В 1905 году Сергей Витте написал «Исторические хроники», в которых описаны события российской истории. Кроме того, было снято сто полнометражных фильмов, посвященных истории России.
Сергей Витте — биография
Сергей Юльевич Витте – выдающийся деятель индустриализации, который поддерживал множество реформ. Он стал инициатором строительства огромного железнодорожного пути от Москвы до Сибири. Также известен как великий министр.
Связь фамилии Витте с появлением легендарной Транссибирской магистрали, которая не только соединила Дальний Восток с Москвой, но и стала популярным маршрутом для туристов.
Юношеские годы
Знаменитый политик России родился на Кавказе в 1849 году. Его бедная, но знатная дворянская семья жила в Тифлисе. Отец Витте был немецкого происхождения, а его семья стала дворянами еще в 19 веке. Мать была связана с родом Долгоруких, что Сергею придавало особую гордость.
В семье было пятеро детей — две дочери и три сына. Сергей провел свое детство у своего дедушки по материнской линии, А.М. Фадеева. Его любимая бабушка научила его читать и писать.
Когда мальчику было время идти в школу, его послали в Тифлисскую гимназию, где он не блеснул своими учебными успехами. Сергей не любил точные науки и дисциплину, зато увлекался фехтованием, верховой ездой и музыкой.
Несмотря на неудачные результаты в аттестате, Сергей решает поступить в университет. Для этого он отправляется в Одессу, однако первая попытка не увенчалась успехом. Пришлось вернуться в родной город и продолжить обучение в гимназии. После упорного труда и постоянных повторений Сергей все-таки поступает в университет.
В детстве Сережа не был заинтересован в научных трудах, но постепенно все изменилось. После окончания вуза он хотел остаться работать на кафедре, потому что ему очень нравилась научная деятельность. Однако родственники уговорили его устроиться на государственную работу, посчитав, что дворянину не подобает заниматься наукой.
В это время в России начинается строительство железных дорог, в которое вкладываются огромные средства. Индустриализация захватывает внимание Витте, и под покровительством знатного друга семьи он устраивается работать в отдел Одесской железной дороги. Он видит будущее страны только в техническом прогрессе.
Случай спасший Сергея Витте от ареста лег в основу его стремительной карьеры. В 1875 году произошла жуткая катастрофа, в которой погибли несколько человек, включая начальника пути и молодого Витте. За это они были приговорены к четырехмесячному заключению, однако благодаря милосердию одного из князей, Витте избежал тюремного заключения. Наказание заключалось в двухнедельном отсидке на гауптвахте, который он отбывал только ночью, продолжая днем работу в офисе.
Этот случай послужил толчком для стремительного подъема карьеры Сергея Витте в государственной службе.
В 1880-х годах знаменитый администратор впервые встречает Александра III. Это знакомство становится поворотным моментом в карьере будущего министра. Глава монархического государства проявляет благосклонность к Сергею, и вскоре его назначают руководителем нового Департамента по железной дороге, организованного при Минфине. Александр видел в Витте союзника, друга и сторонника, который разделял его мечту о великом будущем для страны.
В начале своего правления новый руководитель был встречен неоднозначно, однако скоро он был избран министром, отвечающим за транспорт. Молодой чиновник проявил себя как крайне продуктивный работник, и вскоре его назначили министром финансов.
Сергей не забывал о железной дороге ни на минуту – он начал развивать эту отрасль, покупая железнодорожные линии за счет государственных средств. Одним из его главных достижений стало создание и реализация проекта Транссибирской магистрали.
Реформаторская деятельность
Во время работы министра, рубль был укреплен и получил «поддержку» в виде золотых монет и слитков. Это способствует укреплению национальной валюты, поскольку богатые люди вкладывают свой капитал в развитие страны.
Также важным достижением явилась винная монополия, которая приносит дополнительный доход в страну. Новый министр начал проводить реформы одну за другой. Витте занялся вопросами рабочего законодательства, в результате чего было утверждено постановление о нормированном рабочем дне. Он также стремился к изменениям в общинах крестьян, которые считал устаревшими.
