Документальный фильм «Святитель Лука: Целитель» рассказывает о жизни Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и его чудесных исцелениях. Фильм был выпущен на телеканале ОРТ в 2015 году. 11 июня отмечается Житие Луки (Войно-Ясенецкого), в котором рассказывается о его детстве, работе и служении. Также известен случай, когда «Святой пришел в реанимацию спасать Ваню», произошедший в Крыму 08.08.16 года.
Лука Войно-Ясенецкий — биография
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) — выдающийся религиозный деятель, ученый хирург, автор трудов по медицине и богословию. Он пережил множество исторических событий, стал лауреатом Сталинской премии и был причислен к лику местночтимых Святых.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий появился на свет 14 апреля (27 апреля) 1877 года в Керчи. Его отец, Феликс Станиславович, был провизором, а мать, Мария Дмитриевна, воспитывала пятерых детей. Войно-Яснецкие принадлежали к старому белорусскому дворянскому роду, который потерял свое состояние. После окончания провизорского училища отец Валентина Феликсовича владел аптекой, но затем устроился работать в транспортное общество. Несмотря на то, что он был католиком, он согласился на то, чтобы его сын получил православное воспитание под руководством матери, Марии Дмитриевны, которая исповедовала православную веру.
Образование
В 1889 году семья Войно-Ясенецких переехала в столицу Украины — в город Киев. Там молодой Валентин учился во 2-й гимназии и параллельно посещал художественную школу. Он активно занимался скетчингом прихожан в киевских церквях и даже был удостоен премии на одной из выставок школы. Впоследствии он намеревался поступить в Академию художеств в Петербурге, однако его стремление помогать людям в беде заставило его изменить свои планы.
После окончания гимназии в 1896 году Войно-Яснецкий подал заявку в Киевский университет. Он хотел поступить на медицинский факультет, но не смог сделать это. Тогда он решил поступить на юридический, но учился там всего один год, после чего вернулся к занятиям живописью. В Мюнхене он брал уроки у немецкого художника Генриха Книрра. Религиозные темы стали всё более заметны в его работах, а вид нищеты и болезни подтолкнул Войно-Яснецкого к тому, чтобы принять решение стать врачом.
Врачебная деятельность и научная работа
Присоединившись к коллективу Киевского госпиталя Красного Креста, в 1904 году молодой хирург отправился на Дальний Восток во время русско-японской войны. Там он возглавил отделение хирургии в эвакуационном госпитале, расположенном в Чите, и проводил операции на костях и суставах. Этот опыт в дальнейшем помог ему решить важную проблему, существовавшую в медицине начала XX века в России – нагноение ран на третий-пятый день после операций и отсутствие обезболивания. Часто врачи не применяли наркоз, поскольку были известны случаи смерти больных не от ран, а от анестезии.
За время работы в госпитале Красного Креста Войно-Яснецкий создал свою семью. Его супруга работала медсестрой и была известна своим добрым нравом.
После окончания военных действий Валентин Феликсович решил стать земским врачом, как и задумывал. Он сумел спасти множество жизней, излечивая больных от различных недугов и проводя сложные операции в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии, а также на территории Украины.
В частной и стационарной части города Ардатов Симбирской губернии молодой хирург трудился по 14-16 часов в день, сочетая клиническую работу с организационной. Условия его работы напоминали те, что были во время военной службы — ему приходилось быть и хирургом, и терапевтом, и офтальмологом, и акушером, и педиатром. Однако, не выдержав такой высокой нагрузки, в 1905 году Войно-Ясницкие переехали в Курскую губернию.
Больница, расположенная в посёлке Верхний Любаж Фатежского уезда, где нужен был врач, оказалась ещё не до конца построенной. Поэтому Валентин Феликсович проводил приёмы либо у себя на дому, либо на вызовах. Не жалея себя, земской врач помогал всем, кто обращался к нему, и в то же время занимался профилактической работой, чтобы предотвратить распространение брюшного тифа и оспы, которые угрожали стать эпидемией. Слух о его профессионализме быстро распространился по округам. К нему обращались не только жители Курской, но и соседней – Орловской губернии.
В небольшом городке Фатеж, куда опытного врача отправили в 1907 году, его работа была короткой. Валентин Феликсович относился ко всем больным одинаково, не обращая внимания на их социальное положение и статус, из-за чего ему пришлось пострадать. Местный начальник исправительной колонии, разгневанный тем, что Войно-Яснецкого не явился сразу по его приказу, уволил его, обвинив в революционной деятельности и оставив другого больного без помощи.
