Софья Станиславовна Пилявская – известная актриса кино и театра, получившая звание Народной артистки СССР.
Детство и юность
Любовь Доброжанская, известная театральная актриса Красной армии, имела коллегу по труппе МХАТа, Софью Станиславовну, которая происходила из древнего польского рода. В отличие от отца Любови, который был награжден именным оружием за свою службу, отец Софьи был активным противником царского режима в России.
Родители Пилявской сначала поженились, затем состояли в браке в одном из храмов Санкт-Петербурга. На тот момент отец будущей актрисы, Станислав Пилявский, был студентом юридического факультета университета города. В Санкт-Петербурге родился и старший брат будущей звезды сцены, который был назван в честь своего отца – Станислав. София же родилась в Красноярске 4 мая 1911 года. Семья была вынуждена переехать в этот город из-за ссылки отца на постоянное место жительства без права покидать его.
Вопреки их ссылочному положению, семья Пилявских имела кухарку, няню и даже дворника. Родители общались с многими известными людьми того времени, включая Авелия Енукидзе, который также отбывал свое наказание. На содержание «сибирякам поневоле» отправлялись деньги мамы Станислава Пилявского и ее второго мужа, а также тетки будущей актрисы, старшей сестры матери. Следует отметить, что семья не претерпевала нужды и даже имела свою собственную дачу, построенную на берегу Енисея.
Сразу после рождения Софьи в Красноярск приехала бабушка, которая прожила в городе почти целый год. Затем девочку забрали в Польшу, где ее тайно крестили по всем правилам христианской веры. Юная актриса получила имя Софья Аделаида Антуанетта. Однако сама девушка всегда просила друзей называть ее просто Зосей.
В юности Софья была слабым ребенком и перенесла множество инфекционных болезней. В три года она переболела оспой, а в семь – сыпным тифом. Тем временем Пилявская была активным и любознательным ребенком, ее даже старший брат слушал и уважал. Дебют на сцене юной актрисы произошел в раннем детстве, когда она впервые вышла перед зрителями в образе Мухи на сцене театра в Красноярске.
Когда дочери исполнилось лишь пять лет, к ним в гости приехала Елена Смиттен, которая, кстати, в то время отбывала ссылку. Тогда в конце 1916 года отец будущей актрисы переехал в Петроград вместе с ней. Родители Сони и Стаса разошлись мирно, не ввязываясь в скандалы, и сохранили теплые дружеские отношения. В 1917 году мать актрисы уже жила в Санкт-Петербурге и однажды встретила свою соперницу на улице, когда та была больна и беременна. Мама помогла ей и спустя время Елена родила сводную сестру Станислава и Софьи по имени Наталья.
Будущая актриса прошла обучение актерскому мастерству в драматическом классе, который возглавляла Зинаида Соколова — сестра Станиславского. Ей пришлось дважды пытаться поступить на курсы из-за польского акцента, который не понравился Зинаиде в первый раз. Однако Пилявская не пала духом и целый год усердно трудилась над исправлением произношения, достигнув в этом идеальности.
Личная жизнь
Супруга Софья Станиславовна была в браке с удачливым коллегой, актером МХАТа Николаем Дорохиным. С изящной осанкой и привлекательной внешностью молодая женщина всегда привлекала внимание мужчин. Ее муж, который отмечал свой день рождения всего на один день позже, восхищался своей красавицей женой, считая ее самой прекрасной. Однажды в музее, увидев статую Венеры, он не мог удержаться и сказал: «А моя Зося красивее-то будет».
Но радость в личной жизни была короткой. Не дожив до 1953 года всего полчаса, супруг Пилявской неожиданно умер. В то время они находились в гостях у Ольги Леонидовны Книппер-Чеховой, куда были приглашены на Новый год. Официальной причиной смерти стал сердечный приступ. После этого Софья больше не решилась выйти замуж. У известной артистки Советского Союза нет наследников.
