Светлана Владимировна Капанина – известная российская пилотка, завоевавшая признание не только в России, но и за рубежом. Она семь раз становилась чемпионом мира по авиационному спорту.
Детство и юность
Навыки этой женщины в воздухе вызывают восхищение не только у публики, но и у профессиональных экспертов. Светлана Владимировна — единственная в своем роде летчица, удостоенная Гран-при на Кубке мира. Она является летчиком-инструктором и награждена званием «Заслуженный мастер спорта», имеет в своей коллекции тридцать девять медалей с чемпионатов мира. Капанина является членом сборной России по высшему пилотажу. Светлана — молодая и привлекательная женщина, воспитывающая двоих детей вместе с супругом.
Род Светланы Владимировны пришелся на 28 декабря 1968 года, всего за три дня до наступления Нового года. Она родилась в маленьком городке Щучинск на территории Казахской ССР. Мама будущего пилота долгое время работала бухгалтером, а затем устроилась оператором на автомобильной заправке. Папа девочки занимался автовождением на льду и работал водителем в службе такси. Интересно, что его первая должность принесла отцу Светланы звание вице-чемпиона страны.
Светлана Капаниных вместе с братом и сестрой росла в семье, где всегда ценили спортивные качества и твердость духа. Ее будущие успехи были предсказуемы еще в школьные годы, когда она активно участвовала во всех спортивных мероприятиях. Забеги, зарницы и выступления на гимнастике были ее страстью, и она посвятила этому шесть лет своей жизни.
Уже в то время чемпионка доказала, что она способна привести любое своё увлечение к победе. В гимнастической секции Светлана легко выполняла упражнения, которые помогли ей получить звание мастера спорта. Возможно, мир не узнал бы о летчице по имени Светлана Капанина, если бы не её преданность её первому тренеру. Всё дело в том, что талантливую гимнастку, побеждающую на соревнованиях, неоднократно приглашали учиться в школу Олимпийского резерва. Однако, так как приглашение не распространялось на тренера Ларису Александровну, летчица решительно отказалась.
Светлана изменила свои интересы после окончания восьмого класса и решила оставить спорт, чтобы изучать фармацевтические предметы. Теперь она студентка Целиноградского училища.
Школа летчиков
Получив медицинское образование в 1987 году, девушку направили в Курган по распределению, где она должна была работать в химической промышленности. Именно здесь Капанина решилась осуществить свою давнюю мечту и прыгнуть с парашютом.
Придя в клуб, она замешкалась, но один из случайно встретившихся мужчин предложил помощь. Светлана спросила, где можно записаться на прыжки с парашютом, и получила шутливый ответ: «Девушка, зачем вам парашют, лучше приходите в секцию летчиков, а мы сами вас и с парашюта сбросим».
Когда Капанина, в конце концов, добралась до нужного кабинета, ее ум еще занимал вопрос, и, вспомнив шутку, невольно произнесла «Самолетная секция». Поняв свою ошибку, она не стала ее исправлять, опасаясь казаться нерешительной.
Так она и стала известной летчицей в рядах летной секции. С того момента ее биография разделилась на "до" и "после", определив хобби в качестве основной профессии.
Тренировки
Тренер Александр Васильевич Руковишников сразу заметил практически единственную девушку в команде, которая обладала не только отличной физической подготовкой, но и задатками лидера.
Капанина с легкостью достигла успехов в новом деле благодаря своей великолепной физической форме, отличному равновесию и постоянному стремлению быть первой. В местных газетах начали появляться фотографии привлекательной блондинки с утонченной внешностью, которая совсем не напоминала женщину, посвятившую себя искусству пилотажа и достигшую высот в этом виде спорта.
Кстати, первый полет на самолете совсем не впечатлил Светлану. Впоследствии специально для нее опытные летчики устроили настоящее шоу с виражами, петлями и разворотами, буквально «заставив» девушку по-настоящему полюбить небо. Капанина до сих пор помнит это невероятные ощущения, когда небо меняется местами с землей на огромной скорости, когда адреналин подскакивает до невиданных высот, а голова ударяется о фонарь и тут же возникает желание научиться и уметь делать все это самой. Светлану приняли в клуб АСК как авиационного техника отвечающего за связь. И если первым тренером девушки стал все тот же Рукавишников, то спустя год полетов, она уже обучалась у Солодовникова.
Для девушки-пилота 1991 год был отмечен приглашением в сборную, а также получением и подтверждением звания «Мастер спорта».
Выступление и награды
В 1992 году Капанина была назначена инструктором по летному спорту, а через год она уже представляла свою страну на чемпионате Европы, где завоевала серебряную медаль. Этот успех стал отправной точкой в её профессиональной карьере как летчицы.
В 1995 году летчица отправилась в ЮАР, где вновь заняла второе место в общем зачете, одержав победу над практически всеми мужскими пилотами и получив все медали. Год спустя после этой победы она уехала в США на Чемпионат мира и стала абсолютной победительницей. Она была удостоена почетного звания «Гражданина Оклахомы».
В 1998 году в Великобритании прошло авиационное шоу, где среди участников была и Капанина. Это событие было посвящено восьмидесятилетию Военно-воздушных сил Королевства. Именно здесь российская летчица получила свое прозвище «Сибирский ангел». К слову, этот никнейм стал первым профессиональным прозвищем Светланы.
На сегодняшний день женщина занимает должность летчика-инструктора первой категории. У нее имеется шестьдесят семь золотых медалей, двадцать шесть серебряных и тринадцать бронзовых наград.
Согласно мнению Светланы Владимировны, а также многих известных летчиков по всему миру, самолеты марки Су считаются лучшими по множеству параметров. В то время, когда государство делало большие заказы на эти самолеты, в стране действовало конструкторское бюро, названное в честь Сухого. В то время в стране существовало множество авиационных клубов, в которых летали именно на самолетах этой марки. Они также участвовали в международных соревнованиях, где летчики демонстрировали свое мастерство.
К сожалению, сегодня легкие самолеты серии Су-26, Су-29 и Су-31 больше не производятся. Тем не менее, те, что остались в клубах, хранятся в хорошем состоянии, продаются по высоким ценам и пользуются популярностью у профессиональных пилотов. Эти самолеты, выпускавшиеся в ОКБ имени Сухого, отличаются высокой надежностью, отличными аэродинамическими характеристиками и удобством. К сожалению, из-за отсутствия финансирования летного спорта производство было прекращено. После распада Советского Союза государство забыло о существовании летных школ и перестало их финансировать постепенно.
Дополнительное подтверждение этому факту можно найти в том, что средний возраст команды около сорока семи лет. К тому же, в год, когда летчица поступила в школу, количество занятий для учеников составляло около семидесяти в год. Но в настоящее время эта цифра снизилась до пятнадцати за год, и это в лучшем случае.
В 2000 году девушка и другие члены сборной команды по высшему пилотажу были приняты на работу в «Сухой». Тогда летчица получила должность инструктора, с перспективой стать испытателем в будущем. На тот момент она была студенткой школы имени Федотова, где готовили летчиков-испытателей. Однако из-за каких-то причин, вероятно, финансовых, она не была допущена к практике.
Из-за этого Светлане Владимировне не удалось стать испытателем. Тем не менее, она продолжает работать инструктором в «Сухом». Положительной стороной стало то, что самолеты сборной России всегда в отличном состоянии и готовы к полетам.
Все еще своими глазами Светлана Владимировна смотрит на небо и мечтает о новых полетах. Она активный участник авиационной команды, регулярно выступает на чемпионатах и авиашоу. Приглашения на авиационные мероприятия приходят к ней не только из России, но и из-за рубежа. Но к сожалению, отказывается от некоторых приглашений из-за отсутствия подходящего самолета для выступлений.
Здесь следует иметь в виду, что у иностранных участников личные самолеты, в то время как вся Российская команда располагает всего двумя летательными аппаратами на десять человек. Тем не менее, непрерывные проблемы и отсутствие техники не помешали женщине заниматься тренировкой молодого поколения и внушать им любовь к небу.
Со временем Капанина начала задумываться о том, чтобы работать за границей, чтобы заработать деньги и создать собственную авиационную школу, тем самым продлевая жизнь авиационному спорту в России.
Опасность и умение
Вопрос о том, встречались ли у Светланы Владимировны сложные и нестандартные ситуации в ее практике, задавали неоднократно. Однако женщина утверждает с улыбкой на лице и полным спокойствием: «Да, такие ситуации возникают, и это абсолютно нормально».
Во время участия в международном турнире летчица столкнулась с поломкой двигателя. Однако Капанина сумела справиться с этой ситуацией и успешно посадила самолет, оставив инцидент в тайне от публики. В другой ситуации, выполняя фигуру "штопор", лопасть самолета оторвалась и повредила крыло, а затем выпал винт. Команда ожидала посадки, но Капанина уверенно приземлилась на грунтовой дороге и даже взяла с собой наушники, так как следующего дня ей предстояло выступление на чемпионате Европы.
Информации о личной жизни Светланы, известной как «Сибирский ангел» немного, так как она предпочитает держать ее в тайне. Известно, что ее первым мужем был Леонид Солодовников, который работал тренером в Кургане. Его жизнь оборвалась в трагической случайности в 1994 году.
Сегодня Капанина избегает разговоров о том периоде своей жизни и не любит отвечать на вопросы. Она счастлива во втором браке и воспитывает с супругом двух сыновей. Ее муж, летчик Владимир Степанов, также спортсмен, его страсть — каратэ. Он посвящает много времени судейской и тренерской работе.
Пересвет — имя старшего сына наследника, отражающее древне-русские традиции. Младшую дочь назвали Есенией. Дети гордятся достижениями своих родителей и мечтают заниматься спортом и летать.