Великий Пикассо называл ее богиней. Ее глаза были как омуты, в которых можно утонуть, как говорил знаменитый художник. Татьяна Самойлова стала единственной обладательницей премии "Живая легенда Канн 1990", оставив след своей руки на плите в Каннах. Только двум другим известным людям – Марчелло Мастрояни и Софи Лорен – были оказаны подобные почести.
После выхода фильма "Летят журавли" Татьяна Самойлова приобрела всенародную любовь и мировую славу, став легендарной актрисой.
Детство и юность
Татьяна Самойлова появилась на свет 4 мая 1934 года в городе на Неве, в семье представителей интеллигенции. Ее отцом был театральный и киноактер Евгений Самойлов, чье творчество пользовалось публичной любовью и даже вызвало восхищение у самого Сталина, особенно после его выступления в фильме «Щорс». В 1937 году отца пригласили в Театр Мейерхольда, и семья переехала в Москву. Мать Татьяны, Зинаида Левина, была по образованию инженером. В 1945 году в семье появился младший брат Татьяны по имени Алексей.
В детстве Таня проводила большую часть времени за кулисами театра, куда ее регулярно водил отец. Ей нравилось все в этом мире — актеры, зрители, декорации и неповторимая атмосфера. С самого детства девочка мечтала стать артисткой и ни о чем другом не думала. Хотя она имела большие успехи в балете и получала много надежд от учителей в балетной студии. Майя Плисецкая даже пригласила ее в свою школу, видя в ней огромный потенциал, но Таня все равно мечтала только об актерском факультете и кинематографе.
Фильмы
После окончания школы Таня поступила в театральный вуз. Она успешно прошла все испытания и в 1953 году стала студенткой Щукинского училища. Кинематографическая карьера Самойловой началась после второго курса, в 1955 году, когда она снялась в фильме «Мексиканец», сюжет которого был основан на рассказе писателя Джека Лондона.
Звездной ролью, которая определила всю ее жизнь, Татьяна стала играть после своего выхода из театра. Она сыграла главную героиню Веронику в фильме "Летят журавли". Таня Самойлова уникальна, ведь никому другому из отечественных актеров не удавалось стать легендой сразу после выпуска из вуза. Режиссером этой ленты был Михаил Калатозов, который создал не только великое произведение отечественного кино, но и лучший фильм о войне.
Сказать, что фильм пользовался огромной популярностью, это мало. Он шел во всех кинотеатрах и не сходил с экранов многие месяцы. Власть выразила свое негодование по поводу сюжета, так как изменение любимого, который сражался на фронте вместе с лучшим другом, было совсем непо-советски. Это противоречило советским моральным нормам, и фильм был жестко осужден. Особенно активно критиковать его начали, когда стало известно, что Никита Хрущев отнесся к нему отрицательно.
Прошел лишь год, и картина была представлена на Каннском фестивале, после чего она стала чрезвычайно популярной. В 1958 году ей была вручена награда «Золотая пальмовая ветвь», а Самойловой была присуждена премия «Апельсиновое дерево» и диплом лучшей актрисы.
Это был первый выезд за границу для Самойловой, и она была поражена увиденным. Она наслаждалась роскошью и вниманием публики, но не заболела звездной болезнью. Она относилась к зарубежным коллегам как к равным и не стеснялась общения со звездами.
Ее успех был поразительным, и казалось, что теперь ее будут приглашать на новые роли. Однако все случилось наоборот — ее карьера замерла. Через четыре года вышло всего два фильма с ее участием, но западные режиссеры все еще помнили о ней. В 1961 году она получила предложение от румынского режиссера Михая Семеша сняться в его фильме "Альба Регия". В этом фильме Татьяна должна была сыграть разведчицу.
Снова наступил перерыв, который продлился до 1964 года. Снова приглашение пришло не от отечественных, а от зарубежных режиссеров. Советскую красавицу пригласили сниматься в фильме «Они шли на Восток» итальянского режиссера Джузеппе де Сантиса, который предложил ей роль второго плана. Она оказалась на одной площадке с Софи Лорен, игравшей главную героиню, и в определенные моменты даже превзошла знаменитую актрису своим мастерством.
Эта работа была оплачена щедрым гонораром. Самойлова вернулась в Союз на иномарке, привезла с собой приличный гардероб и деньги. После этого отношение к актрисе стало враждебным. Она обрела завистников, вокруг нее распространялись слухи, а у чиновников она попала в «черный» список.
Только в 1967 году ей предложили работу. И опять замечательная работа, замечательная роль. Татьяна стала Анной Карениной в фильме режиссера Александра Зархи. Драма прошла с большим успехом, который можно сравнить разве что со славой фильма «Война и мир», снятого Сергеем Бондарчуком.
После выхода фильма, Самойлова была уверена, что на этот раз ее не забудут, и ее будут бросать предложениями все режиссеры. Но опять все повторилось, ее забыли. Татьяна получила незначительные роли, иногда даже эпизоды. Ее звали в Голливуд, и если бы Самойлова приняла это приглашение, то наверняка ее биография была бы яркой и насыщенной, у нее была бы блестящая карьера, деньги и поклонники.
В середине 70-х годов карьера Татьяны Самойловой в кинематографе практически завершилась. Более двух десятков лет она не появлялась на экране, и только в конце 90-х ее пригласили сниматься в фильме «24 часа». Через четыре года актриса сыграла в фильмах «Московская сага» и «Сен-Жермен», но даже там в маленьких ролях. Ее последней работой стал фильм «Нирвана», который вышел в 2008 году. Опять же это была незначительная роль второго плана.
Мало кто входил в личную жизнь Самойловой, поэтому мало что было известно о ней. Люди любят разносить сплетни, особенно, когда у них нет информации. Татьяне Самойловой приписывали алкоголизм, психические расстройства, некоторые даже утверждали, что у нее булимия. Но для тех, кто был ей близок, было понятно, что ее болезнью было лишь одиночество.
Личная жизнь
Впервые Таня вступила в брак с актером Василием Лановым, с которым они оба учились в театральном училище. Они стали мужем и женой, когда Татьяна сделала свой дебют в кино в фильме «Мексиканец».
Их брак закончился спустя шесть лет из-за постоянной занятости Ланового на работе. Самойлова называла свою семейную жизнь "романом на ногах". Отношения обострились, когда Татьяна решилась на аборт во время своего расцветающего кинокарьеры, несмотря на противление мужа, который все равно постоянно отсутствовал дома.
Разрыв с мужчинами был для Татьяны тяжелым испытанием, она отказывала всем предложениям, и долгое время не могла с ними связываться.
В 1959 году личная жизнь актрисы изменилась, когда она встретила Валерия Осипова. Они поженились и даже поехали вместе в Париж на премьеру фильма «Луис Гаррос ищет друга», в котором она сыграла. Татьяна всегда считала Валерия своей единственной любовью. Он по-настоящему заботился о ней, и когда им приходилось расставаться, он посыпал ее телеграммами, полными искренней любви.
Они прожили вместе десять лет, а потом расстались. Татьяне было уже тридцать три года, и она очень хотела детей, но с Валерием у них ничего не получалось.
Смерть
Великая актриса ушла из жизни 4 мая 2014 года в свой собственный день рождения, который был также юбилейным — Татьяне Самойловой исполнилось 80 лет. Возможно, это было судьбой.
Она почувствовала неприятные ощущения, вызвала скорую помощь, и оказалась в Боткинской больнице. Врачи поставили диагноз – ишемия. В тот же день вечером ей стало значительно хуже, и в 23.30 актрисы не стало. Местом похорон легенды советского кино стало Новодевичье кладбище.
Избранная фильмография
- 1955 — Под небом Мексики
- 1957 — Полеты журавлей
- 1961 — Рассвет Альбы
- 1967 — Анна Каренина
- 1972 — Неожиданные радости
- 1973 — Безвозвратность
- 1991 — Анна Карамазова
- 2000 — 24 часа в сутки
- 2004 — Московская история
- 2008 — Состояние нирваны
- Прекрасная и сдержанная актриса Татьяна Самойлова
- Статья на Википедии