Шалва Амонашвили — биография педагога и его идеи воспитания

Шалва Амонашвили — выдающийся психолог и педагог, который внес значительный вклад в развитие педагогической науки. Он разработал свою собственную методику работы с детьми и написал множество трудов по педагогике и психологии.

Его подход к обучению основан на принципе уважения личности и гуманности. Он объединил в своей методике педагогику, философию и основы бытия, сфокусировавшись на развитии каждого ребенка как личности. Его система доказала свою эффективность в обучении, воспитании и духовном развитии детей.

Детство и образование

Шалва Александрович появился на свет в Тбилиси – столице Грузии, 8 марта 1931 года. Его отец погиб в 1942 году на Крымском полуострове, защищая свою страну на фронтовой линии. Мать одна воспитывала двух детей – Шалву и его сестру. Вся жизнь мама внушала им верность, чувство справедливости и доброту, несмотря на все трудности.

После окончания образовательного учреждения, следующим этапом в моей жизни стало поступление в престижный университет, расположенный в столице Грузии — Тбилиси. Мой выбор пал на изучение восточных культур и я поступил на факультет востоковедения. Моя педагогическая карьера началась в 1952 году не в школе, а в советском лагере, где я работал воспитателем пионеров, только что окончив второй курс университета. Позже я прошел практику в учебном заведении, где преподавал трудовое обучение и историю. С 1955 года я работал в научно-исследовательском институте имени Гогебашвили в Грузии. В 1958 году я успешно защитил диссертацию и получил степень кандидата педагогических наук. Через два года я защитил докторскую диссертацию по педагогике. Я работал в НИИ Амонашвили до 1991 года, последние восемь лет из которых занимал должность директора института.

Шалва Александрович Амонашвили

Шалва Александрович принял решение отказаться от всех своих ученых степеней, так как считал, что они несовместимы с его новыми педагогическими взглядами. Во время работы в институте он проявил себя как исследователь, изучив и обобщив все имеющиеся религиозные и педагогические труды таких ученых, как Выготский, Сухомлинский, Давыдов, Рерих, Бердяев, Эльконин и Флоренский. Исходя из своих исследований, Амонашвили за несколько лет разработал собственную методику педагогики, которую он назвал гуманной педагогикой.

В 1972 году Амонашвили защищает свою докторскую диссертацию в институте педагогической психологии в Москве. В этом же году начинается новый этап его жизни, поскольку ученый принимает решение принять работу в одной из школ. Всего за два года учебное заведение, которое раньше отставало, становится лидером в своей области.

В 1980 году он получает звание профессора, а начиная с 1987 года начинает совмещать эту должность с работой в экспериментальном отделе НПО Министерства образования Грузии. В это трудное время его поддерживают его жена и Давыдов. В то же время его новаторские методы преподавания постоянно находятся под угрозой увольнения и подвергаются беспощадной критике.

В период с 1988 по 1989 годы было время плодотворного сотрудничества с Леонтьевым и его проектом «Школа». С 1993 года активно работает и развивается проект «Школа 2100». Именно на его основе разрабатываются новые методики и модели образования, а также тестируются передовые технологии для внедрения в систему образования. Однако после некоторого времени ВНИК неожиданно закрыли, оставив создателей «у разбитого корыта», а все разработки заморожены. Несмотря на сожаление о пропущенной возможности, в образовательной программе начался необратимый процесс изменений.

В 90-х годах Шалва Александрович был заведующим кафедрой в университете Тбилиси. В конце этого десятилетия он основал собственную лабораторию для изучения «гуманной педагогики» и стал её руководителем. С 2001 года он также возглавляет Международный Центр Гуманной Педагогики, базирующийся в центре Рерихов в Москве.

Гуманно-личностная педагогика

Ученые всегда занимались исследованиями в области педагогики, в результате чего появлялись новые направления и идеи, например, гуманно-личностная педагогика Амонашвили. Эта идея стала основой для образования и позволила лучше понять психологию детей, основываясь на взаимодействии души и Высших Сил.

