Спартак Мишулин – замечательный актер кино и театра. В 1976 году он был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Польши, а в 1981 году получил звание Народного артиста РСФСР. Его наградили несколькими престижными премиями в области литературы, искусства и театра, а также кинопремией имени братьев Люмьер.
Говоря о Спартаке Мишулине, первым делом вспоминается веселый, жизнерадостный Карлсон, верный друг, живущий на крыше. Немногие знают, какую цену пришлось заплатить ему за эту жизнерадостность: несколько лет в детдоме, отсутствие отца, многочисленные попытки улучшить свою жизнь. Популярность пришла к нему лишь в сорок лет, до этого Мишулин многократно менял свою профессиональную деятельность, даже был в тюрьме.
Детство
Спартак Мишулин родился в Москве 22 октября 1926 года, хотя его дочь всегда утверждала, что его рождение произошло 22 апреля того же года. Мать будущего артиста, Анна Мишулина, занимала должность заместителя наркома промышленности и принадлежала к партийной номенклатуре. Отца Спартак не знал, но почему-то был уверен, что он сын известного советского писателя Александра Фадеева. Мама Спартака и Фадеев учились вместе в столичной горной академии, и у них был длительный роман. Однако факт его отцовства никем не подтвержден, а мать не считала нужным раскрывать эту тайну.
Родной дядя Спартака – Александр Мишулин, известный историк, профессор, специализировавшийся на изучении восстания Спартака. Именно он предложил назвать племянника таким необычным именем. Таким образом, мальчик получил фамилию матери, отчество деда и уникальное имя.
Все документы утверждают, что Мишулин имеет русское происхождение. Но сам он иногда сомневался в этом, так как его внешность была слишком яркой, а темперамент — бурным. Артист часто шутил, что возможно в его жилах течет и цыганская кровь.
Сразу после рождения Спартака, его мать отдала его в детский дом, объясняя это тем, что много сделала для страны и теперь пусть государство займется воспитанием ее сына. Через два года дядя забрал племянника к себе.
В 1937 году Анну Мишулину арестовали, обвинили в антигосударственной деятельности и отправили в ссылку в Ташкент. Отец Василий Пивоваров забрал Спартака и его двух сестер, и поселился с ними в Подмосковье. Во время Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в город Дзержинск. Там Спартак закончил начальную школу и решил, что хочет стать актером.
Однажды он увидел объявление, что арт-школа в городе Анжеро-Судженске отбирает мальчиков, и парень сочел, что судьба наконец улыбнулась ему. Откуда у него появилась уверенность, что это было актерское училище, он и сам не понял.
Только после того, как Мишулина и других мальчишек загрузили в поезд и отправили в Анжеро-Судженск, ситуация прояснилась. Там он несколько лет изучал не актерское, а артиллерийское дело, но и там уделял время своему любимому занятию – театру. Участвуя в постановках любительского театра, он был готов даже нарушить закон. Например, для одного из спектаклей ему понадобились электрические лампочки, и Мишулин, не поставив в известность командование, взял их. Но никто не заметил этого проступка.
Однако его страсть к творчеству стала причиной неприятной ситуации. Не хватало бумаги для записи своих произведений, поэтому он использовал обратные стороны портретов советских лидеров. Это было опасно, но поскольку Мишулин был еще несовершеннолетним, его обвинили не в политических преступлениях, а в краже. Ему было назначено полтора года в лагерях.
Много лет спустя, уже будучи Народным артистом России, Мишулин публиковал свои рассказы в «Литературной газете», «Культуре» и «Известиях». В США было опубликовано более двадцати его рассказов.
Когда Мишулин отбывал наказание, ему удалось избежать смерти чудом. В какой-то момент он уснул прямо на дороге, и его почти сбил трактор. Он получил серьезные травмы ног, но выжил. Позже его перевели на более лёгкую работу — водовозом. И он ездил без охраны. Но и здесь он смог привлечь внимание к себе и увеличить свой срок вдвое.
Вместо того, чтобы развозить воду, он тайно помещал муку в бочки, чтобы помочь другим заключенным избежать голода. В лагере он постоянно занимался различными видами самодеятельности.
