Татьяна Михайловна Лиознова была известным кинорежиссером в советской эпохе, также она была артисткой, педагогом и сценаристом. Ей было присвоено звание Народной артистки и она является Лауреатом государственной премии.
Детство и юность
В двадцатом веке известная артистка Татьяна Лиознова стала не только знаменитой благодаря своей работе на сцене, но также и как режиссер. В 1984 году ей было присвоено звание Народной артистки Советского Союза.
Родившаяся в столице СССР 20 июня 1924 года, будущая режиссерка имела еврейское происхождение. Ее отец, Моисей Александрович, закончил учебное заведение по специальности инженера-экономиста. Во время Второй мировой войны он отправился на фронт и погиб, не дождавшись победы.
Ида Израилевна, мать будущего режиссера, закончила только три класса начальной школы, но была умной и мудрой женщиной. После смерти мужа она воспитывала свою дочь и обеспечивала ее всем необходимым, не выходя замуж повторно из верности памяти мужа.
С самых ранних лет окружающие заметили у Лиозовой абсолютный музыкальный слух. Ее мечтой было научиться играть на скрипке, но когда она впервые услышала неправильно исполненную ноту, разочаровалась и отказалась от этой затеи.
Получив аттестат об окончании школы, молодая художница решила поступить в авиационный институт. Однако, проучившись всего один семестр, она решила оставить учебу и пойти учиться во ВГИК. И вот в 1943 году Татьяна Лиозова стала студенткой курса Тамары Макаровой и Сергея Герасимова.
После первого семестра преподаватели обсуждали возможность отчисления молодой студентки, считая, что ей не хватает жизненного опыта, который необходим режиссеру. Тем не менее, Татьяне удалось убедить педагогов, показав свои экзаменационные работы.
Татьяна Лиознова получила образование в Институте кинематографа в 1949 году и стала дипломированным режиссером. Этот важный момент открыл перед ней дорогу к творчеству, и впоследствии она стала одним из самых известных режиссеров советского периода.
Фильмы
После того, как Татьяна закончила свое образование в университете, она была приглашена на работу в киностудию имени Максима Горького. Удивительно, но ей пришлось узнать о своем увольнении едва ли не сразу после того, как она начала работать. Скоро после этого она была назначена помощником у Герасимова и Бунеева. И уже в 1955 году она приняла участие в создании фильма «Земля и люди» в качестве второго режиссера, после Станислава Ростоцкого.
В 1952 году Татьяна Лиознова вместе с Самсоном Самсоновым и педагогом Сергеем Герасимовым поставила спектакль под названием «Седая девушка». Позднее они совместно работали с Владимиром Беляевым над постановкой пьесы, основанной на сюжетах из национальных сказок Китая и Кореи.
В 1958 году Татьяна Лиознова сняла фильм «Память сердца», который стал ее дебютной самостоятельной работой. Сценарий к фильму был написан Макаровой и Герасимовым, причем Макарова исполняла главную роль. В этой работе отчетливо прослеживается стремление режиссера создавать в своих работах героические и яркие персонажи.
В 1965 году был выпущен новый фильм, основанный на новом романе Пановой под названием «Рано утром». Во время съемок этой ленты женщина сотрудничала с известным оператором своего времени Петром Катаевым.
Фильм под названием «Три тополя на Плющихе» был выпущен в 1967 году и был хорошо принят зрителями. Год спустя он был отмечен на международном кинофестивале в Аргентине. Сюжет картины рассказывает о любовном романе между обычным таксистом и замужней женщиной по имени Анна. Они неожиданно для себя обнаруживают глубокие чувства друг к другу. Олег Ефремов и Татьяна Доронина блестяще исполнили главные роли. Кинокритики отметили «реальность» их образов. Фильм основан на рассказе Александра Борщаговского под названием «Три тополя на Шабаловке».
Этот телесериал выходил на экраны телевидения уже более сорока лет подряд. Сегодня он периодически появляется перед зрителями старшего поколения, вызывая у них такие же теплые чувства, как и раньше. В фильме песни исполнял Иосиф Кобзон, которого Татьяна Лиознова уговаривала несколько недель. Музыкальному исполнителю пришлось петь не по-своему. В итоге, когда фильм вышел на экран, зрители просто не узнали своего любимого певца.
Сразу после выхода фильма «Мгновения» режиссер взяла перерыв, который продлился целых шесть лет. В это время она уделяла много времени преподавательской деятельности и руководству актерской мастерской вместе с Львом Кулиджановым.
В 1980 году Татьяна Лиознова вернулась к режиссуре, сняв фильм с названием «Мы нижеподписавшиеся», основанный на пьесе Александра Гельмана. В это время в театре уже идет постановка этого произведения, но режиссеру удалось показать зрителям совершенно новое видение этой драмы.
В 1981 году поклонники творчества Татьяны Михайловны с удовольствием наслаждались ее новым произведением под названием «Карнавал». За композитора данного проекта выступил Максим Дунаевский, который создал популярные песенки на слова Роберта Рождественского. После премьерного показа эти мелодии насвистывали практически все зрители. Основные роли исполнили Александр Абдулов, Ирина Муравьева и Юрий Яковлев. По результатам опросов зрителей Муравьева была удостоена звания «Актриса года».
В 1986 году Татьяна Лиознова начала работать над телесериалом под названием «Конец света с последующим симпозиумом». Однако смерть оператора Петра Катаева вынудила ее продолжить работу с Михаилом Яковичем. В картине с блеском сыграли Олег Табаков, Армен Джигарханян, Олег Басилашвили, Евгений Весник и Дмитрий Певцов. Но из-за политических изменений кинолента была показана всего один раз и затем снята с показа из-за содержащейся в ней антиамериканской пропаганды.
Татьяна Лиознова никогда не вступала в брак. Несмотря на то, что в ее личной жизни всегда были мужчины, проявлявшие интерес к ней. Режиссер никогда не называла их имен, но по некоторым данным ее можно было видеть в компании Арчила Гомиашвили.
В течение долгих лет она жила с матерью, с которой у нее были очень близкие отношения. Когда Ида Израилевна состарилась, Татьяна начала отказываться от работы, чтобы проводить с ней больше времени.
После неожиданной кончины в 60-х годах летчика-испытателя и друга Василия Калашенко, Лиознова удочерила его дочь, оставшуюся сиротой. Людмила стала для режиссера родной дочерью и оставалась с приемной матерью до последних ее дней.
Татьяне Лиозновой пришлось изменить свое отчество из-за неприязненного отношения к евреям в Советском Союзе. Женщина была членом кинематографистов и входила в комитет Антисионистского комитета, работавшего с общественностью.
В 2004 году, в честь восьмидесятилетия Лиозновой, был выпущен документальный фильм о ее жизни под названием «Дожить до светлой полосы. Татьяна Лиознова». В нем сама режиссер поделилась своим творческим путем и сложностями работы кинематографиста.
Смерть
29 сентября 2011 года Татьяна Лиознова ушла из жизни после долгой борьбы с серьезным заболеванием. После кремации ее прах был помещен в урну и затем погребен рядом с матерью.
В 2016 году на фасаде здания киностудии, носящей имя Максима Горького, была установлена мемориальная доска с изображением Татьяны Лиозновой – женщины, которая посвятила сорок лет своей жизни работе на этой киностудии.
- 1950 — Свободный Китай
- 1958 — Память сердца
- 1961 — Евдокия
- 1963 — Небо подвластно им
- 1965 — Раннее утро
- 1967 — Три тополя на Плющихе
- 1973 — Семнадцать мгновений весны
- 1981 — Мы, нижеподписавшиеся
- 1981 — Карнавал
- 1986 — Конец света с последующим симпозиумом