Карьера
На сцене МХАТа талантливая актриса участвовала в постановках таких произведений, как «Синяя птица» Мориса Меерлинка, «Идеальный муж» Оскара Уайльда, «Половчанские сады» Леонида Леонова и «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощиным. В то же время она предпочитала спектакли русских классиков, таких как Антон Чехов и Александр Грибоедов. Например, в «Горе от ума» она играла роль тезки в молодости и Хлестовой взрослой женщиной.
Следующим этапом в кинокарьере актрисы стала её роль в пропагандистском фильме под названием «Заговор обреченных», который был снят Михаилом Калатозовым. На съемочной площадке она воплотила образ Христины Падеры, министра продовольствия и одного из лидеров организации антисоветского заговора. Фильм завершается словами главы коммунистической партии «Нас спас Иосиф Сталин!» и полным поражением заговорщиков. Сценаристом и в первой, и во второй картине был Николай Вирта, настоящая фамилия которого Карельский. В своё время он стал известен благодаря теории бесконфликтности, которую он развивал в литературе.
В сериале «В начале века», посвященном жизни Владимира Ульянова-Ленина и Надежды Крупской, Софья Станиславовна играет роль известной революционерки Веры Засулич. События разворачиваются в Женеве, Санкт-Петербурге, Мюнхене и родном Красноярском крае. Однако не раскрывается истинное отношение персонажа к Октябрьской революции 1917 года, которую она считает контрреволюционной.
Учительница Софьи Пилявской в картинах «Горянка» и «Доживем до понедельника» — в обеих фильмах актриса сыграла роль учителя. В киноленте от Станислава Ростоцкого ее героиня остается безымянной, но в драме о девушке из Дагестана ученики называют ее Верой Васильевной. Несколько лет до выхода в свет знаменитого фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» актриса снялась в другой картины под названием «На семи ветрах».
Одной из самых важных ролей в кинокарьере актрисы оказался персонаж тетки главного героя по имени Константин в двухсерийном лирическом фильме «Покровские ворота» от режиссера Михаила Козакова.
За семнадцать лет до этой роли в картине, рассказывающей о сложной судьбе жильцов московской коммуналки, актриса снималась на съемочной площадке другого фильма, также снятого по произведению Леонида Зорина. Это была киноповесть под названием «Друзья и годы», режиссером которой был Виктор Соколов. Главным моментом картины стала музыка, созданная Вениамином Баснером.
Свою последнюю роль актриса сыграла всего за полтора года до своей смерти. Это был образ старой кухарки в альманахе от Зиновия Ройзмана и Дмитрия Брусникина под названием «Чехов и Ко».
Смерть
В 1933 году вышли в свет мемуары Софьи Станиславовны под названием «По долгу памяти», которые затем были переизданы под названием «Грустная книга». В конце своей жизни актриса часто общалась с вдовами Михаила Булгакова и Антона Чехова.
21 января 2000 года трагически скончалась Софья Станиславовна Пинявская. Ее последний покой нашел на Новодевичьем кладбище в Москве.
Факты
- Из-за внешнего сходства Валерии Заклунной и Софьи Пилявской, актрисы в киноленте Алексея Салтыкова «Сибирячка» сумели воплотить образы матери и дочери.
- «Путь к медалям» — этот спортивный фильм рассказывает о подготовке спортсменок из Советского Союза и Японии к Олимпиаде 80-го года. Незадолго до запланированной премьеры картины, где Софья Станиславовна сыграла роль бабушки спортсменки из России, Япония присоединилась к бойкоту Олимпийских игр в Москве.
- Пилявская смогла убедить Сергея Лапина, занимавшего должность руководителя Гостелерадио СССР, разрешить съемки «Покровских ворот».
- Среди многочисленных фильмов, в которых снялась актриса Пилявская, особенно выделяются две кинокартины с названием «Анна Каренина». В одном из них она сыграла жену посла, а в другом воссоздала образ матери главного героя под руководством режиссера Александра Зархи. Также стоит отметить её участие в фильме «Живой труп» от Владимира Венгерова, где она также исполнила роль героини с таким же именем.