После освобождения из лагеря, Мишулин переехал в деревню Брусово в Калининской области, где был назначен заведующим клубом. Во избежание опасности в трудные времена, он решил не писать родным и близким.
Театр
Изменения в биографии этого человека начались после вмешательства его дяди. Историк смог найти своего племянника и перевезти его в столицу. Спартак решил поступить в училище при театре им. Вахтангова (сейчас переименовано в театральный институт им. Щукина).
За него заботился не только родной дядя, но и Михаил Храпченко, который в то время был председателем Комитета по делам искусств. Именно это сыграло фатальную роль, поскольку ректор вуза Борис Захава не терпел «блатников». После того, как Мишулин на экзамене рассказал стихи Алексея Апухина, ректор вынес свой вердикт — этому молодому человеку нечего делать на сцене.
Интересно, что спустя пять лет именно ректор Захава будет восторженно отзываться о молодом таланте из драмтеатра в Омске, не подозревая, что именно этого таланта он несколько лет назад отказал.
После неудачного выступления в Москве, Спартак вернулся в Калинин и начал обучаться в театральной студии при местном драмтеатре. Он успешно завершил свое обучение. В 1960 году Мишулин получил несколько предложений от московских театров, но выбрал Театр сатиры, где играл на протяжении 45 лет.
Артист был задействован во многих постановках, как в классических, так и в современных. Однако его лучшей ролью стал Карлсон, который живет на крыше. Именно таким запомнили его несколько поколений зрителей, ведь никто не играл эту роль лучше. В течение сорока лет актер выходил на сцену в образе мужчины с пропеллером на спине и искренне любил своего героя.
Он был уверен, что благодаря Карлсону взрослый зритель снова переносится в детство, в его самые лучшие моменты. Зачастую Мишулина фотографировали именно в этом образе.
Кинематографическая карьера Мишулина началась с участием в телесериале «Кабачок «13 стульев», где его пригласили сыграть роль пана Директора. Этот проект принес актеру всесоюзную известность. Роль Директора также стала одной из самых известных работ Мишулина, он играл этого персонажа целых шестнадцать лет.
С 1969 года артисту стало еще популярнее после выхода культового фильма «Белое солнце пустыни». В этом фильме Мишулин сыграл роль Саида, тихого и храброго азиата, который помогал красноармейцу Сухову в борьбе с местными жителями. Этот забавный вестерн принес огромную известность Мишулину и Анатолию Кузнецову, сделав их звездами российского кино. Фразы из этого фильма вскоре стали популярными цитатами.
Позже артист расширил свою фильмографию ролью в картине «Достояние республики». В этом фильме Мишулин сыграл главного героя — управляющего имением, который похитил ценности, которые должен был охранять. Герой, исполненный Олегом Табаковым, пытается найти вора.
Вскоре Спартак появился в музыкальной комедии «Колдунский фонарь», режиссера Евгении Гинзбург. Причем, он исполнил одновременно четыре ключевых роли, среди которых была и женщина. Фильм получил главный приз на международном фестивале в Швейцарии под названием «Золотая роза Монтрё». Роль градоначальника сыграл Спартак в музыкальной комедии «Перикола». В этом фильме его партнерами стали Владислав Стржельчик и Евгений Евстигнеев.
Мишулин стал воплощением индейского вождя в фильме «Человек с бульвара Капуцинов», а затем сыграл роль директора ресторана Арчибальдом Арчибальдовичем в экранизации «Мастера и Маргариты» Булгакова.
Запас работ артиста пополнили картины «Бедная Саша» и «Дружная семейка», где он испытал на себе образ живописного вора.
В фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация» Мишулин стал экранным отцом главного героя, сыгранного молодым актером Дмитрием Харатьяном. Он также появился в другой работе – «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-бич опять идут дожди», которую снял легендарный режиссер Леонид Гайдай. Позже артист снялся в многосерийном проекте под названием «Кафе «Клубничка», где сыграл вместе со своей дочерью Кариной.
Последним фильмом, в котором Мишулин сыграл, был «Азирис Нуна». В этом проекте он исполнил роль сторожа. К сожалению, актер ушел из жизни незадолго до выхода этой ленты на экраны.
Его несчастное детство и трагическая юность не способствовали тому, чтобы устроить свою личную жизнь. Поэтому Спартак Мишулин оставался холостяком долгое время и обрел свое счастье уже в зрелом возрасте. Примерно к сорока годам он осознал, что девушкам нравится не он, а его звездный статус, поэтому не вступал в серьезные отношения, избегая представительниц прекрасного пола.
В 1969 году Спартак встретил свою будущую жену Валентину, когда снимали сериал «Кабачок «13 стульев». Они встретились в курилке, где она работала ассистентом режиссера в программе «Время». Они прожили вместе шесть лет, прежде чем поженились. Их дочь Карина родилась, когда Спартаку было уже 54 года, но он обожал ее и проводил с ней много времени. Их дочь пошла по стопам отца.
Три брака заключила Карина, у нее две дочери – Полина и Кристина, которые родились от ее первых двух мужей.
Внебрачный сын
Спустя двенадцать лет после смерти Спартака Мишулина возгорелись страсти. Молодой актер по имени Тимур Еремеев, который стал известен благодаря многосерийному проекту «Отель «Элеон», заявил, что он является сыном легендарного Мишулина. Это заявление было сделано в эфире программы «Пусть говорят». В нескольких последующих выпусках этого шоу ведущий Дмитрий Борисов посвятил свое внимание разрешению этого вопроса.
Карина оспорила данные американской лаборатории, считая их поддельными, и решила провести дополнительную экспертизу в Швеции. Европейским экспертам не удалось достать достаточное количество биоматериала для исследований. Кроме того, выяснилось, что предыдущая экспертиза содержит ошибки. Мишулина истолковала это в свою пользу.
Карина не расслабилась после этого результата и заказала новую процедуру в Америке. По результатам этой экспертизы выяснилось, что Карина и Тимур являются родственниками с вероятностью в 99,8%.
Однако, вопреки всем этим заключениям, в 2019 году суд вынес свое решение по этому вопросу, заявив, что документальное родство не подтверждено, генетическая экспертиза не проводилась, и судебное решение о признании Мишулиной и Еремеева родственниками отсутствует.
По-видимому, история о наследниках знаменитого артиста могла бы быть закрыта, но тут появился новый фактор. Теперь свои права на наследство заявил домназываемый внук Мишулина – Эдуард Сорокин. Он утверждает, что во время пребывания в Брусово, Спартак поддерживал отношения с его бабушкой Александрой, от которой родился его отец Владимир. Артист не вступал в брак с матерью своего сына, но оказывал ей финансовую поддержку. И опять дело отправилось в суд.
Не удалось подтвердить родство Сорокина с Мишулиным, поэтому его претензии на долю в квартире артиста были отклонены судом. По мнению адвоката семьи Мишулиных, экспертиза подтвердила родство Еремеева и Сорокина, но поскольку суд не признал Тимура сыном артиста, то и Эдуард не может быть признан его родственником.
Смерть
Спартак Мишулин скончался 17 июля 2005 года от инфаркта миокарда. Даже в таком почтенном возрасте артист чувствовал себя довольно неплохо, не особо жалуясь на здоровье, но слушался мнения врачей. Поэтому, когда специалисты посоветовали ему пройти операцию на сердце, он согласился.
По общему мнению, пациенту подвергнутому аортокоронарному шунтированию, операция кажется несложной, однако по прошествии трех дней после нее, артист погиб. Его местом последнего покоя стало Ваганьковское кладбище в столице. Памятник на могиле самого чудесного Карлсона в мире появился только через два года после его смерти.
Избранная фильмография
- 1962 — Спор яблок
- 1969 — Пустынное солнце
- 1969 — В полночь
- 1971 — Наследие республики
- 1972 — Только для тебя
- 1974 — Кыш и Две сумки
- 1983 — Магический амулет
- 1984 — Перикола
- 1989 — Частный следователь, или операция «Кооперация»
- 1990 — Соблазнитель
- 1991 — Рекрут
- 1992 — Выстрел в гроб
- 1994 — Роман на бульваре
- 1994 — Мастер и Маргарита
- 1997 — Бедная Саша
- 2002 — Доктора
- 2005 — Не в деньгах счастье
- 2006 — Азирис Нуна (вышел после смерти)