Сергей Витте настаивал на том, чтобы руководство страной осуществляли только образованные и мудрые люди. Он добился того, что назначения на государственные посты производились исходя из заслуг, а не из дворянского титула. Известным стало высказывание Витте о том, что большая часть дворянство – это просто кучка дегенератов, которые заинтересованы только в своей личной выгоде. Неудивительно, что в кругах двора министра относились к нему с недоверием и опаской. Самым ценным качеством для Витте был ум и любознательность. По его мнению, именно эти качества должны быть определяющими при выборе хорошего чиновника или управленца.
Предыдущий государь благосклонно относился к реформам Витте, но вскоре престол России занял новый правитель. Николай II еще не успел стать императором, как враги министра начали кампанию против него. Их цель была проста – Витте должен быть уволен. Николай не любил Сергея, так как обаятельный министр превосходил императора во многом. Но без опытного чиновника император не мог обойтись – слишком многое держалось на бывшем управленце. Витте также презрительно относился к Николаю, считая лучшим предыдущего правителя России – Александра III.
Сергей Витте всегда был мастером остроумных высказываний и умел раздражать своих оппонентов в словесных дуэлях. Его репутация привлекла к себе множество врагов из высших кругов общества, и это стало началом новой главы его жизни. В 1903 году он вступает в должность председателя Кабинета Министров, но на самом деле это была лишь формальная позиция, и у него не было реального влияния на важные вопросы. Три года спустя этот бывший могущественный чиновник и великий реформатор полностью ушел из политической жизни, объявив свою отставку.
Личная жизнь
У Сергея Юльевича Витте было два брака в его жизни. Он оба раза вступал в брак по настоящей любви, но его личная жизнь была полна трагедий. Свою первую жену, Надежду, будущий государственный деятель встретил еще в Одессе. В то время она уже была замужем, но это не остановило Сергея. Он сделал все, чтобы помочь ей развестись. Скоро они поженились, но их счастье было недолгим. Надежда страдала от серьезной болезни и часто ездила на курорты, чтобы улучшить свое здоровье. В 1890 году она скончалась от сердечного приступа.
Через год произошло еще одно важное событие – Сергей встретил Марию Лисаневич. Ее красота была ее секретным оружием, привлекавшим внимание многих влиятельных людей, которые предлагали ей помощь. Она использовала свою привлекательность, иногда принимая помощь, но всегда понимая ее настоящую цену. Мария была замужем, и ее муж не хотел разводиться. Однако Витте решил рискнуть карьерой и заплатить большие деньги, чтобы добиться своего. Так Сергей и Мария снова вступили в брак.
Однако аристократия не восприняла супругов благосклонно. Мария была неприемлема и вызывала презрение, так же как и её муж, Сергей. У Витте не было собственных детей, поэтому он удочерил дочерей своей жены от предыдущих браков.
Болезнь и смерть
В своё время Сергей Витте столкнулся с покушением, однако ему удалось спастись.
Последние годы своей жизни бывший министр провёл в Петрограде. Именно здесь в 1915 году он заболел страшным менингитом, который стал причиной его скорой смерти.
Николай II позже скажет, что смерть Витте стала для него знаком божьим. Император почувствовал облегчение, ведь больше не было рядом с ним «очага интриг». Николай даже представить себе не мог, что пройдет ещё несколько лет и начнётся революция.
Известно, что Витте работал над написанием собственных мемуаров. «Воспоминания» были изданы в 20-х годах прошлого века в Германии.
Жизнь выдающегося Витте была короткой — он прожил всего 65 лет. Однако за это время он успел провести множество значимых реформ, которые способствовали улучшению жизни обычных людей. Витте вошел в историю, о нем до сих пор снимают фильмы и пишут книги. Ему даже присвоено почетное звание дедушки глобальной индустриализации.
- В своей работе Сергей Витте всегда проявлял творческий подход. Он стремился познакомиться со всеми аспектами различных профессий, будь то кассир или смотритель железных дорог.
- Покинув управленческую должность, Витте столкнулся с финансовыми трудностями. Ранее он получал около 40 000 рублей, что было значительной суммой для того времени. В новой должности чиновника его доход составил всего 8 тысяч в год. Также Александр оказывал финансовую поддержку, выплачивая Сергею дополнительные 8 000 рублей.
- Нынешние жестяные подстаканники начали использоваться в поездах именно во времена работы Сергея Витте в железнодорожной сфере.