Тамара Синявская – известная оперная певица, обладающая драматическим меццо-сопрано, также является педагогом. В 1982 году ей было присвоено звание Народной артистки СССР, а в 2002 году она стала Народной артисткой Азербайджана.
Она начала свою карьеру в Большом театре в двадцать лет, не имея специального образования, нарушая все традиции и правила. Год спустя она уже была частью основной труппы этого театра, а через пять лет стала популярной в лучших оперных театрах мира. Ее имя было дано одной из малых планет Солнечной системы, у нее миллионы поклонников, любовь всего народа и звание национального достояния.
Детство
Тамара Синявская появилась на свет 6 июля 1943 года в столице России. Ее отец оставался неизвестным, и девушка никогда не встречала его. Воспитывала ее матерь, Мария Синявская, которая бралась за любую работу, чтобы прокормить свою дочь. Мать была обладательницей прекрасного голоса и даже пыталась заниматься пением в молодости, но не добилась больших успехов. Однако, этот талант передался ее дочери, и уже в трехлетнем возрасте малышка начала устраивать свои первые «концерты».
Слушатели ее выступлений — жители старых московских домов с идеальной акустикой. Тамара заходила в парадное и начинала петь популярные мелодии детским голоском. Ее пение звучало настолько высоко, что трогало сердца всех, кто его слушал. Весь день девочка объезжала все парадные на Мархлевском переулке, где они тогда жили с мамой (ныне Милютинский переулок). Она продолжала петь, пока кто-то из жильцов не появлялся в подъезде, чтобы узнать, кто же там поет. Некоторые восхищались ее голосом, другие возмущались. Кто-то посоветовал Марии записать девочку во Дворец пионеров, чтобы она могла петь под руководством профессионалов.
Тамара была рада, так как теперь у нее была возможность заниматься своим любимым делом еще больше. Вместо того, чтобы петь в кружке Дома пионеров и давать концерты перед соседской ребятней, она стала участницей детского ансамбля под руководством Владимира Локтева, где у нее была возможность не только петь, но и танцевать.
Когда Тамаре исполнилось десять лет, ее перевели в хор, началась ее творческая биография, и она научилась уверенно выступать на сцене. Этот коллектив приглашали на все государственные концерты, и Синявская абсолютно не робела перед такой серьезной аудиторией. Тогда же она впервые отправилась за границу в Чехословакию в составе ансамбля Локтева.
С детских лет девочка была пристрастна к пению и мечтала о сцене, однако в старших классах ее все больше захватила медицина. В ее родной квартире находилась поликлиника, и Тамаре очень нравилось смотреть за работой врачей и медсестер. Она ощущала невероятную атмосферу и стала играть в «больницу», составляя картотеку для близких и друзей, придумывая им болезни и выписывая «рецепты» от своего имени — доктора Синявской.
Кроме этого, девочка обожала кататься на лыжах и коньках. Как только в Москве открывался первый каток зимой, она мчалась туда незамедлительно. Окончательное решение стать артисткой пришло к ней в подростковом возрасте. Тома часто ходила в кино с подругами, очень любила фильмы «Мой дом» и «Казаки Кубани». Она знала наизусть все песни из этих фильмов, пела их всегда и везде. Ее кумиром в то время стала аргентинская актриса и певица Лолита Торрес, Тамара мечтала о такой же успешной карьере.
К к окончанию школы Тамара уже точно знала, чем хочет заниматься в жизни. Она решила стать студенткой театрального вуза, но по совету своего руководителя Владимира Локтева отправилась в музыкальное училище им.Чайковского при консерватории.
Ни разу в своей жизни молодая артистка Большого театра не сожалела о своем выборе. Она получала образование под руководством талантливых преподавателей, которые сделали из нее настоящую профессиональную певицу.
Во время обучения Тамара нашла себе работу – стала членом хора академического Малого театра. За каждое выступление она получала пять рублей, что в те годы была неплохой суммой, достаточной для того, чтобы купить килограмм севрюги в гастрономе «Елисеевский». На сцене этого театра Тамара выступала вместе с настоящими звездами того времени, чьи имена были широко известны в Советском Союзе.
Музыка
В течение дня девушка занималась учебой, а каждый вечер выходила на сцену. Ее первое выступление произошло в спектакле «Живой труп», где она исполняла песни в цыганском хоре. Голос молодого таланта был замечен, и теперь она исполняет сольные партии в «Москве» и «Александре Невском». В 1964 году Тамара получила диплом музыкального училища, получив высшую оценку «5+», что было очень редко. Преподаватели советовали ей попробовать свои силы в Большом театре, где искали молодых талантов.
После того, как Тамара выступила перед приемной комиссией театра, они решили принять ее, несмотря на отсутствие консерваторского образования. По мнению Галины Вишневской, Бориса Покровского и Евгения Светланова, которые составляли комиссию, у девушки был удивительный талант, и они проигнорировали отсутствие образования.
На сцене Тамара работала с Александром Огнивцевым, Ириной Архиповой и Зурабом Анджапаридзе. Она была очень счастлива, так как даже не могла мечтать о том, чтобы выступать с такими знаменитостями.
Год спустя Тамара уже была частью основного состава труппы, но понимала, что это еще не предел. Она решила продолжить обучение и поступила в ГИТИС, где стала студенткой Доры Белявской, известного педагога по вокалу. Благодаря Белявской Тамара преобразилась из алмаза в бриллиант.
Во время гастрольного тура в Милан на сцене Большого театра Синявская великолепно исполнила роль Ольги в опере «Евгений Онегин». Сергей Лемешев назвал артистку «настоящей пушкинской Ольгой», и это высокая похвала от такого опытного мастера.
