Персонаж по имени Соня Мармеладова является героиней литературного произведения, созданного русским писателем Федором Достоевским и названного «Преступление и наказание».
Описание и характер
Соня — единственная дочь своих родителей, потерявшая мать в раннем возрасте и выросшая под отцовским воспитанием до 14 лет. По его воле она почти не получила образования, ограничившись чтением и рукоделием. О любви, включая физическую, Соня узнала из книг и справочников. Однако она также очень религиозна, всегда при себе носит Евангелие, молится и ведет религиозный образ жизни. До переезда в Петербург, Мармеладова занималась рукоделием в своем городе, шив на заказ.
Возможно, потеря матери или поведение отца оказали влияние на формирование характера Сони. Однако девушка не имеет никаких друзей или связей с внешним миром. Она полностью изолирована от него, сосредоточившись только на своей семье, несмотря на степень родства. Соня безропотна, она вынесла нападки мачехи, но, кажется, не страдает от этого, демонстрируя пример христианского смирения, что можно увидеть разве что в Библии.
Внешность девушки совершенно незаметна. Соня не имеет права быть названной красивой или даже привлекательной. Она обычная, с изящным телосложением – из-за недоедания или своей природы. В свои 18 лет Соня выглядит как подросток. А ее природная кротость и робость только усиливают это впечатление.
Она отличается небольшим ростом, белокурыми, безжизненными волосами, которые она часто убирает в косу, и голубыми глазами. Автор выделяет их как важную деталь в описании героини. В обычной жизни Соня одевается скромно и дешево, стараясь не выделяться из толпы. Иногда в Мармеладовой она проявляет тягу к красоте, но это проявляется в грубых украшениях и неуклюжем макияже. А соломенная шляпка только добавляет детской нелепости ее образу.
Семья
Первым описанием семьи Мармеладовых в литературе считается рассказ Достоевского «Пьяненькие», написанный в 1864 году. В романе «Преступление и наказание» автор выразил черты провинциалов, видящих в Петербурге некую Мекку, спасение от бедности и страданий. Однако город отторгает их, воспринимая как чужеродный элемент, и только Соня может стать его частью. Но семейство оказывает на нее тяжелое давление, заставляя ее погружаться все глубже в бездну жизни.
Девушка выросла без матери. Ее отец, Семен Захарович, поддается опасному пристрастию к алкоголю. После смерти жены он вступил в повторный брак и стал отцом троих детей новой супруги. Сюжет романа раскрывает информацию о смерти Мармеладова.
Образ в сюжете романа
Персонаж Сони Мармеладовой был придуман автором и не имеет реального прототипа. Автор создал этот образ, объединив черты библейских блудниц и ангелов с образами реальных женщин своего времени. О жизни Сони, ее биографии читатель узнает из рассказов ее отца, который раскрыл всю правду перед Раскольниковым. Отец сразу же рассказывает незнакомцу о жизни своей дочери, вынужденной стать “желтой блудницей” и продавать свое тело, чтобы прокормить своего беспутного отца и его семью. Позже Родион сам попадает в их дом, видя бедность и отчаяние, от которых пытается убежать Соня.
Встреча с основной героиней романа происходит очень скоро. Мармеладов попадает под колеса, и его состояние критическое. Раскольников помогает отнести его домой, где он встречает Соню в неуклюжем наряде куртизанки: с пером на голове и ярким платьем с кринолином.
Впрочем, в романе также есть более значимые моменты. Например, давление мачехи на Соню. Женщина прямо подталкивает ее к проституции, надеясь таким образом избежать бедности. Соня идет на это, нарушая свои религиозные убеждения и скромность. А позже мачеха сожалеет о своих поступках, но уже ничего не может изменить.
После получения «желтого билета», Соня Мармеладова покинула квартиру, которую арендовала семья её отца. Она нашла новое жилье у портного Капернаума. В её новой комнате тоже было очень мало мебели, но был комод для вещей и старое Евангелие в кожаном переплёте, которым девушка особенно ценила.
Соня Мармеладова стала одним из персонажей Достоевского, которых можно назвать «блаженными». Она буквально «не из этого мира» и живет в соответствии с нормами морали и этики, которые сформулировала сама, основываясь на своём мировоззрении.
Соня видит Родиона по-своему, отлично от всех остальных – она видит в нем трогательное, беззащитное, страдающее. Даже его ужасное преступление, двойное убийство, не отпугивает Соню от него. Она искренне увлечена идеей его спасения. И даже отправляется на каторгу, следуя за Родионом. Бесчестная профессия в прошлом. Софья снова работает швеей, и занимает место уважаемого члена общества. Здесь, освобожденная от тяжести забот, она впервые появляется не как угнетенная и истощенная девушка, а как взрослая женщина, способная заботиться как о себе, так и о других.
В кинематографе
Разные актрисы воплотили образ Сони Мармеладовой на сцене и в кино. Например, Теона Дольникова и Марина Игнатова играли ее в современном театре.
В кино было несколько экранизаций романа Достоевского. Одна из них была снята в 1969 году, и роль Сони сыграла Татьяна Бедова. Ее интерпретация образа очень точно передала описание Достоевского. Ее талант был заметен и драматичен, и эта экранизация считается эталонной во всем мире.
Однако, можно привести и менее удачные примеры. В 1935 году Голливуд выпустил свою версию произведения «Преступление и наказание». В роли была представлена Мэриен Марш, чей образ отличался от жертвенной девушки, прописанной в книге. Она была яркой красавицей, с безупречной прической и макияжем. Также ей на пару подобрали актера для роли Раскольникова, который больше подходил бы для образа гангстера с Сицилии. Осталась только сюжетная линия и название произведения.
В 1956 году во Франции вышла экранизация этого романа. Марина Влади сыграла Сонечку Мармеладову чересчур ярко для этой роли. Ее глубокие взгляды и легкий макияж не приближали ее к образу, созданному Достоевским.
В фильме, снятом в Финляндии в 1983 году, герои Достоевского перенесены в современную реальность. От оригинального сюжета практически ничего не осталось, кроме имен и общей сюжетной линии. Соня, исполненная финской актрисой Айно Сеппо, выглядит совершенно по-новому — ни в коем случае не слабая или беззащитная.
Иностранные режиссеры также неоднократно пробовали пересмотреть творение русского классика. И в 2002 году вышли сразу два фильма с таким же названием. Один из них снял Джулиан Джаррольд, выбравший на роль Мармеладовой Лару Белмонт. У актрисы нет общего внешнего сходства с описываемой героиней Достоевского. Но она играет ее мастерски, великолепно демонстрируя различия между домашним и «рабочим» образом девушки.
Еще одна экранизация, уже в новой истории российского кинематографа, также довольно удачна. В ней роль Мармеладовой исполняет актриса Полина Филоненко.
Соня Мармеладова, несмотря на свою необычную жизнь, впервые влюбляется в Родиона Раскольникова. Ее чувства, подобно отношениям с семьей, основаны на жалости и сострадании. Встречаясь с Родионом, она может отдохнуть от постоянных унижений. Между ними нет секретов. Более того, под влиянием девушки Раскольников признается в убийстве и идет на каторгу. А преданная Софья отправляется за ним. Судьба мачехиных детей ее больше не беспокоит. Они устраиваются в детский дом после смерти Катерины Ивановны. А у нее появляется новый объект заботы и сострадания – понимание любви у девушки. Так что можно сказать, что в личной жизни она, в конце концов, стала счастливой.