Симеон Полоцкий — биография, жизнь, идеи и деятельность

Симеон Полоцкий – знаменитый русский богослов, духовный писатель, поэт, и выдающийся деятель культуры в 17-м веке. Он воспитывал детей царя Алексея Михайловича – Ивана, Софью, Федора и Петра.

Значимое лицо в русской культуре, Симеон Полоцкий, стал одним из первопроходцев в использовании силлабического стиха в России, в котором строки содержат одинаковое количество слогов с неритмичными ударениями. Он был близок к царскому двору: учил детей царя, заинтересовал поэзией царевну Софью, Ивана V и Федора III, а также помог юному Петру в изучении букваря.

Ранние годы

Известный духовной личностью был Самуил Петровский-Ситнианович, который родился 12 декабря 1629 года в Полоцке. Именно отсюда произошло его прозвище. Семья мальчика была довольно состоятельной: его отец, Гавриил, имел собственные торговые лавки и работал на государственной службе в Полоцком магистрате. Отец умер в раннем возрасте, и мать вышла замуж повторно. Отчимом будущего писателя стал богатый вдовец Емельян Шеремет.

С юного возраста Петровский-Ситнианович получил образование в Полоцкой братской школе, где ученики изучали основные предметы и читали церковные тексты, такие как Псалтырь и Часослов. После окончания начального образования в 1640 году он отправился в Киев и поступил в Киево-Могилянскую академию, которая была в то время очень престижным учебным заведением, куда обучались дети состоятельных людей из России и Восточной Европы. Там студенты изучали церковнославянский, греческий и польский языки, причем все занятия велись на латыни. Его наставниками были известные преподаватели — просветитель Лазарь Баранович и епископ Петр Могила.

Помимо учебных предметов, молодые люди изучали риторику. Раз в неделю они проводили диспуты по различным темам, а ежегодно устраивался поэтический конкурс, где студенты читали стихи как известных поэтов, так и свои собственные произведения. Обычно это были торжественные рифмованные тексты с произвольным ритмом. Участвуя в подобных мероприятиях, Петровский-Ситнианович заинтересовался поэтическим творчеством. В 1648 году он представил свое первое сочинение – песнопение под названием «Акафист Пресвятой Деве».

Через два года после окончания академии студент получил диплом дидаскала — учителя монастырской школы. Решив продолжить образование, он поступил в иезуитскую академию в Вильно (современный Вильнюс). Здесь он столкнулся с непростым выбором, так как иезуиты не принимали православных, и ему пришлось принять католицизм.

В итоге Самуилу удалось поступить на богословский факультет академии, где система обучения строилась по античному принципу. Студентам преподавали "свободные искусства": арифметику, грамматику, геометрию, астрономию, музыку, диалектику и риторику.

В начале 1656 года Петровский-Ситнианович успешно защитил свой диплом и вернулся в родной Полоцк. Летом того же года он вернулся в свою веру, став православным монахом с новым именем Симеон. Работа молодого человека началась в Полоцкой братской школе, где он принял должность преподавателя иностранных языков.

В этой школе Симеон осуществил некоторые изменения: помимо греческого и латинского языков он начал преподавать также и белорусский, позже увеличив число лекций по поэзии и риторике. Педагог разработал интересную систему обучения: чтобы ученики лучше усваивали материал, он писал для них короткие стихи.

В то время монах также занимался созданием произведений, предназначенных для исполнения во время православных праздников. В этот период были опубликованы его произведения «Стихи краесогласный в день страдания Господа нашего Иисуса Христа» и «Стихи на слова, яже Христос, распятый на кресте, мовил до Бога Отца». Активное использование этих и других произведений духовного поэта на богослужениях городских храмов было обычной практикой.

Знакомство с государем и переезд в Москву

В начале русско-польской войны жители Полоцка чувствовали себя довольно безопасно, так как военные действия происходили далеко от города. Однако летом 1656 года ситуация резко изменилась: русские войска одерживали победы и быстро продвигались на запад. В конце июня Полоцк был захвачен, и царь Алексей Михайлович планировал приехать туда уже через несколько недель. Симеон и настоятель Богоявленской обители взяли на себя организацию торжественной встречи для царя.

При въезде в город Полоцк жители радостно встретили Алексея Михайловича, который приказал своим подопечным Симеону читать отрывки из его произведения «Метры на пришествие во град отчистый Полоцк пресветлого благочестивого и христолюбивого государя царя и великого князя Алексея Михайловича». Стихотворение состояло из трех частей: первая пожелания долгих лет царствия, вторая — похвала его деятельности, а в третьей части Симеон благословлял и сравнивал его с великим императором Древнего Рима Константином.

Так, царь пробыл в городе несколько дней. В осень 1656 года, после неудачного штурма Риги, войско Алексея Михайловича возвращалось в Москву. Во время возвращения государь также заехал в Полоцк. Военная кампания не считалась полностью провальной: в ходе боев русским войскам удалось взять крепость Дерпт, которая теперь называется городом Тарту.

По этому случаю Симеон написал ещё одно поэтическое произведение под названием "Приветствие на взятие Дерпта". В этом произведении Алексей Михайлович предстает защитником православной веры и благим миссионером.

В 1660-х годах монах отправился в Москву, куда его послала за вещами скончавшегося там полоцкого архимандрита. Однако в родные края духовный писатель больше не вернулся.

В то время в столице России проходил Собор, где судили патриарха Никона за его самовольное покидание должности. Симеон Полоцкий не мог участвовать в диспутах, так как к ним были допущены только монахи высших священнических званий.

В начале 1660 года богослов посетил Кремль вместе со своими учениками и представил царю Алексею Михайловичу свои новые торжественные стихи.

Именно в эти годы Полоцким стали называть монаха. Каждый раз, встречаясь с царем, поэт покровительствовал его слух вышедшей поэзией. После рождения дочери у царя, Симеон представил свое новое произведение под названием "Приветствие новорожденной царевне Марии".

В середине 1660-х годов государь провел ряд изменений в Приказе тайных дел, в том числе в области обучения подьячих. Полоцкому было поручено занять должность преподавателя латыни и риторики. По личному указу Алексея Михайловича богослову были выделены комнаты в Спасском монастыре и установлено достойное жалование.

На службе у государя

В 1666 году монах из Полоцка начал работать у митрополита Паисия Лигариду, который только что приехал из Греции и не знал русского языка. Симеон стал его переводчиком и помощником во всех делах. Он участвовал в важных переговорах, переводил письма и писал от имени своего начальника.

Спустя год, Полоцкий представил свою новую книгу «Жезл правления» перед паствой, которая была подготовлена советом. В этом произведении монах критиковал раскольнические взгляды, отличные мнения и остатки старообрядчества. После этой книги последовал еще один труд — литературный перевод работы Паисия Лигарида «Поучение, или Беседа увещательная». Здесь звучал призыв к усовершенствованию образовательной системы и открытие новых школ.

Время от времени Симеон Полоцкий был признан придворными поэтами. Он написал несколько стихов о рождении наследников престола в своем уникальном стиле. Например, его произведение «Приветствие царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича» было оформлено в форме звезды. Через это поэт хотел подчеркнуть великое будущее, которое ожидало царевича.

В 1667 году Алексей Михайлович указом назначил монаха воспитателем для наследника Алексея. Поэт посвятил своему царственному подопечному стихи «Осуждение царевичу», в которых представил будущего мудрого образованного монарха, неустанно заботящегося о своих подданных.

После ухода из жизни цесаревича Алексея Симеона Полоцкого, младшие дети государя — Софья и Федор, получили поддержку. Для них монах написал произведения под названием "Житие и учение Христа Господа и Бога нашего" и "Книга кратких вопросов и ответов катехизических", в которых основы богословия были изложены в увлекательной форме.