Тамара вложила в Большой театр сороклетнюю творческую биографию. За это время ее бархатное меццо-сопрано зазвучало во многих главных партиях репертуара театра. Ее выступление в ролях Кармен, Азучены, Марины Мнишек до сих пор считается непревзойденным. Удивительный диапазон ее голоса и сценическое мастерство были отмечены не только на Родине, но и за ее пределами. Не зря ее назвали «лучшая русская вокалистка итальянской школы». У нее множество поклонников, не только среди соотечественников, но и среди зарубежных любителей оперы.
Синявская исполняла итальянскую и французскую музыку, но больше всего любила петь русскую оперу. Ее русская душа нашла отражение в роли Любаши из оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова. По мнению ее многочисленных поклонников и музыкальных критиков, эта роль стала самой успешной в карьере Синявской.
Певица стала известной не только благодаря своим оперным выступлениям, но и по числу романсов, народных и эстрадных песен, таких как «Черноглазая казачка», «Тонкая рябина», «Санта-Лючия», «Ночь светла», «Дым», Нежность» и многие другие.
Внешность Синявской напоминала русскую казачку: рост 170 см, статная фигура, темные густые волосы и горящие глаза. Сама Тамара отмечала, что никогда не была худышкой. Она однажды пыталась привести свою фигуру в порядок, но чуть не потеряла голос, и бросила это дело. Однако она все же соблюдала диету и постоянно следила за весом.
В 2003 году Синявская покинула сцену, находясь на пике своей карьеры. В одном из интервью она заявила, что лучше уйти, когда её слава наивысшая, чем ждать, пока начнут упрекать в продолжительности карьеры.
Личная жизнь
Известная певица дважды вступала в официальный брак. Ее первым мужем был балетный артист Сергей Бережной. Она выражает ему благодарность за то, что он был рядом, когда у нее умерла мама. Семья Бережного тепло встретила Тамару, они были очень душевными людьми. Все были уверены, что таких, как Сергей, не бросают, и тем не менее, Тамара ушла от него.
Судьбоносная встреча Тамары Синявской и Муслима Магомаева произошла в Баку, где они гастролировали. В то время Муслим был популярным во всем Союзе и имел миллионы поклонниц. Их знакомство произошло по инициативе Роберта Рождественского. Магомаев представил себя, и Синявская с иронией отметила, что такая популярная личность не нуждается в представлении. Ходили слухи, что вначале Брежнев воспринимал Синявскую исключительно как жену Магомаева.
Романтическая связь началась между ними, но Тамара не собиралась оставлять своего мужа. Впоследствии Муслим признался, что для него это была любовь с первого взгляда. Он думал, что и Тамара разделяет его чувства и они будут вместе.
После некоторого времени у Синявской началась стажировка в Италии, и она уехала туда. Тем не менее, каждую неделю ей присылали шикарный букет из роз, который отправлял влюбленный Муслим. Они проводили часы на телефоне, и когда Тамара упомянула, что международные звонки дорогие, Магомаев заверил ее, что ей не нужно переживать из-за денег.
В ноябре 1974 года влюбленные поженились. Они колебались, но их друг отнес их паспорта в ЗАГС и решил все за них. Свадьба прошла дважды — сначала в Москве, в ресторане «Баку», а затем на родине Магомаева, на даче Гейдара Алиева, первого секретаря ЦК КП Азербайджана.
Различные ситуации в личной жизни Синявской происходили весьма разнообразно. Два любящих и творческих человека, две звезды, существовали вместе с трудом. Бывали конфликты, расставания, долгие разлуки, но они не могли без друг друга. Одна из таких ссор могла привести к окончательному разрыву, их отношения казались утраченными, но в это время им помогли композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов, которые специально для них создали песню «Прощай, любимый!». Супруги исполнили ее дуэтом, и состоялись.
После этого Синявская призналась, что была глупой, когда пыталась играть роль главы семьи. Она убеждена, что рядом с таким мужчиной, как Магомаев, нужно просто быть женщиной, окружать его своим теплом, заботиться о нем, и принимать его заботу в ответ.
Брак двух известных личностей закончился бездетным, поэтому всю заботу и любовь Тамары получил её муж Муслим. После его смерти певица провела три года в уединении и вернулась на сцену только через семь лет.
В родном Азербайджане Магомаева Синявскую называют «гяллин», что переводится как любимая невестка. Она заслужила уважение народа тем, что не настаивала на похоронах Магомаева в Москве, а привезла его в Баку, где покоится дедушка певца.
В мире искусства продолжает жить артистка Тамара Синявская. Она возглавляет вокальную кафедру ГИТИСа, и именно работа помогает ей отвлечься от мыслей об ушедшем муже.
В 2019 году Тамару госпитализировали в кардиологию, но это была запланированная профилактика, необходимая в ее возрасте, а не экстренная ситуация.
Певец по-прежнему приглашают вернуться на сцену, предлагают лучшие оперные партии, но она отказывается. Она говорит, что больше не чувствует себя на прежней высоте, и не желает спускаться вниз. Синявская также стала учредителем и главой Фонда культурно-музыкального наследия Магомаева, а также выпустила его книгу под названием «Живут во мне воспоминания».
На странице Инстаграма отмечается выдающаяся пара, созданная фанатами. Там размещены фотографии супругов и видеозаписи их выступлений. Даже писатели и кинематографисты уделяют внимание этим знаменитостям. Известный биограф Софья Бенуа написала произведение с названием «Муслим Магомаев и Тамара Синявская».
В 2020 году состоялась премьера сериала под названием «Магомаев», над которым работали в течение шести лет. Муслима сыграл на экране Милош Бикович, а роль Синявской исполнила Ирина Антоненко.