Сергей Рахманинов: биография, личная жизнь, фото и видео

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) был замечательным русским композитором, пианистом и дирижером. В своем творчестве он успешно соединил принципы западноевропейской музыки с традициями московской и петербургской композиторских школ, являясь выдающимся представителем русской музыкальной культуры.

Его музыка отличается глубоким эмоциональным насыщением, уникальным лирическим оттенком, патриотизмом и демократичностью. В своих произведениях он стремился передать всю величие русского духа, используя язык народной музыки и звучание колоколов. Как пианист, Рахманинов занимает особое место среди самых выдающихся исполнителей мира.

Детство и юность

20 марта (1 апреля) 1873 года в Новгородской губернии родился Сергей Рахманинов, в имении своей матери Онег. Он провел здесь свое детство и был очарован красотой русского северо-запада, которая всегда вдохновляла его и находила отражение в его музыкальных произведениях. Благодаря своей бабушке, которая водила его в местные монастыри, он полюбил старинные русские обрядовые напевы и народные песни.

Любовь к музыке была унаследована от матери, так как его родственники имели прямое отношение к музыке. Дед Рахманинова учился у Д. Фильда, стал пианистом, сочинял музыку и давал концерты. Отец Василий Аркадьевич был музыкально одаренным, а мать Любовь Петровна с самого детства учила Сергея играть на фортепиано.

Впоследствии его новым учителем стала А. Орнатская, благодаря которой он был принят в Петербургскую консерваторию. Однако учеба здесь clearly не пошла гладко, и после семейного совета было решено отправить Сергея в Москву в частный пансион профессора местной консерватории Н. Зверева. Позднее его учителями станут также А. Зилоти и С. Танеев. В это время Сергей знакомится с П. Чайковским, который предрек ему великое будущее.

Сергей Рахманинов: биография, личная жизнь, фото и видео

Композиторский дебют

В 1892 году Рахманинов окончил Московскую консерваторию как композитор и пианист. Уже на следующий год он был удостоен золотой медали за оперу «Алеко», которая была написана по либретто, предоставленному всем студентам, окончившим класс свободной композиции. П. Чайковский был в восторге от этого произведения, ему очень понравился драматизм оперы, ее внутреннее богатство и выразительность мелодии. Он поставил Рахманинову пятёрку с тремя плюсами на выпускном экзамене. По его рекомендации оперу приняли к постановке в Императорском Большом театре, где она имела грандиозный успех у широкой публики.

Поддержка Чайковского, который имел большой авторитет в музыкальном мире, вдохновила Рахманинова на новые достижения. В это время он создал симфонию «Утес», цикл «Музыкальные моменты» и несколько романсов, включая «В молчании ночи тайной» и «Весенние воды». Смерть великого композитора так сильно повлияла на Рахманинова, что он написал «Элегическое трио», в котором выразил всю боль расставания со своим наставником.

Публикация первых произведений композитора принесла ему широкую известность, но не прибавила богатства. Рахманинов вынужден был устроиться на работу в Мариинское женское училище. В 1897 году он работал дирижером в частной русской опере С. Мамонтова и смог поднять этот жанр на новый уровень. Однако премьера его Первой симфонии в этом же году оказалась провалом из-за ошибок исполнителей и новаторского характера материала. Этот неудачный опыт так сильно повлиял на Рахманинова, что он прекратил писать музыку на несколько лет и даже обратился за помощью к психиатру. Тем не менее, это не помешало ему выступать и заниматься другими делами. В 1899 году он отправился в свое первое международное турне как исполнитель, дав концерт в Лондоне. В это время он также неоднократно выступал вместе с Ф. Шаляпиным.

На пути к новым свершениям

В 1900 году композитор завершил работу над Вторым фортепианным концертом, что символизировало начало новой эпохи в его творчестве. В 1901 году это произведение было исполнено в Москве в авторском исполнении с оркестром под управлением А. Зилоти. Второй концерт сразу же завоевал широкую популярность и стал неотъемлемой частью репертуара лучших пианистов мира. Позднее отрывки из этого произведения неоднократно звучали в различных фильмах. Сразу после этого Рахманинов написал Сонату для виолончели и фортепиано, которая была пронизана поэтически-взволнованным настроением. Мелодичные темы произведения поражают своей эмоциональной насыщенностью и уникальной полнотой звучания.

Сергей Рахманинов

Широкое признание музыкального таланта Рахманинова привело его на сцену Большого театра, где он работал в течение двух сезонов. В этот период он создал две одноактовые оперы с названиями «Скупой рыцарь» и «Франческо де Римини», которые, к сожалению, не получили такого же признания, как опера «Алеко». Еще одна опера под названием «Монна Ванна» так и осталась незаконченной. В 1906 году Сергей Васильевич отправился в поездку по Апеннинах, а затем переехал в Германию, где прожил три года в Дрездене.

В 1909 году Сергей Рахманинов завершил работу над своим Третьим фортепианным концертом, который не уступает Второму по красоте и свежести идей, но превосходит его в зрелости и глубине мысли. По мнению Асафьева, именно в этом произведении начинает формироваться «титанический стиль рахманиновской фортепианности». Скоро после этого он отправляется в гастроли за океан, а по возвращении занимает должность инспектора русской музыки.

Новая музыка

В начале второго десятилетия XX века Рахманинов начал увлекаться созданием крупных хоровых композиций, в том числе богослужебных произведений под названием «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». В письме своему другу, профессору Московской консерватории, он выразил свою радость от работы над литургией, написав: «Давно не испытывал такого удовольствия». Первое исполнение этого произведения состоялось в Москве в ноябре 1910 года при участии Синодального хора.

Сергей Рахманинов

В 1913 году появилось еще одно великое музыкальное произведение — поэма «Колокола», основанная на стихотворении Э. По, переведенном К. Бальмонтом. Рахманинова вдохновило анонимное письмо с русским переводом стихотворения По и комментарием, что оно прекрасно подходит для музыки. Эта поэтическая работа сразу покорила сердце Сергея Васильевича, и он принялся «с большим пылом» трудиться над своим произведением.

В это время он создал несколько романсов: «Сирень», «Маргаритки» (по стихам И. Северянина), «Здесь хорошо», и несколько маленьких пьес для фортепиано. В общей сложности в его творческой биографии около 80 романсов, большинство из которых были посвящены женщинам. Например, в 1916 году он написал шесть произведений для выдающейся исполнительницы Нины Кошиц. Сергей Васильевич часто аккомпанировал ей на концертах и показывал свою влюбленность. После уезда из России Рахманинов больше не написал ни одного романса.

Жизнь в эмиграции

В 1917 году, в период революционных потрясений, когда большевики пришли к власти, Рахманинов решил уйти вместе с семьей в гастрольное турне по Скандинавии и больше не возвращаться на родину. Этот решительный шаг ему очень тяжело дался, ведь в одно мгновение он потерял связь с Россией, которая была для него особенно важна и дорога. «Уехав из страны, я потерял желание сочинять», — так он выразит свои чувства позже. В 1918 году Рахманинов с женой и детьми уехали в США, где он проявил себя прежде всего как выдающийся пианист, который в течение четверти века дал множество концертов. Он блестяще исполнял свои собственные произведения, а также различные варианты композиций романтических композиторов, таких как Лист, Шопен, Шуман. Кроме того, он очень редко выступал в роли дирижера, хотя его приглашали руководить оркестрами в Бостоне и Цинциннати.

Интенсивный труд был основной причиной творческого застоя Сергея Васильевича. Только в 1926/27 годах после почти 10-летнего перерыва он завершил работу над своим Четвертым концертом. Автор несколько раз дорабатывал это произведение, посвященное Н. Метнеру. Премьера концерта состоялась в Филадельфии в марте 1927 года. В 1934 году Рахманинов написал «Рапсодию на тему Паганини». Это произведение включает 24 вариации, посвященные 24 капрису великого итальянца, вдохновившего многих композиторов. Рапсодию чаще исполняют без перерывов, но внутри она органично делится на три части.

В 1941 году Сергей Рахманинов завершил композицию своего последнего произведения под названием «Симфонические танцы». В этой симфонической сюите прослеживаются любимые церковные мотивы автора, а также звуки оперы «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова. В целом, все его известные сочинения наполнены какой-то трагичностью, мистическим настроем, пониманием отрыва от родной земли. Даже при тяжелом заболевании (рак легких) Сергей Васильевич продолжал давать концерты. Всего за полтора месяца до своей смерти он выступал с первым концертом Бетховена с вдохновением, и только серьезное ухудшение состояния здоровья заставило его отменить гастроли. Сергей Рахманинов ушел из жизни 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз и был похоронен на кладбище Кенсико.

Личная жизнь

В жизни великого музыканта было много женщин, каждая из которых была его музой в разное время. Одной из них была Верочка Скалон, для неё он сочинил романс на стихи А. Фета с названием «В молчанье ночи тайной». Позже в его жизни появилась новая любовь — жена его близкого друга П. Ладыженского, по имени Анна. Его очаровали её черные цыганские глаза и необыкновенная женственность. В знак поклонения ей был создан романс «О нет, молю, не уходи». В 1893 году у Рахманинова появилось новое увлечение — Наталья Сатина, которую он хорошо знал ещё с детства, так как он некоторое время жил в её родительском доме. В знак любви к ней композитор сочинил новый романс, на этот раз с названием «Не пой, красавица, при мне». Их отношения закончились браком, который они заключили в 1902 году. Через год у них появилась старшая дочь Ирина, а в 1907 году они стали родителями младшей дочери по имени Татьяна.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий