Светлана Александровна Алексиевич (род. 1948) — известный белорусский писатель и журналист, это an Nobel Prize winner. She writes in Russian language. Her book «У войны не женское лицо» has become a bestseller and been staged in dozens of theaters across the country. Svetlana Alexievich is well known far beyond the post-Soviet space. Her books have been published in 19 countries and 21 documentary films have been made based on the talented author’s scripts. The writer is the recipient of numerous literary awards and prizes, including international ones.
Детство и юность
Светлана Алексиевич пришла в этот мир в городе Станислав (ныне Ивано-Франковск), расположенном на Украине, в 1948 году. Ее отец, белорус по национальности, служил в армии, но после увольнения семья переехала в Белоруссию. Здесь ее родители стали учителями в сельской школе. После окончания школы, Светлана нашла работу в редакции районной газеты, так как еще будучи школьницей, начала писать стихи и небольшие заметки. Затем она поступила на факультет журналистики БГУ после двухлетнего стажа. Алексиевич активно участвовала в различных конкурсах студенческих работ на республиканском и всесоюзном уровнях.
Еще будучи студенткой, Светлана просмотрела произведения А. Адамовича «Я из огненной деревни» и «Блокадная книга», которые произвели глубокое впечатление на ее молодую душу. После окончания факультета журналистики в 1972 году Алексиевич долгое время искала свое призвание. Она успела заняться научной деятельностью, журналистикой, и даже преподавала в школе. Только после знакомства с этими книгами девушка осознала, что в ней есть все, чтобы стать писательницей. До сих пор она считает Адамовича своим наставником. «Мне всегда хотелось ощутить подлинность», — говорит Алексиевич. Этот жанр, придуманный Алесьем и называемый им «роман-свидетельство», стал ей очень близок.
Однако, Светлана не прекратила своей деятельности в журналистике, работая сначала в «Сельской газете», а затем перейдя в журнал «Неман», где она работала сначала корреспондентом, а потом завотделом. В то же время она продолжала писать публицистические статьи и рассказы. В 1983 году её приняли в члены Союза писателей СССР.
Писательница с большой буквы
В 1976 году была подготовлена к изданию крупномасштабный литературный труд «Я уехал из деревни». Этот сборник состоит из монологов жителей одной белорусской деревни, которые переехали в город. Он получил серьезную критику от республиканской партии из-за непонимания аграрной политики. Позже Алексиевич отказалась от публикации, назвав свою работу чрезмерно «журналистской».
В 1983 году Алексиевич завершает работу над своей книгой «У войны не женское лицо». Однако книга не была опубликована из-за критики, упрекавшей автора в излишнем реализме, пацифизме и уничтожении героического образа советской женщины. Эти замечания вызвали серьезные опасения, так как писательница уже носила репутацию антисоветчицы. Сама Алексиевич охарактеризовала свой проект как «роман голосов». Действительно, это произведение раскрывает ту сторону войны, о которой мало кто знал, создавая образ из множества голосов неизвестных женщин, которые отдали свою жизнь за свободу родины.
В начале периода перестройки несколько издательств решились на издание этого произведения. Оно было высоко оценено известными писателями-фронтовиками — Б. Окуджавой, Д. Граниным, Г. Баклановым. Сегодня общий тираж романа составляет более 2 миллионов экземпляров. На основе «У войны не женское лицо» были поставлены спектакли в десятках театров по всей стране, а режиссер В. Дашук снял серию документальных фильмов с аналогичным названием, за которую он был удостоен Государственной премии СССР.
В этом же году была опубликована книга с названием «Последние свидетели» — это вторая часть цикла «Голоса Утопии». Автор посвятила свое произведение войне, рассмотренной глазами детей. Сборник состоит из сотен детских рассказов о войне. Ее история очень страшная и еще более горькая для тех, кто не смог защитить детские души от этой трагедии. Алексиевич убеждена, что такая правда очень важна: «Человек без памяти способен породить только зло», — утверждает она.