Шалва Александрович Амонашвили

Основой гуманно-личностной педагогики является этот принцип, как утверждает Шалва Александрович – его можно обнаружить во всех священных текстах. Педагогический подход строится на особом видении детей:

  • Как неразрывную часть земной жизни;
  • В качестве исполнителей особого предназначения;
  • Обладающих духовной энергией;

Этот принцип способствует развитию у детей стремления к саморазвитию и личной свободе. Учитель в данном случае лишь является примером духовности.

Психолог и исследователь рекомендует педагогам ежедневно повторять благодарственную мантру: «Благодарю тебя, Господи, за доверие воспитать твоих детей».

Шалва Александрович Амонашвили

Шалва Александрович стал прорывателем в области образования, сказав, что педагогика сотрудничества должна быть современной и опытной. Его методы ценят ребенка, признавая все его сильные и слабые стороны, но не разрушают его. Основными принципами его метода стали:

  • Любовь к детям;
  • Создание душевного комфорта и равновесия для ребенка;
  • Проявление самого себя в каждом ученике;

Если следовать этим принципам, ребенок обязательно откроется и начнет доверять. Это также приведет к большему успеху в учении, так как ученики не будут стесняться задавать вопросы и получать на них ответы. Это лучший способ к саморазвитию и познанию. При этом каждый учитель должен обладать следующими качествами:

  • Способность понимать учеников и быть им наравне;
  • Надеяться на успешный итог и внушать уверенность;
  • Человеческие черты: самоконтроль, улыбчивость, дружелюбие, умственность, любовь;

Только в таких условиях можно добиться положительных результатов. При взаимодействии учитель станет тем двигателем, который толкает и направляет в нужном направлении, в то время как сами дети обладают энергией, необходимой для обучения. Ученый утверждает, что не существует слабых и отстающих учеников, просто необходимо создать для них благоприятные условия.

Шалва Александрович Амонашвили

При обучении по методике Амонашвили каждая школа ставит перед собой следующие цели:

  • Сделать уроки более увлекательными и познавательными для учеников;
  • Находить индивидуальный подход к каждому ученику;
  • Направлять энергию детей в конструктивное обучение;
  • Вдохновлять детей на получение знаний;

В школах, использующих методику Амонашвили, не используется система оценок, которая бы разделяла учеников на талантливых и отстающих. Каждый ученик соревнуется только с самим собой, стремясь раскрыть свой потенциал. Здесь нет места соперничеству, только взаимная поддержка и сотрудничество. Ученики не только учатся, но и участвуют в создании учебных программ и организации учебного процесса. Практика показывает, что данная методика приносит отличные результаты. После многолетнего экспериментального обучения новая система получила одобрение Министерством образования РФ и была рекомендована для использования в школах.

Педагогическая система, основанная на методике Амонашвили, представляет собой целостную систему взаимодействия взрослых и детей. В этой системе особую роль играют родители, которые выступают в качестве педагогов и должны воспринимать своих детей как великий дар. Любовь к родителям должна стать центральной точкой, вокруг которой будет строиться воспитание. В своих трудах Амонашвили выделяет несколько типов воспитания: стихийное, традиционное, идейное и системное. Особое внимание уделяется системному воспитанию, которое является основой гуманной педагогики. Только сотрудничество между учителями и родителями может привести к положительным результатам в развитии и обучении детей.

Шалва Александрович Амонашвили

Методика получила официальное признание Министерством образования России и была распространена с 1961 года не только в стране, но и во многих европейских государствах. В Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Сургуте и других городах уже несколько лет успешно функционируют экспериментальные школы. Многие из них находятся под руководством Шалвы Александровича.

Лаборатории, созданные ученым, занимаются разработкой новых образовательных программ, специальных курсов для студентов, а также предоставляют консультации педагогам и родителям.

Личная жизнь

Семейное счастье Шалвы Амонашвили — результат удачного брака. У них появились два потомка. Жена автора большого числа научных работ также работает профессором-педагогом. На протяжении всей жизни именно эта женщина остается для своего мужа верным союзником, преданным другом и надежным помощником.

Шалва Александрович Амонашвили

Сегодня Шалва Александрович все еще возглавляет Академию социализации и искусства в Москве и является завлаборатории в Московском педагогическом университете. Вопреки своему возрасту, он по-прежнему остается активным, продолжая проводить лекции, семинары и координировать работу исследователей и лабораторий как в России, так и за рубежом.

В наше время методика Амонашвили пользуется огромной популярностью среди педагогов. Это происходит потому, что сама идея очень проста и близка как учителям, так и родителям. Она предлагает простые решения на такие вопросы, как «Как установить связь с ребенком?», «Как внушить любовь к обучению?», «Как вести наказания и нужно ли их вообще вводить?» и многое другое.

Каждый ученик в школе Шалвы Александровича с удовольствием и радостью осваивает знания. Дети ощущают ответственность и достоинство, размышляют на уровне взрослых и правильно оценивают свои усилия. Педагоги помогают им решать проблемы, направляя, но не делая все за них.

Сегодня все больше родителей обращаются в детские сады и школы с новыми подходами к обучению. Учителя стремятся усвоить эти идеи и внедрить их в процесс обучения. Однако появились и критики, относящие основные принципы к оккультным учениям. Это утверждение неверно, поскольку в основе методики лежат гуманность и духовность, любовь и вера, доброта и самопознание, совесть и взаимопомощь.

Амонашвили изначально основывал свою методику на знаниях из Библии. Поэтому отвергать гуманную педагогику — это как отрицать существование духовных ценностей.

Шалва Александрович Амонашвили

Все лаборатории и школы во всем мире объединены в рамках единой Ассоциации гуманитарной педагоги. Интерес к идее Амонашвили постоянно увеличивается, что приводит к открытию новых дошкольных образовательных учреждений, которые пользуются популярностью среди родителей.

Сын педагога и исследователя взял на себя продолжение работы отца, возглавив Международный центр. Также он руководит детским центром в Тбилиси под названием «Басти Бубу» и телестудией для детей. Среди последователей Мансурова – Москва, Баранюк – Эстония, Султанов – Дагестан.

Шалва Александрович является автором и издателем большого количества методической литературы, в которой подробно описана не только основная идея, но и различные способы решения различных ситуаций. Сегодня Амонашвили руководит собственным издательским домом. Также совместно с академиком Зуевым он готовит к выпуску «Антологию Гуманитарной Педагогики», охватывающую период с античных времен до наших дней.

Награды

Шалва Александрович считается выдающимся ученым почти во всех странах мира. Это подтверждается разнообразием наград:

  • 1973 – он получил докторскую степень в области психологии;
  • 1980 – стал профессором педагогического университета в Москве;
  • 1985-1989 – был членом-корреспондентом АПН СССР;
  • 1989 – 1991 – стал действительным членом АПН СССР;
  • 1993-2001 – был почетным членом РАО;
  • С 2001 года – является действительным членом РАО;
  • 2006 – стал иностранным членом АПН в Украине;

Он также является доктором Софийского болгарского университета и многих педагогических университетов в Украине;

В 2013 году ученый удостоился медалей «Учитель Великой России», медали имени Ушинского, премии правительства и ордена «Буратино».

Научные работы

  • Обучение и оценка: важные аспекты образования
  • Формирование личности через обучение
  • Методическое пособие «Привет, дети!» для педагогов
  • Приветствие и забота: ключевые моменты в работе с детьми
  • Единство целей в образовательном процессе
  • Роль оценки в воспитании и обучении школьников
  • Обязательное обучение с шести лет: за и против
  • Мысли о гуманной педагогике и воспитании
  • Образование как школа жизни
  • Улыбка учителя: искренние мысли
  • Вера и любовь в педагогике
  • Исповедь отца своему сыну: воспитание и образование
  • Письма к дочери: важные моменты в отношениях
  • Баллада о воспитании: важные аспекты
  • Истина в образовании: ключевые моменты
  • Сердце в образовании: один из важных аспектов
  • Развивайтесь вместе с нами: приглашение к обучению и росту
  • Жизнь героями духа: о важности этого пути
  • Культура в воспитании детей: важные моменты
  • Артемовск: ключевые события и вехи
  • Свет знаний: важный ресурс для учителя
  • Как развивать детей (мой личный опыт)
  • Амона-Ра: Миф о Драгоценности
  • Песня Огромной Любви

Если вы заметили ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и нажав на него.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий