Софокл был выдающимся философом, драматургом и трагиком, чьи произведения оставили неизгладимый отпечаток в истории древнегреческой литературы. Его трагедии, такие как «Царь Эдип», «Антигона» и «Электра», известны своей глубокой философской проницательностью и драматической силой.
Детство
В 496 году до нашей эры родился Софокл в Колоне, небольшом пригороде Афин. Эта местность славилась святилищами и жертвенниками, посвященными божествам Посейдону, Афине, Евменидам, Деметре и Прометею. В своей трагедии «Эдип в Колоне» поэт с особым трепетом вспоминал о родном городе. Софокл рос в состоятельной семье, его отец Софилл был богатым человеком, благодаря чему будущий драматург получил качественное образование.
Начало творчества
После победы в битве при Саламине, Софокл взял активное участие в общественной жизни, в том числе возглавил хор на городском фестивале. Его политическая деятельность также выражается в двухкратном избрании на пост стратега и участием в управлении союзной казной. В 440 году до н.э., под влиянием успеха трагедии «Антигона», афиняне выбрали его стратегом во время войны с Самосом, что говорит о важности этого произведения для его политической карьеры, датированной 441 годом до н.э.
Софокл был активным создателем трагедий для афинского театра. Его первая тетралогия была представлена в 469 году до н.э. и принесла ему победу над Эсхилом, начав серию его театральных триумфов в конкуренции с другими драматургами. Согласно Аристофану Византийскому, Софокл написал 123 трагедии, включая «Антигону».
Софокл также был известен своим жизнерадостным и общительным характером, о котором говорит Кефал из «Государства» Платона. Он был близок с историком Геродотом и умер в возрасте 90 лет в 406 году до н.э. в Афинах. Горожане воздвигли жертвенник в его честь и ежегодно отмечали его как героя.
Произведения драматурга
В каждой сохранившейся трагедии Софокла основное внимание зрителей привлекается не к последовательности событий или внешним происшествиям, а к последовательности переживаний героев, столкнувшихся с определёнными, чётко заданными обстоятельствами с самого начала драмы. Например, в «Эдипе» центральным является момент внутренней жизни героя, когда он раскрывает свои собственные преступления, совершённые до начала действия пьесы.
В пьесе «Антигона» главная героиня принимает решение нарушить царское запрещение о погребении Полиника, которое было объявлено фиванцам через глашатая. Хотя исход событий предсказуем, зрители видят развитие начальных мотивов. Автор, Софокл, изображает героев как живых людей со всеми человеческими слабостями и эмоциями, вместо добавления неожиданных поворотов или сложных интриг, что приводит к неизбежным ошибкам и преступлениям.
«Электра» < /title > — одно из выдающихся произведений Софокла. Здесь главная героиня, действуя в соответствии с волей богов, решает совершить матереубийство из-за поведения своей матери Клитемнестры, игнорируя предсказание оракула. Такой подход к сюжету и тематике дает возможность уменьшить роль сверхъестественных сил и божественного вмешательства, придавая героям больше человечности и свободы в моральных выборах
Также в произведениях «Филоктет» и «Трахинянки» Софокл ярко выражает тему человеческой самостоятельности и ответственности. Подобно Сократу, который «спустил философию с небес на землю», Софокл сбрасывает полубогов с их высоких пьедесталов и отводит богов от прямого вмешательства в дела человека, подчеркивая вмешательство как напоминание о божественном порядке и справедливости, которое проявляется в наказаниях или похвалах, вытекающих из действий героя или его предков.