Русский писатель-сказочник, художник и этнограф Степан Григорьевич Писахов описывал жизнь поморов. Он искал «Божью правду», путешествовал по русским городам с паломниками, отправлялся в дальнее путешествие на Арктический север. Также он побывал в Египте, Иерусалиме, Сирии и Турции, где получил разрешение рисовать в любом городе. В Риме он выставлял свои работы, но вернувшись на родину, в родной Архангельск сказал: «Как будто глаза прополоскались! Где деревья, красивее наших берез? А летние ночи, полные света без теней — это так громадно по красоте…»
Детство и юность
Отец Степана был евреем и его звали Год Пейсах, он был признанным членом общества в Шклове, Могилёвской губернии. Впоследствии он принял православие и получил имя Григорий Михайлович Писахов. Его крёстный отец выбрал ему отчество. Именно там, в Архангельске, Григорий Михайлович встретил свою будущую жену, Ирину Ивановну Милюкову, из семьи старообрядцев.
Писахов занимался торговлей драгоценностями, как он сам говорил, «я мастер в золотых и серебряных делах». Проще говоря, он был ювелиром, у него была своя мастерская и небольшой магазин. В доме у купца были слуги и ученики.
Степан Григорьевич появился на свет 13 октября 1879 года, как указано в метрической книге. В семье купца Писахова было пятеро детей: старший сын Павел, который позднее уехал в Америку, Степан, и три дочери: Таисия, Евпраксинья и Серафима.
Вокруг маленького Степана царила атмосфера духовной старообрядческой жизни. В их доме постоянно звучали песни, псалмы, духовные стихи и легенды. Этот народный духовный мир оказал особое влияние на развитие ребёнка. С самого раннего детства у Степана проявился талант к рисованию, но его отец не разрешал мальчику серьезно увлекаться живописью. Григорий Михайлович боялся, что и Степан, как и его старший брат, уйдёт из дома и станет самоучкой в живописи.
Немного позднее Пихасов, как проявление уважения к своим религиозным убеждениям, создал картину с названием «Место сожжения протопопа Аввакума в Пустозерске». Отец неоднократно пытался внушить Степану любовь к ремеслу, не уделяя внимания его интересу к живописи, а также отрицал значение чтения, утверждая, что без него можно нормально прожить. Вместо этого мальчик тайно читал книги под кроватью, и ему особенно нравилось произведение Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Возможно, именно эта книга стала толчком для молодого человека покинуть дом.
Степан Григорьевич не посещал гимназию, а закончил только училище. Для него уход из дома был единственным способом избежать строгого контроля родителей. Он отправился на Соловки, затем в Казань, где пытался поступить в художественную школу, и в конце концов приехал в Петербург, где его приняли в Художественное училище.
Отец медленно принял выбор сына и начал отправлять ему по 10 рублей в месяц из Архангельска. Выживать на эту сумму было очень сложно. Название его воспоминаний, написанных молодым художником того времени, говорит о полуголодной жизни: "Ненаписанная книга. Голодная Академия". В 1905 году страна переживала революционные события, и за высказывания против самодержавия его исключили из училища.
Ему запретили учиться в России, и не было денег на обучение за границей. Сложная ситуация обернулась еще и тем, что у него не было документа об образовании и права занимать учительскую должность. Это касается Степана Григорьевича.
Путешествия и поиски себя
Когда Степан Писахов отправляется в путешествие, он обязательно посещает Новгород и арктический север Новой Земли в 1905 году. Все это время его верный спутник — мольберт. В дальнейшем Писахов посетил Север не менее 10 раз и всегда восхищался коренным населением и красотами природы.
После этого он путешествует по странам Средиземноморья, посещает Иерусалим, Египет, создает картины в Турции и Сирии. В 1907 году он возвращается в Петербург и присоединяется к мастерской художника Якова Гольдблата. Летом того же года он отправляется к Карскому, затем к Белому морю, посещает Печору и Пинегу. Финалом этого путешествия стали два цикла его работ с названиями «Северный лес» и «Старые избы». Помимо этих работ, он также создает этнографические зарисовки.
В 1909-1910 году Писахов учился в Париже в Свободной академии художеств, а затем продемонстрировал свои работы на выставке в Риме, которые вызвали восторг зрителей под названием «серебряное сияние». После этого художник вернулся в родной Архангельск. Но наиболее запомнилось ему участие в путешествии 1914 года на корабле «Св. Фока» в поисках Георгия Седова.
Признание
В 1910 году в Архангельске прошла его персональная выставка под названием «Русский север», где художник представил около 200 своих работ. А в следующем году 60 его картина были представлены на юбилейных торжествах Царского села. За свои работы, показанные в Архангельске, он был удостоен Большой серебряной медали. На одной из выставок он познакомился с Ильёй Репиным, который выразил восхищение его творчеством.
