Известная актриса, которая впоследствии стала известной в киноиндустрии, происходила из необычной семьи. Оказывается, она была связана с известными меценатами Морозовыми, её дедушка был революционером Николаем Шмидтом, а её мама работала оператором в кино. К тому времени это было настоящим редким явлением. Ведь даже сейчас, когда говорят о кинооператорах, большинство людей представляют себе интеллигентного мужчину, стоящего за камерой. А в те времена это было настоящим открытием.
В июне 1938 года родилась будущая звезда, которой выпала доля пережить Вторую мировую войну в юном возрасте. Ее отец был кинооператором и прошел через все тяготы войны, и, к счастью, вернулся живым, что было редкостью в те годы. Однако это счастье было недолгим.
Всего лишь в 12 лет родители будущей актрисы разошлись, оставив в душе девочки неразделимую рану. Мать затем вступила вновь в брак, но новый брак не смог создать по-настоящему счастливого домашнего очага, и отчим так и не смог заменить отца для девочки.
Первые шаги в искусстве
Бывает, что с самого детства люди уже знают, чему они посвятят свою жизнь. С детства девочка мечтала стать актрисой. В это время киноиндустрия только начинала развиваться. Телевизоров ещё не было, но фильмы, показываемые в кинотеатрах на больших экранах, вызывали огромный интерес.
Кроме этого, театр был еще одним источником вдохновения, где можно было насладиться выступлением любимых актеров. Татьяна твердо решила, что ее будущее связано именно с актерским искусством. Она не обладала типичной красотой, которую так любят режиссеры при создании образов романтических героинь. Но в ней просматривалось безграничное очарование. У нее были удивительные глаза с таким сильным и пронзительным взглядом, что даже серьезных мужчин заставляло трепетать. Показалось, что у девушки был какой-то врожденный гипноз, заставляющий окружающих восторженно следить за ее мимикой, движениями.
Это очень ценное качество для артиста и, возможно, редкое. Гораздо более распространена харизма, обаяние, но не так многие обладают столь проницательным и даже диким взглядом. И конечно, этот талант был высоко оценен в приемной комиссии Школы-студии МХАТ, куда будущая звезда поступила в 1959 году.
Следует отметить, что МХАТ всегда остаётся символом и желанным местом для актёров со всей страны и за её пределами.
Особенно важным был конкурс для всех театральных учреждений в 50-е и 60-е годы, когда кино стало неотъемлемой частью жизни, а люди с удовольствием переключали каналы, чтобы смотреть свои любимые фильмы.
Пройдя через ожесточенное соревнование и проявив себя не хуже других претенденток со всей страны, Татьяна стала студенткой и успешно завершила обучение в Школе-студии. Сразу после окончания её приняли в труппу, что подтвердило её талант.
Профессиональный путь
Случилось так, что именно Савва Морозов, дальний родственник актрисы, в свое время выступил в роли мецената и на его деньги был сооружён МХАТ. В этом был некий символизм, но, её приглашение в труппу произошло не из-за заслуг её давно умершего предка. Актриса была настоящим бриллиантом, и режиссеры не ошиблись, пригласив её.
Странно, но ее настоящая фамилия не Лаврова, а Андриканис, происходит из греческого корня. После окончания учебного заведения ей настоятельно советовали выбрать проще фамилию, и она остановилась на этой.
МХАТ предложил ей участвовать в потрясающих постановках Чехова, например, она сыграла Аркадину в чеховской «Чайке». Эта роль не нуждается в представлении.
Она отработала в МХАТе почти 3 года, а затем ее пригласили в «Современник», где она отдала почти 17 лет своей жизни.
«Современник» возник во многом как результат экспериментального проекта, инициированного неутомимой энергией талантливого Олега Ефремова. У него было удивительное художественное чутье, и он осмелился бросить вызов даже таким знаменитым храмам искусства, как МХАТ, Большой театр и многие другие.
Для того чтобы доказать, что «Современник» не является «шарашкиной конторой», а является конкурентом великому МХАТу, Олег Ефремов, основавший театр в 1956 году, приложил все усилия, чтобы актерский ансамбль был безупречным. Он смог привлечь к своему проекту и заразить энтузиазмом артистов искусства, собрав лучших актеров страны, среди которых оказалась и неподражаемая Татьяна Евгеньевна.
Самой успешной работой на сцене театра можно назвать спектакль «Двое на качелях». Руководство приняло решение показывать этот спектакль не один сезон, а множество, из-за его огромной популярности.
По сути, многие артисты до сих пор помнят его, он стал золотым классиком. Он продолжает выступать на сцене, так как абсолютно органично вписывается в театральные стандарты и словно создан для постановок.
Также были другие потрясающие работы, которые не требуют ни рекламы, ни описания: «С любимыми не расставайтесь», «Валентин и Валентина», «На дне».
В 1978 году, после более чем десятилетней службы в театре «Современник», она снова стала выступать на сцене своего родного МХАТа.
К сожалению, жизнь актрис и актеров часто зависит от интриг и обстоятельств. Во время ее ухода из театра «Современник» его руководила Галина Волчек, которая по-прежнему возглавляет этот театр.