Творческий расцвет
В 1989 году советские войска покинули Афганистан. В это время из-под пера Алексиевич выходит в свет публицистический роман «Цинковые мальчики», раскрывающий эту войну. Писательница вновь рассказала неприятную правду о том, как и за что гибли юные солдаты и во имя каких идеалов они шли на верную смерть. Для того, чтобы показать все, как есть, Светлана Александровна в течение четырех лет собирала материалы, общалась с матерями воинов, побывала в Афганистане. Новый откровенный взгляд на Афганскую войну вызвал интеллектуальный шок в обществе, заставив многих пересмотреть свои ценности.
Автор вновь подверглась резкой критике, а в Минске даже был организован показательный суд. Несмотря на это, книга стала настоящим бестселлером, по ней ставилось множество спектаклей, а также снимались художественные и документальные фильмы.
В 1993 году появилась работа под названием «Очарованные смертью», отражающая духовный кризис, который охватил шестую часть земли после развала казавшейся вечной империи. Люди, привыкшие к коммунистическим идеалам, не смогли выдержать испытание временем и решили расплатиться с жизнью. Эта книга стала основой для художественного фильма «Крест», рассказывающего о том, как общество вырывалось из плена великой иллюзии.
Светлана Александровна признается, что ей было особенно трудно написать «Чернобыльскую книгу», так как это было не похоже на то, что обычно пишут о войне. Ей потребовалось целых пять лет, чтобы понять масштабы катастрофы и разработать концепцию своей работы. Она говорит, что это произведение не о самом Чернобыле, а о жизни после него. Как изменилась жизнь в новой реальности, которая до сих пор не до конца понята. Люди учатся новым вещам, чтобы больше не допустить подобной ужасной катастрофы.
Сюжеты о войне занимают важное место в творчестве писательницы из Беларуси. Она объясняет это тем, что события войны имеют постоянное значение в истории её страны. Эти события сильно повлияли на общество, нанося ущерб человеческим судьбам и формируя идеалы. Еще одной важной темой является критика коммунистического режима, который Алексиевич плюет называет «великой и страшной утопией».
Светлана Алексиевич сегодня
В 2013 году была выпущена книга «Время second-hand» (Конец красного человека), затрагивающая тему возрождения тоталитарной системы, способной постепенно выбивать из нас «красного человека». Это повествование о последних двух десятилетиях истории России, переплетенное с двадцатью разными судьбами. И снова перед читателем открываются голоса, эмоционально рассказывающие о своей тяжелой участи, агрессии и отчаянии, овладевающих сознанием людей.
Еще в конце 90-х годов она задумала написать книгу о любви. Произведению было дано название «Чудный олень вечной охоты». В этом произведении автор описывает время любви, отличное от обыденного хода нашей жизни.
Нобелевская премия в литературе была присуждена Светлане Алексиевич в 2015 году, что сделало ее первой писательницей из постсоветского пространства, получившей данную награду. В Беларуси это событие прошло незамеченным, поскольку ее произведения не издаются уже более двух десятилетий. Это неудивительно, учитывая ее критическое отношение к нынешнему президенту А. Лукашенко. В результате ее пришлось эмигрировать на Запад, и с начала 2000-х годов она проживала в Италии и Франции, но в настоящее время она вернулась на родину.
Получение такой престижной литературной награды вызвало различные реакции в России, поскольку Светлана Александровна известна как последовательный критик нынешних властей. Многие считали, что выбор ее имени был сделан по политическим соображениям в адрес России.
В настоящее время, проблемы судьбы отечества продолжают беспокоить писательницу. Даже имея глубокие знания в области проблем «красного человека», она не в состоянии однозначно ответить на вопрос о том, почему человеческие страдания не могут превратиться в настоящую свободу и почему рабство так глубоко укоренилось в сердцах миллионов.
В апреле 2016 года, во время встречи с читателями в Минске, Алексиевич поделилась своими планами. Она призналась, что работает над двумя новыми книгами, посвященными теме любви между мужчиной и женщиной, а также теме старости и смерти. Однако писательница сразу добавила: «Я пишу медленно. Я не просто пишу, а проживаю это время». Так что поклонникам талантливой писательницы остается только ждать.
Личная жизнь
Светлана Алексиевич предпочитает не разглашать свои интимные подробности, полностью посвящая себя своему творчеству. Тем не менее, известно, что она воспитала дочь своей покойной сестры, которая стала ее приемной дочерью.