В 1915 году началась первая мировая война, и Степана Григорьевича призвали в армию. Он служил ратником ополчения в Финляндии, а затем его перевели в Кронштадт. В 1918 году он был демобилизован и вернулся в Архангельск. Тогда Писахов впервые серьезно взялся за перо, начав писать очерки и сказки, описывая своих современников. Его первые произведения были опубликованы в газете «Северное утро».
В 1919 году он написал очерки «Первый день боя», «На фронте» и «В. Н. Давыдов на фронте», которые были опубликованы в том же издании. В них он описал события с фронта, белогвардейских офицеров и солдат, сражавшихся с «красными».
В 1924 году была опубликована им его первая сказка под названием «Не любо — не слушай…». В 1927 году его северные сказки были опубликованы в альманахе «Советская страна». Затем его произведения начали печататься в газетах «Волна» и «Правда Севера». Его сказки стали популярны среди детей, но он так и не смог издать полноценный сборник.
Только в 1935 году несколько его сказок были опубликованы в журнале «30 дней», и лишь после этого он стал известен широкой публике. В 1938 году он издал свою первую книгу в Архангельске.
В 1939 году, когда ему уже исполнилось шестьдесят лет, его приняли в Союз советских писателей. В его второй книге, которая была опубликована в 1940 году, было 86 сказок. Во время войны писатель и художник находился в Архангельске, где часто выступал в госпиталях и делился тяготами тыловой жизни с близкими.
По окончании войны Писахов принёс в Архангельское издательство свою рукопись, в которой было более ста сказок, но спустя два года они издали маленькую брошюру с десятью произведениями. Только в 1957 году его книга, оформленная художником Иваном Кузнецовым, была наконец опубликована в Москве. Издание получилось очень красочным, и только тогда Писахов стал известным на всесоюзном уровне.
Смерть
Он провел свои последние годы жизни в городе Архангельске. На вопросы о своем возрасте сказочник отвечал шутливо, утверждая, что в следующую субботу ему исполнится 500 лет, и рассказывал, что намерен дожить до 2000 года. Свою последнюю сказку он написал в 1959 году.
Весной 1960 года Степан Григорьевич скончался. Его похоронили на Ильинском кладбище в Архангельске.
В 2000 году в родном городе художника открылся музей Степана Писахова в честь его 120-летия. Этот музей находился в доме, который принадлежал семье Писаховых, где были выставлены картины и сохранен быт художника. Позднее дом был отправлен на реконструкцию, а его работы стали выставляться в музее Русской классической живописи. В 2021 году дом-музей Писахова снова откроется, а в 2008 году был открыт его памятник.
- Если не хочешь, не слушай
- Северное сияние
- Звездопад
- Песни морозеного
- Баня на море
- Белые медведи
- Брюки восьмнадцать верст в длину
- Медведь избавился от поповского нашествия
- Ветер на запас
- Все по Уйме вокруг света
- Из-за блоши
- Летнее пиво
- Реку привел в порядок
- Как уйма расположилась
- Яблони цветут
- Оглушительная винтовка
- Гуси
- Перепилиха
- Пирог с зубаткой
- Прогулка по треске в море
- Белый медведь
- Чайки победили
- Работал в артели, садился за стол один
- Как наряжаются
- Кабатчиха нарядилась
- Громкий модный тренд
- Уйма пошла в город на свадьбу
- Свадьба
- Волки-мороженые
- Свин из пирога убежал
- Угольное железо
- Сладкая жизнь
- Прянички
- Царь собрался в поход
- Девки в небесах танцуют
- Мобилизация
- Наполеон
- Мамай
- Министр и медведь
- Первые пути железной дороги
- Письмо мордобитно
- Поп-инкубатор
- Проповедь попа Сиволдая
- Река взбунтовалась
- Месяц с небесного чердака
- Лунные женщины
- Как я радовал чиновников
- Интервенты
- Стерлядь
- События в Соломбале
- Как соль попала за пределы
- На корабле через Карпаты
- За дровами и на охоту
- Как поп нанимал работницу
- Как парень устроился на работу к попу
- Лень и ответ
Своим теплом разогрею банюМоей горячностью старушки согрелисьЗамерзшая колокольняЛедяной потолок над деревнейНалим по имени МалинычПодпалубный трюмСахарная редькаБыстро плывущий по рекеС умелым ходом мимо чиновниковБелая белухаКислые шти (сорта молодой картофель)Дрова для печиСобственная радугаРыбы в запальце вошлиТанцует самовар, танцует печкаСила моей песни манит танцеватьЗажигалка для спичекСнежные вершиныРека уже стала замерзатьАпельсиновое деревоФранц и его жена ФрантишкаЧтобы не пробудиться целикомОдновременно в двух местах пребываюЗеленая баняСемья самоваровБабушки беседуютМодная женщинаПодругиКак купчиха сидела на постуСобака по имени Розка