В начале 1670-х годов богослов завершил свою работу над трудом под названием "Венец веры". В этой книге он простыми и понятными словами изложил основные богословские учения о мире, описал значимые для религии исторические события и пояснил значения религиозных терминов. Современник писателя и автор грамматического учебника Генрих Лудольф отмечал, что книга Полоцкого не содержит сложных славянских слов и поэтому стала понятной для большинства читателей.

В 1672 году вторая жена государя, Наталья Нарышкина, родила сына Петра. В честь этого события Симеон написал торжественные стихи и за это был удостоен чести отведать угощений прямо со стола царя. Имеются записи из дворца, в которых указано, что монах получил несколько сахарных голов, леденцов, конфет, зернистого и узорчатого сахара, виноградных ягод и фиников.

После ухода из жизни Алексея Михайловича в 1676 году на престол взошел Федор III, который был под опекой Симеона Полоцкого. Через короткое время по совету монаха молодой правитель открыл типографию во дворце, которая не была подчинена цензуре патриарха. Через три года там была выпущена «Азбука словесного языка», созданная богословом специально для маленького Петра. Учебник состоял из трех частей: первая часть содержала рассказ о вере, вторая включала моральные истории, а в третьей начиналось знакомство с правилами чтения и счета. Этот учебник использовался на протяжении четырнадцати лет царевичами, а после ухода из жизни монаха его дополнил ученик Симеона Карион Истомин.

В 1679 году Симеон Полоцкий принял решение опубликовать сборник, объединяя все свои придворные стихи в книге с названием «Рифмологион». Через год поэт представил собрание сочинений под названием «Вертоград многоцветный», который был организован в форме энциклопедии и содержал несколько тысяч стихов. Все произведения были упорядочены по алфавиту и разделены по тематике. В этой книге можно было найти как переводы древней литературы и богословских работ, так и сочинения самого Симеона Полоцкого. Главными персонажами произведений стали грешники и праведники, правители и священники, судьи и торговцы, у каждого из которых были как свои добродетели, так и пороки.

Стихи монаха были написаны в силлабическом стиле, что означает, что ритм достигался равным количеством слогов в каждой строке. Симеон стал первым русским поэтом, который начал использовать этот прием. После Полоцкого силлабические произведения стали популярными: его жанр начали развивать Василий Тредиаковский и Антиох Кантемир.

Создание стихотворной версии Ветхого Завета, известной как "Псалтырь рифмованная", было завершено в 1680 году. Этот метод стал еще одним примером новаторства, возвеличившим талантливого богослова. В процессе работы над произведением, Симеону приходилось заменять некоторые слова, чтобы привести текст к силлабической форме.

Многие религиозные деятели были недовольны таким изменениям, поскольку они знали Псалтырь наизусть в прежнем виде. Автора критиковали за своеобразную интерпретацию священных текстов. Патриарх Иокаим активно препятствовал изданию новой версии Псалтыря, однако Полоцкий имел поддержку государя, и книга все же была опубликована.

В процессе творчества над духовными трудами, монах параллельно осуществлял задумку о создании первой академии под названием «Привилегия на академию». В своем проекте он представил будущие факультеты учебного заведения и разработал учебную программу. Симеон выразил убеждение, что помимо изучения иностранных языков студентам необходимо обучать и гражданским и духовным дисциплинам, таким как диалектика, риторика, богословие и философия. Он также настаивал на том, что академия должна быть открыта для всех, независимо от социального статуса. Планировалось разместить высшую школу на территории Спасского монастыря.

Смерть Симеона Полоцкого произошла 25 августа 1680 года в Москве. Его тело было захоронено в Заиконоспасском монастыре, но его могила не была обнаружена до наших дней.

Нам удалось отыскать надгробную плиту с написанным на ней эпитафией ученика Сильвестра Медведева, которая в настоящее время находится в Спасском соборе бывшей монастырской обители.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий