Известным российским и советским скульптором, художником и ваятелем был Степан Дмитриевич Эрьзя. Он являлся ярким представителем стиля в искусстве, известного как модерн.
Детство и юность
Настоящая фамилия известного скульптора — Степан Нефедов, но его работы известны под псевдонимом, который он взял еще будучи студентом. Он начал увлекаться рисованием и лепкой еще в детстве. Получив образование у различных мастеров девятнадцатого и начала двадцатого века, он отправился в Италию для изучения скульптуры. Большинство его произведений созданы без предварительных набросков, что делает их еще более ценными для ценителей искусства. Его талант принес ему прозвище "русский Роден" в Европе.
Семья Степана Нефедова проживала в маленькой деревне Баево, которая находилась на территории Алатырского уезда в составе Симбирской губернии. Дата рождения Степана — 8 ноября 1876 года. Его родителями были обычные крестьяне — Мария и Дмитрий Нефедовы, которые происходили из народа марийцев — эрзя.
В детстве Степан был довольно скрытным и необщительным мальчиком, который больше предпочитал заниматься рисованием мелом, углем и лепкой различных фигур, чем общаться со сверстниками. Его отец первым заметил талант будущего скульптора и отправил его учиться. Сначала он учился в церковно-приходской школе в селе Алтышево, затем посещал уроки в иконописной мастерской в селе Алатырь, а когда стал подростком, его отправили в мастерскую в Казани.
Мастера из иконописной мастерской часто отправлялись в разные города, чтобы расписывать церкви, и брали с собой своих учеников, чтобы те могли на практике освоить все тонкости этой работы.
Через два года студент Нефедов подал заявку на перевод на отделение скульптуры, где на тот момент преподавали Павел Трубецкой и Сергей Волнухин. Именно в это время он принял решение взять псевдоним, под которым его работы стали известны во всем мире – Эрьзя.
На самом деле, в истинном смысле этого слова Эрьзя это не имя, не псевдоним, а даже не название. Это прозвище одной очень древней и отдаленной народности – мордвы. Очень малочисленный народ, чьи земли потеряны среди безграничных болот и зеленых лугов Симбирской губернии, где все питается водами великой Волги. По некоторым данным, эта народность имела отдаленное родственное отношение к финнам.
Дореволюционный период
После окончания обучения в Москве в 1906 году Эрьзя отправился за границу. Там, в Италии, он прожил три года, совершенствуя свои навыки и изучая секреты зарубежных мастеров. Молодой скульптор предпочел редкую технику прямого высекания, что создает завораживающее зрелище без предварительных эскизов.
Известной работой скульптора, обеспечившей ему признание, стала скульптура с названием «Последняя ночь осужденного перед казнью». Степан создавал ее, будучи вдохновленным визитом в Бутырскую тюрьму. Следует отметить, что еще во время учебы в Москве, парень зарабатывал, фотографируя заключенных и осужденных революционеров в этой тюрьме. В 1909 году этой скульптуре было присуждено первое место на Международной выставке в Венеции. Многие посетители, пораженные увиденным, прозвали тогда почти неизвестного скульптора «деревенским Микеланджело» и «русским Роденом».
В 1914 году началась Первая мировая война, что заставило скульптора вернуться на родину. Для всех военные годы были трудными. Степан Дмитриевич почти не занимался своим творчеством, так как работал санитаром в военном госпитале в Москве. Среди немногих работ того времени можно назвать «Портрет балерины Софьи Федоровой» и «Монголка».
В связи с нехваткой мрамора, скульптор начал использовать железобетон, цемент и металл. Он также стал использовать дерево, вдохновленный работами мордовских мастеров.
Новый этап
После Октябрьской революции в 1917 году начался новый этап в жизни скульптора. Первые десятилетие после революции стало одним из самых сложных периодов в жизни Степана, переполненным потрясениями, переменами и неожиданными поворотами.
В послереволюционный период мастер в основном занимался созданием национальных образов и мифологических сюжетов. Среди его работ были библейская Ева, скульптурные портреты мордовских и эрзянских женщин, а также Леда из древнегреческой мифологии. Он также не оставался в стороне от агитационного искусства, которое требовало от художников следовать линии Советской власти и создавать работы в монументальном стиле. Именно в это время появились знаменитые скульптуры Ленину и Марксу, а также оформление Дома союзов в Баку и фигуры крестьян и рабочих в различных городах страны.
Но восторг от советской власти постепенно начал угасать, а отношения с ней ухудшаться. В культурной политике тех лет преобладали представители авангарда, с которыми у Эрьзя не сложилось. Позже он расскажет журналисту одного из зарубежных печатных изданий Луису Орсетти: «В те времена в стране главенствовали футуристы.
Например, в Екатеринбурге они уничтожили все произведения искусства, которые, по их мнению, не отвечали новым идеям. Даже в музеях они уничтожили то, что было подарено владельцами магазинов и коллекционерами. Они сожгли огромное количество книг в библиотеке».
Эмиграция
С 1918 года по 1926 год известный скульптор жил на Урале и затем на Кавказе, в поисках редких мраморных пород. Этот период был временем кризиса в его творческой жизни из-за отсутствия хорошего материала, оборудования и помещения.
Власть наложила большие ограничения, и каждое новое произведение искусства должно было соответствовать идеям нового мировоззрения. Скульптор Эрьзя писал своему другу: "Меня эта революция просто задавила. Я вынужден согнуться под ее тяжестью…"
Возможно, по этой причине в 1926 году он покинул Россию и уехал сначала в Париж, а затем в Аргентину.
Во время пребывания в неизвестной стране, Эрьзя стал включать в свои произведения такие виды деревьев, как альгарробо и квебрахо. Эта древесина, очень твердая, требовала аккуратной обработки и длительного времени. Однако все эти трудности оправдывались красивыми оттенками и удивительно выразительной текстурой в готовой работе.
В этот период творчества выдающегося художника выделяют такие произведения, как "Отрешенный", "Автопортрет", "Портрет аргентинской девушки". Всего в Аргентине Степаном Дмитриевичем было создано более 180 скульптур.
В 1950 году Степан Эрьзя вернулся в Советский Союз и получил помещение для мастерской от властей Москвы. Здесь он организовал постоянную выставку, которую посещали толпы посетителей. Сам скульптор проводил посетителей по экспозиции и рассказывал об истории каждой своей скульптуры. В 1956 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени за свои достижения.
Степан Эрьзя умер 24 ноября 1959 года и был похоронен в городе Саранск, который к тому времени был переименован в Мордовию, его родную землю.