В период с 1909 по 1910 год будущий архиепископ исполнял обязанности ведущего врача в больнице села Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии, которая обслуживала свыше тридцати тысяч человек. Он занимался широким спектром хирургической практики, продолжая свои исследования в области анестезии и публикуя статьи с выводами в журналах «Труды Тамбовского физико-медицинского общества» и «Хирургия». Он также участвовал в общественной работе в уезде, и благодаря его усилиям была создана медицинская библиотека, которая выпускала годовые отчеты о деятельности земской больницы.
Частые поездки в Москву для участия в библиотечных мероприятиях и лекциях коллег побудили Валентина Феликсовича подать заявление на освободившееся место главного врача в больнице Переславля-Залесского Владимирской губернии, которая располагалась значительно ближе к Москве, чем Романовка. Там ему пришлось возглавить не только городскую и фабричную больницы, но и уездную, а с началом Первой мировой войны – военный госпиталь.
В 1915 году в Петрограде вышла книга «Регионарная анестезия» под редакцией ученого, содержащая авторские иллюстрации.
Защитив в 2016 году диссертацию, Войно-Ясенецкий получил степень доктора медицины и решил приступить к написанию новой работы о гнойной хирургии.
В период первых лет Советской власти, Валентин Феликсович был приписан к Ново-городской больнице в Ташкенте. Ему довелось столкнуться с серьезными проблемами: в больнице не хватало квалифицированных специалистов, отсутствовала канализация и биологическая очистка стоков, а в условиях жаркого климата пациенты постоянно находились под угрозой развития эпидемий (в основном холеры). В период гражданской войны больницу начали заполнять раненые и пострадавшие в уличных перестрелках. Всегда в сложных ситуациях знания и опыт Валентина Феликсовича были неоценимыми.
Новые испытания пришли в 1919 году для этого талантливого человека. После подавления январского антибольшевистского восстания его участники были разыскиваны и осуждены на расстрел. В больницу был доставлен тяжелораненый есаул В.Т.Комарчев, участвовавший в восстании. Чтобы его вылечить, Войно-Ясенецкий решил укрыть повстанца в своей квартире. Один из работников морга, зная об этом, донёс на главврача. Из-за его доноса Войно-Ясенецкий и ординатор Ротенберг, помогавший в лечении есаула, были арестованы и приговорены к расстрелу. Но благодаря влиятельному деятелю РКП(б) Туркестана, знавшему хирурга лично, дело было отклонено и врачей вернули к работе.
Однако более серьезным испытанием для Войно-Ясенецкого стала утрата его возлюбленной жены, скончавшейся от туберкулеза в октябре. Четверых детей Войно-Ясенецких взяла под свою опеку Софья Белецкая, работавшая медсестрой в больнице, а их отец продолжил свою богоугодную деятельность.
Летом того же 1919 года он учредил Высшую медицинскую школу в Ташкенте, где преподавал анатомию, а через год стал руководителем кафедры оперативной хирургии во вновь созданном Туркестанском государственном университете.
Потеря супруги стала для Войно-Ясенецкого испытанием, которое только укрепило его веру. Он всегда был активным участником церковной жизни, но после блестящего выступления на епархиальном съезде Ташкенского братства и предложения епископа Ташкентского Иннокентия принять священнический сан, он сразу же согласился.
Параллельно с медицинской и преподавательской деятельностью, в 1921 году Валентин Феликсович был рукоположен в диаконы, а затем – в иереи, и воскресеньями он служил в местном храме под именем отца Валентина, взяв на себя обязанность читать проповеди. Такой поступок в условиях красного террора требовал особой смелости.
В университете отца Валентина начали видеть в священном облачении, как и на межобластных совещаниях врачей. В то же время в больнице он носил белый халат. А везде теперь висели иконы, и перед каждой операцией хирург молился, крестил ассистентов, медсестер и больного. Однажды по приказу властей икону убрали из операционной, тогда священник покинул больницу, сказав, что вернется только если икону вернут на прежнее место. Если бы в больницу с тяжелым диагнозом не поступила жена партийного начальника, возможно он бы не вернулся. Но поскольку больная заявила, что операцию, которой требовалось ее состояние, она доверяет только Войно-Ясенецкому, пришлось действительно вернуть икону.
Летом 1921 года во время жары в больницу университета из Бухары было доставлено много раненых красноармейцев. Единственный дежуривший врач не смог осмотреть всех сразу. Через сутки под повязками некоторых раненных обнаружились личинки мух. Слух о том, что врачи специально портят раны красноармейцев и что под повязками ползают черви, быстро распространился. Следственная комиссия постановила арестовать всех врачей, включая декана медицинского факультета профессора П. П. Ситковского. На революционном суде обвинителем выступал глава ташкентского ЧК Я.Х.Петерс. Эксперты из других медицинских учреждений, в том числе профессор Войно-Ясенецкий, были вызваны на суд. После убедительного выступления профессора Войно-Ясенецкого, врачей приговорили к длительному заключению вместо расстрела, однако через месяц их допустили к работе, а через два – сняли все обвинения.
В 1923 году во всех уголках России происходило реформирование православной церкви с целью разрушения её устоев. Созданное при ГПУ Высшее Церковное Управление настаивало на том, чтобы епархии присоединились к обновленческому движению. Из-за этого епископ Иннокентий был вынужден покинуть Ташкент. Затем отцом Валентином вместе с протоиереем Михаилом Андреевым было взято на себя управление епархией, они смогли объединить местное священство, поддержавшее сторону канонического патриарха Тихона.
В конце прошлого года отец Валентин был принят в монахи. Епископ Уфимский Андрей, специально прибывший из ссылки для проведения этого церемониала, затем восстановил Войно-Ясенецкого в сан епископа, дав ему имя врача и апостола Луки. Для назначения на епископский пост требовалось участие трёх сановников церкви, поэтому новый монах тайно отправился в Пенджикент, где находились епископ Волховский Даниил и епископ Суздальский Василий. 31 мая 1923 года Войно-Ясенецкий был посвящен в епископы Барнаульского собора.
Из-за невозможности быстрого переезда в Барнауле по просьбе епископа Андрея, он принял руководство Туркестанской епархией. 3 июня он отслужил свою первую воскресную всенощную литургию на новой должности. На следующий день студенты Ташкентского университета устроили митинг, требуя увольнения профессора медицины, назначенного епископом. Руководство университета встало на его защиту, однако Войно-Ясенецкий решил уволиться сам.
6 июня в «Туркестанской правде» опубликовали обвинительную статью «Архиепископ Лука — вор». 10 июня сразу после Всенощного бдения его арестовали.
Годы тюрем и ссылок
Епископ Лука, вместе с арестованным епископом Андреем и протоиреем Михаилом Андреевым, был подозреваем в «контрреволюционной деятельности» и в сотрудничестве с англичанами. На одном из первых допросов Лука заявил, что революционные методы большевиков для установления всеобщего равенства противоречат Христианскому учению. В стенах Ташкентского ГПУ он написал завещание мирянам, где призывал их хранить верность патриарху Тихону и не вступать в сотрудничество с новой властью.
9 июля 1923 года епископа Луку и протоирея Михаила Андреева отпустили при условии их немедленного следования в Москву под юрисдикцию ГПУ. В канун отъезда в доме епископа всю ночь толпились прихожане, а при отправке поезда на следующий день сотни верующих легли на рельсы, пытаясь удержать священника в Ташкенте.
В столице России епископ, после того как он был отмечен в ГПУ на Лубянке, смог встретиться с патриархом Тихоном дважды за предоставленную ему неделю, и даже совершил богослужение вместе с ним.
После длительного следствия через Таганскую тюрьму его отправили в город Енисейск в Красноярском крае.
В Енисейске ему разрешили жить в частном доме и принимать посетителей. Скоро весь город узнал о чудесном новопоселенце. Он помогал больным, которые записывались к нему на прием за месяц, и совершал богослужения у себя дома, игнорируя церкви обновленческого толка.
В августе 1924 года епископ Лука был отправлен в Туруханск. Прибыв на новое место ссылки, он увидел толпу людей, стоящих на коленях и молящих о благословении. Известность и популярность сановника была очень велика. Председатель местного крайкома В.Я. Бабкин, обеспокоенный такой ситуацией в его ведомстве, предложил священнику отказаться от сана в обмен на сокращение срока и услышал отказ.
Отклик на заявление был мгновенным: священнику было предложено отказаться от богослужений, проповедей и любых публичных выступлений. Бабкин настоял на том, чтобы единственному районному хирургу запретили благословлять пациентов. После этого Войно-Яснецкий решил уйти из больницы. Несмотря на попытки районного отдела здравоохранения отменить эти ограничения, Енисейский отдел ГПУ отправил антисоветчика за Полярный круг – в деревню Плахино в низовьях Енисея.
Условия в деревне Плахино оказались ужасными – окна избы были заделаны чем-то, и на полу везде, где дуло из щелей, всегда лежал снег, который никогда не таял. Некоторые жители иногда приносили немного дров, а также нашлось несколько оленьих шкур. Но даже в таких тяжелых условиях Войно-Яснецкий не прекращал свою научную работу, крестил детей и проповедовал.
В апреле 1925 года было принято решение вернуть его в Туруханск после того, как возмущенные крестьяне потребовали его возвращения из-за смерти одного больного, которого некому было оперировать. Они подкрепили свое требование вилами, косами и топорами, с которыми ворвались в Туруханский сельсовет.
Наконец, в конце ноября было принято долгожданное постановление об освобождении. 4 декабря 1925 года все прихожане Туруханска провожали епископа.
Когда он вернулся в Ташкент, из всех храмов, готовых к посещению, сохранилась только церковь Сергия Радонежского. Но в ней уже служили новые священнослужители. Епископ Лука отказался освящать этот храм, что вызвало проклятие протоирея Михаила Андреева и недовольство митрополита Московского Сергия. Пытались отправить епископа в уединенное место. По совету митрополита Новгородского Арсения, он написал прошение об увольнении и был отпущен.
Войно-Яснецкий не вернулся ни в городскую, ни в университетскую больницу, предпочтя частную практику. За месяц через его руки прошло до четырехсот больных. Также он завершил свою работу над «Очерками гнойной хирургии» и отправил ее на рецензирование в медицинское издательство, получив одобрение с незначительными замечаниями через год.
Второй арест. Архангельская ссылка
В конце 1929 года сотрудники ГПУ выдумали уголовное дело против Войно-Яснецкого, и 6 мая 1930 года его арестовали и посадили в тюрьму в Ташкенте. В апреле 1931 года специальная комиссия отправила его в Северный край, где сначала он находился в тюрьме в Котласе, а потом перевели в Архангельск. Там осуждённый проживал у знахарки Веры Вальновской, учился делать лечебные мази и принимал пациентов. Его несколько раз вызывали в Москву, предлагая отказаться от епископского сана и работать на хирургической кафедре. Протоиерей каждый раз объяснял, что не откажется от своего сана.
Было опубликовано в 1934 году наименование книги «Заметки о хирургии». Эта книга стала всемирно известной. Описанный в книге метод лечения гнойных ран спас тысячи жизней во время Великой Отечественной войны.
В декабре 1936 года решением наркомата Узбекской ССР за долголетнюю работу ученому присвоили степень доктора медицинских наук.
Третий арест. Красноярская ссылка
Всего через один год священник был обвинен в создании контрреволюционной организации церкви и монашества, в распространении клеветнических идей о партии и Иосифе Сталине, его также обвинили в деструктивной деятельности, включая убийства пациентов на операционном столе и т.д. В жутком 1937 году власти Советского Узбекистана принялись за уничтожение церковных деятелей. В результате расследования были получены признания о существовании контрреволюционной организации от епископов Евгения (Кобранова), Бориса (Шипулина), Валентина (Ляходского) и священников Михаила Андреева, Венедикта Багрянского и Ивана Середы.
При третьем аресте Войно-Яснецкого, как и других священнослужителей, применяли жестокие методы допроса в течение 13 дней под названием «конвейер», когда разные следователи сменяли друг друга, а заключенный не получал отдыха, пищи и сна. Его избивали и содержали в ужасных условиях. Несколько раз священник объявлял голодовку. Однажды он попытался сымитировать самоубийство, перерезав крупную артерию, чтобы попасть в лазарет и отдохнуть от издевательств.
По ходатайству следствия Сенат приговорил Войно-Ясенецкого к высшей мере наказания — смертной казни. Епископ был приговорен к расстрелу за контрреволюционную деятельность, подтвержденную его бывшими коллегами по Ташкентскому институту. Он также подтвердил свою неприязнь к Советской власти из-за ее жестоких методов и разрушения церквей. Признательный протокол он подписал после пыток, в состоянии изнеможения.
В 1943 году в маленьком поселке Николаевка под Красноярском возникла церковь. После шестнадцати долгих лет без службы священник был возвышен до звания архиепископа Красноярского, а спустя год — архиепископа Тамбовского и Мичуринского.
Тамбовская кафедра
В феврале 1944 года священнослужитель переехал в Тамбов вместе с военным госпиталем и стал архиепископом. Когда он приехал, единственной церковью, которая была открыта, была городская Покровская церковь, но она не имела никаких богослужебных предметов. При помощи прихожан епископу удалось обустроить эту церковь и сделать многое для возрождения религиозной жизни в Тамбове. К началу 1946 года он организовал 24 церковных прихода в области, установил правила покаяния для священников, посвятил многих прихожан в священников и создал архиерейский хор. Он планировал открытие кафедрального Спасо-Преображенского собора и воскресных просветительских школ для взрослых, но эти планы были отклонены Сенодом. За два года архиепископ Лука перечислил около миллиона рублей на нужды фронта. В декабре 1945 года он был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» за свою помощь Родине.
В 1946 году профессор Войно-Яснецкий был удостоен Сталинской премии за научные исследования в медицине. Он перечислил 130 тысяч рублей из 200 тысяч в помощь детским домам.
В мае 1946 года архиепископ был переведён в Симферополь Указом Патриарха.
Крымская кафедра
В этот период учёный опубликовал множество статей обо внешней политике, жестко осуждая политику США и поведение католического духовенства, которое открыто симпатизировало фашизму. В нескольких статьях Святитель выразил своё одобрение политике невмешательства правительства СССР во внутренние дела Церкви.
В 1947 году Войно-Яснецкий стал консультантом Симферопольского военного госпиталя. В 1949 году он начал работу над вторым изданием «Регионарной анестезии», которое не успел закончить, а также над третьим изданием «Очерков гнойной хирургии», изданным в 1955 году.
Когда архиепископ полностью потерял зрение, он не утратил бодрости духа, не утратил способности посещать храм, участвовать в богослужениях и проповедовать.
В военном госпитале Читы, Валентин Феликсович встретил будущую жену, сестру милосердия, Анну Васильевну Ланскую. Сотрудники госпиталя прозвали её «святой сестрой» из-за её кроткого нрава и глубокой веры. Отказав двум докторам, Анна Васильевна собиралась дать обет безбрачия, но на её пути появился Войно-Яснецкий, который смог покорить её сердце.
Свадьба состоялась в 1904 году в Читинской церкви Михаила Архангела, которая также известна как «Церковь декабристов». Ланская стала опорой Войно-Яснецкого не только в семейной жизни, но и в его медицинской практике.
В 1907 году у супругов родился сын Михаил, и позже семья переехала к родным Анны в Золотоношу, где у них появилась дочь Елена.
Когда Войно-Ясенецкий уехал в Москву для работы над своей диссертацией, его семья осталась в Золотоноше из-за финансовых причин, которые не позволяли им переехать вместе.
Только после того, как он был назначен главным врачом больницы Переславль-Залесского в 1910 году, стало возможным перевезти семью. Перед переездом родился сын Алексей, а в 1913 году появился четвёртый ребёнок – Валентин.
Весной 1916 года у жены Валентина Феликсовича были обнаружены признаки туберкулёза лёгких. Из-за этого он согласился на работу главным врачом Ташкентской городской больницы, поскольку считалось, что сухой южный климат будет благоприятным для здоровья его жены, Анны Васильевны.
В 2019 году супруга профессора была арестована, что ускорило развитие её болезни, и в конце октября она скончалась. В ночь перед трагедией муж впрыскивал ей морфий, чтобы облегчить её страдания. Через двое суток после смерти возлюбленной супруги Войно-Ясенецкий читал Псалтирь над её гробом.
Потеря супруги тяжело отразилась на Валентине Феликсовиче. Его единственными опорами в этот период стали вера в Бога и монашество.
Все потомки Войно-Яснецкого последовали его примеру и стали медиками.
Смерть
На 11 июня 1961 года, в день Всех святых, святитель Лука ушел из жизни в Симферополе, на земле Российской просиявших.
Властям удалось остановить пешую процессию похорон. Они организовали автобусы, которые должны были двигаться по окраине Симферополя, чтобы не привлекать внимания. Однако никто из прихожан не сел в эти автобусы. Люди окружили катафалк, чтобы не дать ему быстро уехать, затем взялись за борта машины и все равно сформировали пешую процессию. Когда водитель попытался свернуть на окружную дорогу, многие прихожане легли на дорогу. В центре города похоронная процессия пополнилась новыми участниками и продолжалась три часа, сопровождаясь молитвой «Святый Боже».
Архиепископ Лука был похоронен на Первом Симферопольском кладбище. В 1995 году Синод Украинской Православной Церкви причислил его к лику святых. После священноисповедника Луки был включен в сонм новомучеников и исповедников Российской Православной Церкви. 22 ноября 1995 года его мощи были перенесены в Свято-Троицкий Собор. Прежняя могила Луки остается местом почитания верующих.