Симон Ушаков – выдающийся русский мастер искусства, иконописец, и гравёр
Фамилия Ушаков является символом российской истории и культуры. Каждый образованный человек знает несколько известных Ушаков, включая автора словаря, адмирала и художника. Изображения святых, созданные Симоном Федоровичем, до сих пор украшают Троице-Сергиеву лавру, Новодевичий монастырь, московские храмы, Третьяковскую галерею и Русский музей.
Судьба
Уникальный талант русского живописца и иконописца Симона Ушакова наполнен тайнами и загадками. Точная дата его рождения до сих пор остается неизвестной. Его родители назвали его Пименом, но позже имя было изменено на Симон.
В возрасте 22 лет Симон Ушаков стал знаменщиком Серебряного приказа в Оружейной палате и работал на этой должности до 1664 года. Он занимался росписью знамен, созданием узоров, орнаментов для дворцов и церквей, реставрацией храмовой живописи, составлением чертежей, украшением монет и ружей.
Благодаря усердному труду и высокому профессионализму Ушакова, он завоевал уважение и благосклонность правителя Алексея Михайловича. Его карьера иконописца стремительно поднималась, и к концу 1663 года он был переведен в Оружейную палату, где ему была присвоена должность изографа. На новом месте работы его коллегами стали мастера правителя, и Симон также основал школу иконописцев. Одним из его проектов было создание «Азбуки художеств». Естественно, что благодаря этим талантам Ушаков стал ведущим экспертом по изобразительному искусству своего времени.
Иконопись
Под руководством Симона Ушакова были введены значительные изменения в технике написания икон. Он применял новаторские методы и приемы для создания изображений святых лиц. Симон Ушаков стал первым художником, который на иконах воплотил стихотворные тексты, восхваляющие Творца и выражающие надежду на его милость. Также в этих стихах упоминалось имя заказчика иконы.
Ушаков создал около 12 различных изображений Христа в иконе «Спас Нерукотворный». Он стремился передать каждую мельчайшую деталь образа Спасителя, используя живописные техники. В своих работах он тщательно изображал черты лица Иисуса, сосредотачивая внимание на глазах, ресницах и выразительном взгляде. Однако старообрядцы часто осуждали его за новаторство, обвиняя в богохульстве и подражании западной живописи
Кроме того, мастер Симон уделял значительное внимание фону, передавая естественные светотени и пространство. Известно, что церковные врата и иконостас были переработаны по инициативе изографа из Москвы.
Несмотря на критику, Ушаков оставался верен традициям русской иконописи, хотя в его работах можно увидеть стремление к стилю западноевропейских художников, активно творивших на стыке различных эпох.
Искусствовед получал заказы на создание икон для церквей и монастырей, например, для храма святителя Григория Неокесарийского, где находится изображение Христа Вседержителя и Богородицы Елеусы Киккской. Однако Симон с удовольствием принимал и «мирские» заказы.
Ушаков является автором портретов первых лиц государства в произведениях под названием «Древо государей Российских» и «Древо Государства Российского». В последней работе художника Богоматерь Владимирская изображена на фреске вместе с царями и князьями Российской империи. В 1685 году Ушаков закончил свою последнюю известную работу под названием «Тайная вечеря», которая была размещена в Успенском соборе Троице-Сергиева монастыря.
Личная жизнь
По информации, которая хранится в «Спас на троне», есть записи о личной жизни Ушакова. Согласно данным, Симон Федорович был в браке с женой по имени Феврония, а у него было двое детей, чьи имена были Петр и Евфимея. Несколько наследников художника ушли из жизни еще в детстве.
Смерть
25 июня 1686 года завершил свой земной путь великий иконописец. Его похоронили рядом с Знаменским мужским монастырем, где он провел последние годы. В том же монастыре его родные — дядя и отец — были монахами. Известно, что Симон Ушаков скончался от естественных причин.