В 20-е годы прошлого века кинематограф впервые заговорил, и это событие вызвало огромный восторг у зрителей. Однако вскоре разочарование пришло, ведь если раньше кино могли понимать зрители со всех концов мира, то теперь оно стало доступным только тем, кто знал язык артистов. Возник вопрос о том, как сделать иностранное кино понятным для российских зрителей. Способ нашли — придумали систему дублирования, благодаря которой советские зрители в 1935 году смогли посмотреть американский фильм «Человек-Невидимка». С тех пор прошло много лет, и дубляж стал искусством, в котором стало мастерством множество артистов. Некоторых мы знаем не только как актеров, но и как дублеров, других — только по голосу и фамилии. Особое место среди них занимает легендарная Татьяна Антонова.
Детство и юность
Татьяна Антонова родилась в Киеве 2 февраля 1958 года в семье, где родители были связаны с театром. Ее мама была балериной, а папа музыкантом в Киевском театре оперы и балета им. Шевченко. Уже в четыре года она дебютировала на сцене, сыграв маленькую дочь главной героини оперы «Чио-чио-сан». Таня также участвовала в нескольких мизансценах этой оперы. Она всегда окружалась хорошей классической музыкой, через которую узнала мир и сформировала свое представление о профессии актера.
После окончания учебы в школе, Татьяна решила связать свою жизнь с актерским искусством. Она поступила в Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого. И ее художественный путь начался еще во время учебы, когда ее пригласили сниматься в киностудии им.Довженко, а затем она занялась дубляжом.
Дубляж
В советском союзе в 80-е годы наступил период популярности индийских фильмов, и молодая актриса нашла себе много работы. Хотя ей приходилось делать много дубляжей, она получала удовольствие от этой работы. Ей очень нравилась атмосфера, в которой происходил этот процесс, со всеми песнями, танцами и диалогами о любви. Именно тогда стало ясно, что голос Татьяны идеально подходит для дубляжа зарубежных актрис. В нем была глубина, эмоции и богатые интонации. Кроме того, у актрисы была отличная музыкальность, тонкий слух и чувство ритма. Возможно, эти качества девушка унаследовала от своих родителей.
Через некоторое время Антонова получила возможность работать в студии «Хлопушка» в качестве дублера. Теперь ее арсенал ролей значительно расширился, она озвучивала самые разнообразные персонажи, улучшала свое мастерство в подборе интонаций, чтобы ее голос идеально сочетался с образом на экране. Татьяна уверена, что хороший дублер должен обладать отличным слухом и таким же отличным чувством ритма. Чем точнее у такого специалиста слух, тем профессиональнее он сможет справиться с задачей. Именно благодаря идеальному слуху дублер может «попасть» в ритм текста роли и совпасть с «темпоритмом» экранного образа.
Всегда было много желающих научиться мастерству дубляжа, но лишь немногие добивались успеха. Для того чтобы стать хорошим дублёром, необходимо не только красивый голос. Профессионал должен обладать множеством талантов и навыков, и уметь их грамотно применять.
Воспоминания Татьяны о Людмиле Гурченко наполняют ее восторгом. Она удивлялась тому, как актриса умело работала со звуком на сцене, микшируя звук на микрофоне при помощи приближения и отдаления. Однако работа на сцене отличается от «сотрудничества» с микрофоном. Можно обмануть тело, но невозможно обмануть звук. Дублеру необходимо чувство правильной передачи эмоционально насыщенного звука в микрофон, за которым зритель будет следить без прерывания. Даже восприятие окружающего мира дублером оказывает сильное влияние на качество дублирования образа.
У Татьяны Антоновой, как и у каждого художника, есть свои любимые произведения, над которыми она работала с особым вдохновением. Одно из таких произведений — фильм «Чужие», в котором актриса Сигурни Уивер озвучила главного персонажа. Татьяна уделяла много времени изучению мимики и движений актрисы, погружалась в методы ее актерской игры и старалась передать увиденное через свой голос.
Некоторые актеры не озвучивают свои роли в кино, даже когда они снимаются в фильмах. Например, известный артист СССР Борис Брондуков, никогда не говорил своим голосом в фильмах, в которых он снимался, так как сочетание его внешности и голоса не прибавило бы ему популярности. Его глубокий драматический голос не соответствовал его комедийной внешности.
У Татьяны Антоновой тоже приходилось озвучивать звезд отечественного кино. Раз, она озвучила героиню Элины Быстрицкой, потому что сама актриса не могла поехать на озвучивание. Долго Татьяне не удавалось сыграть эту роль, пока она не услышала слова Георгия Вицина, описывающего героиню Быстрицкой. Он сказал, что эта женщина «раздвигает жизнь грудью». После этого Татьяна смогла погрузиться в психологию героини, которую она дублировала.
Сегодняшний дубляж
Несколько десятилетий назад дубляж был похож на радиоспектакль, с актерами, играющими сцены и ожидающими ответа от партнера. Это было подобно огранке алмаза, который постепенно превращался в бриллиант. Но сейчас все изменилось.
Благодаря техническому прогрессу подача звука упростилась, и звукорежиссер теперь сам решает, какой должна быть интонация и как нужно расставить паузы. Раньше все это приходилось искать на пленке. Антонова утверждает, что технический прогресс затронул все, включая кино. Лучше или хуже — трудно сказать. Тем не менее, она уверена, что прежнее кино обладало большим драматическим эффектом.
Татьяна — человек, предпочитающий не раскрывать свою личную жизнь. Она не дает интервью модным журналам, не позирует на фоне своих апартаментов, поэтому информации о ее жизни вне сферы профессии практически нет. Во время встреч с журналистами актриса говорит много о своей работе, о дубляжах, о работе с режиссерами, коллегами-артистами, и о финансовых аспектах профессии актера.
Слушая данные беседы, можно понять, что перед вами очаровательная и умная женщина, преданная своей профессии и испытывающая истинное удовольствие от своей работы. Хотя работа Антоновой не принесла ей большого богатства, Татьяна получила самое важное – возможность заниматься любимым делом и быть востребованной в своей сфере.
Благотворительность
Татьяна Антонова и Анастасия Гиренкова активно занимались благотворительностью, посещая детские дома, устраивая концерты, даря детям подарки и сувениры, а также демонстрируя фильмы, в которых они сами принимали участие.
С 1980 года актриса активно развивает свою карьеру, и сейчас она продолжает двигаться вперед. У нее более тридцати работ в кино и примерно столько же дубляжей в кино и на ТВ.
Это далеко не все, потому что актриса не собирается уйти на покой. Она стремится радовать зрителя своим высококачественным кино и настойчиво движется к своей цели.
Избранная фильмография
- 1980 Необычный отпуск
- 1983 Климко: история одного человека
- 1984 Жизнь Володькиной
- 1988 Путь в ад: история выживания
- 1991 Личное оружие: секреты и тайны
- 2012 СБУ: тайны спецоперации
- 2018 Путешествие в самоцентр: поиск истины