался от частных уроков, хотя не считал себя опытным учителем. Вскоре его пригласили дирижировать в Большом театре Москвы, где он изучил весь русский репертуар. Для проведения зарубежных спектаклей в театре пригласили итальянского дирижера И.Альтани.
События октября 1917 года заставили Рахманинова покинуть Россию. Он не поддерживал революцию и новое правительство, поэтому решил уехать из страны, охваченной революционными страстями, и уехал, как только это стало возможным. В это время ему пришло приглашение выступить с концертом в Стокгольме, и музыкант быстро воспользовался этой возможностью, чтобы больше не возвращаться.
Когда Рахманинов приехал в Европу, он оказался без денег, так как при выезде ему не разрешили взять с собой имущество и наличные. Он решил зарабатывать, играя на пианино. Сергей давал постоянные концерты, погасил все долги и завоевал огромную популярность. В 1918 году он отправился на пароходе в Нью-Йорк, где его встретили как героя и мировую звезду. В Америке Рахманинов снова выступал как пианист, иногда занимался и дирижированием.
До самого конца он продолжал выступать. Жители Америки буквально преследовали его, не давая прохода толпам фотографов и журналистов.
Часто Рахманинов укрывался, чтобы провести время в уединении, а не под постоянным присмотром журналистов. Он снимал номер в отеле, но предпочитал переночевать в своем личном вагоне на железной дороге. Таким образом, ему удавалось на время избежать назойливых репортеров.
Рахманинов получил первую славу еще в студенческие годы, когда написал свой Первый фортепианный концерт. Это произведение вызвало серьезный интерес в Москве. Его имя стало еще более известным после написания Прелюдии до-диез минор и множества романсов. Ожидалось, что у Сергея будет большое будущее. Однако успешное начало карьеры было омрачено провалом Первой симфонии. После ее исполнения в Санкт-Петербурге, критики раскритиковали композитора. Его прежние успехи просто забыли. На протяжении трех лет Рахманинов не мог находить в себе силы даже для написания музыки, из-за чего он погрузился в длительное депрессивное состояние и почти не вставал с дивана. Ему помог врач-гипнотизер, который помог вывести его из критического состояния.
После такого продолжительного перерыва Сергей вышел на сцену в 1901 году с презентацией своего нового произведения – «Второй фортепианный концерт». Эта композиция считается одним из самых великих произведений классической музыки. Современные музыканты находят в ней вдохновение для собственного творчества. Методику великого российского композитора использовали в своем творчестве такие музыкальные гении, как Фредди Меркьюри, Фрэнк Синатра, Селин Дион и группа «Muse».
После прослушивания симфонической поэмы «Остров мертвых», «Симфонии №2» невероятные эмоции захлестнули меня, она завоевала грандиозный успех у слушателей, в отличие от первой симфонии. Также была очень полюблена «Соната для фортепиано №2» c ее сложной структурой и использованием эффекта диссонанса. Особое место в творчестве Рахманинова занимает невероятно красивое произведение «Вокализ», которое стало частью сборника под названием «Четырнадцать песен». В настоящее время появились версии этого произведения для голоса, скрипки, фортепиано и других инструментов, что показывает его высокий уровень мастерства исполнителя.
Личная жизнь
Сергей Рахманинов, по мнению некоторых, был весьма влюбчивым человеком, который неоднократно испытывал чувства к своим поклонницам. Возможно, именно его эмоциональность помогла ему создать легендарные лирические романсы, которые вселяли глубокие чувства. В свои семнадцать лет он познакомился с семьей Скалон, и в этой семье его особенно привлекла Вера, которую он нежно называл Верочкой или «моей психопатушкой». Их чувства были взаимными, но чисто платоническими. Композиция «В молчанье ночи тайной» из Первого концерта для фортепиано и романс для виолончели и фортепиано была написана Рахманиновым для Веры.
После уезда в Москву, Рахманинов начал активно писать любимой огромное количество писем, наполненных словами о любви. Сегодня сохранилось почти сто таких посланий. В то же время он испытывал страсть к Анне Лодыженской, жене своего друга. Именно ей он посвятил один из самых красивых романсов – «О нет, молю, не уходи!», который стал классикой жанра.
Будущую супругу – Наталью Сатину, композитор встретил намного раньше. Ее родители были теми родственниками, у которых жил Рахманинов, когда покинул пансион.
Сергей почувствовал, что это настоящая любовь, в 1893 году. В это время он написал еще один романс, посвященный своей возлюбленной — «Не пой, красавица, при мне». Изменения в его личной жизни наступили через 9 лет, когда он официально женился на Наталье. В 1894 году у них родилась дочь Ирина. А в 1907 году у них родилась вторая дочь, Татьяна.
Но даже после создания семьи, композитор влюбился в молодую певицу Нину Кошиц, которая на время стала его «музой». Однако во время всех гастрольных поездок с ним была его добрая жена, которую он ласково называл «добрым гением всей жизни».
Рахманинов постоянно проживал в Америке, но часто бывал в Швейцарии. Здесь он построил красивую виллу «Сенар», с видом на гору Пилатус и озеро Фирвальдштет. Название виллы имеет особое значение, ведь оно является сокращением имен супругов – Сергея и Натальи Рахманиновых.