Ее собственные слова звучали так: после длительных гастролей у меня пропал голос, и я не могла выступать. Однако она не отказалась посетить кинофестиваль в Германии, так как там не было запланировано ее выступление на сцене. Руководство «Современника» решило, что если она на больничном листе из-за потери голоса, то ей следует лечиться и восстанавливаться, а не уезжать за границу на кинофестивали. Татьяна Евгеньевна считала такое предложение несправедливым и написала заявление об уходе.
Существуют и другие версии, которые невозможно доказать или опровергнуть, они указывают на то, что причиной ухода после длительной службы стали банальные интриги.
Когда в 1978 году она вновь вернулась в МХАТ, ей уже исполнилось 40 лет. Роли молодых героинь ей больше не предлагали, так как конкуренция среди актрис значительно возросла. Поэтому она могла только мечтать о прекрасных ролях, которые ей достались после окончания Школы-студии.
По сравнению с предыдущими возможностями, нынешние роли казались лишь жалкими крохами. Но для неё главным была сама игра, в которую она всецело вкладывалась. Даже эпизодические выступления в спектаклях вызывали настоящий фурор. Она готовилась к ним так же серьезно и ответственно, как крупные роли.
Кинокарьера
Однако именно благодаря кинематографу она стала по-настоящему известной на всю страну. Это вполне обычное явление, ведь даже самый знаменитый столичный храм искусства не может конкурировать по своим возможностям с кинематографом, поскольку фильмы ежедневно просматривают десятки миллионов человек.
Одна из самых известных актрис, Лаврова оставила свой след в истории кино благодаря таким фильмам, как «Песня о Кольцове» и «Девять дней одного года», где она сияла наряду с Алексеем Баталовым и Иннокентием Смоктуновским. Несмотря на активное киносъемочное творчество, настоящую славу ей принесла именно работа над фильмом «Девять дней одного года». Несмотря на 40 фильмов в ее фильмографии, другие работы остались незамеченными.
В последние годы жизни актрисы можно было увидеть ее в сериалах. Но, конечно же, ни одна из этих работ не сравнялась с ее знаменитыми ролями в кино.
Однажды, когда она обобщала свою судьбу, артистка призналась, что у нее не сложились отношения с киноиндустрией. Возможно, это действительно так, но стоит обязательно посмотреть все ее фильмы, в которых она принимала участие. Все они являются уникальными и трогательными произведениями советского кинематографа.
Личная жизнь и последние годы
Замужество актрисы несколько раз повторялось, и все её супруги были известными актёрами. Первым из них был Евгений Урбанский, настоящая секс-бомба Советского Союза, к которой тайно таяли многие женщины и даже девушки.
Да, хоть это были неофициальные отношения, но они продолжались в течение 7 лет. Влюбленные проживали в обычном общежитии и казались вполне счастливыми.
После нескольких лет вместе, этот союз распался, но они оставались друзьями на долгое время. Затем актрису познакомили с Олегом Далем, который предложил ей выйти за него замуж. К сожалению, этот брак был неудачным, и длился всего полгода. Известно, что быть с Олегом Далем было сложно не только из-за его специфичного характера, но и из-за его употребления алкоголя. Татьяна Евгеньевна не смогла изменить ситуацию, и пара рассталась.
В 1965 году пришла трагическая весть о том, что Евгений Урбанский погиб на съемках. Возможно, Татьяна продолжала любить его все последующие годы, и смерть его приняла очень тяжело. К тому же, его гибель почти совпала с разрывом отношений с Олегом Далем.
Футболист Владимир Михайлов стал третьим мужем актрисы. Он был далек от мира искусства, что, казалось бы, должно было быть только положительным моментом. Однако муж ревновал Татьяну и не хотел, чтобы она уделяла слишком много времени работе, задерживаясь после спектаклей. В итоге их брак распался, но родился сын Владимир.
Впоследствии сын не стал актером, не последовал по стопам отца, а выбрал свой собственный путь, занимаясь дизайном и созданием скульптур. У него две дочери, которые были всем для Татьяны.
Причина смерти
В тот день, 16 мая 2007 года, произошла необратимая утрата — скончалась выдающаяся актриса. Внезапно она почувствовала недомогание и была доставлена в медицинское учреждение. Изначально врачи подозревали сердечные проблемы, но обследования не подтвердили эту догадку. Однако было установлено, что у талантливой артистки развился серьезный бронхит, пневмония, а также существовали подозрения на рак желудка. Ее общее состояние было очень ослабленным, и в возрасте 68 лет она ушла из жизни, покоясь на Троекуровском кладбище в Москве.
Избранная фильмография
- 1959 — Песня о жизни Кольцова
- 1965 — Время для перемены
- 1974 — Опоздавший вылет
- 1976 — Дневной полет
- 1979 — Приход весны
- 1982 — Голос внутри
- 1983 — Путь к самому себе
- 1990 — Система «Ниппель»
- 1998 — Чехов и компания
- 2003 — Новая реальность