Теодор Драйзер, знаменитый американский писатель, журналист и общественный деятель, славившийся своими коммунистическими убеждениями. Он является выдающимся представителем американского натурализма и критического реализма. Своими романами Драйзер оказал значительное влияние на культуру XX века, привлекая живой интерес литературной критики. Среди его наиболее известных произведений — «Сестра Керри», «Финансист», «Титан», «Стоик» и «Американская трагедия».
Детство
Теодор Герман Альберт Драйзер родился 27 августа 1871 года в городе Терре-Хот на Среднем Западе, в штате Индиана. Семья Драйзеров не имела богатого состояния. Отец, Джон Пол Драйзер, родом из Майена, Германии, переехал в Америку и работал ткачом. Позже он занял должность начальника производства на шерстопрядильной фабрике. Вскоре он женился на Саре Марии, будущей матери Теодора Драйзера. Сара Мария была членом меннонитской общины рядом с Дейтоном, однако ее семья отвергла ее из-за перехода к католицизму для замужества за Джона Драйзера. В итоге, у них родилось одиннадцать детей.
Семейное счастье не пришло надолго: пожар уничтожил все запасы и фабрику, а отец серьезно пострадал во время восстановительных работ. Позже трое старших сыновей погибли, и семья переехала в Терре-Хот, Индиана. Отец пришелся на любую работу, но денег на девять детей не хватало. По окончании школы будущий писатель ушел из дома в Чикаго, чтобы заработать. Там он успел поработать уборщиком в ресторане, разнорабочим и грузчиком.
Детство Драйзера было отмечено глубокой нуждой, что заставило его начать работать еще в молодом возрасте. Он продавал газеты, работал на ферме в неквалифицированном труде, мыл посуду в ресторанах, доставлял металлические изделия, развозил белье из прачечной и собирал плату за жилье у жителей беднейших районов. Иногда ему приходилось проводить ночи в специальных приютах и обращаться за помощью в благотворительные организации. Эти трудности и перипетии жизни нашли отражение в его более поздних произведениях.
После окончания средней школы в штате Индиана в 1887 году, Драйзер отправился заработать в Чикаго. Вернувшись в 1889 году, он поступил в Индианский университет в Блумингтоне. Однако из-за финансовых затруднений ему пришлось прервать учебу уже через год.
Творчество
Журналистическую деятельность Драйзер начал в 1892 году, работая репортером и критиком в различных газетах в Чикаго, Сент-Луисе, Толедо, Питтсбурге и Нью-Йорке. В это время он опубликовал свое первое художественное произведение под названием «Возвращение гения» в газете «Chicago Globe» под псевдонимом «Карл Драйзер».
В 1894 году он переехал в Нью-Йорк. В своей автобиографической книге «Книга о себе» Драйзер рассказывал о своих путешествиях по крупным городам страны и отмечал, что не мог не заметить бедность, неравенство и отсутствие равенства возможностей, несмотря на заявленную демократию и равенство в стране.
В 1895 году он перестал заниматься журналистской работой и стал публицистом. Его работы были высоко оценены ведущими американскими журналами того времени.
Особенно ценными были портреты, основанные на беседах, которые удалось создать Теодору Драйзеру. Его творчество можно разделить на две серии: «Жизненные истории людей, достигших успеха» и «Заметки о общественных характерах».
Подготавливая материал для своих заметок, он встречался с различными, но всегда важными и заслуживающими внимания личностями. Его герои включали в себя писателей, предпринимателей и промышленников.
Теодор Драйзер также работал в качестве редактора различных журналов, включая те, которые ориентированы на женскую аудиторию, и со временем достиг финансовой независимости.
Летом 1899 года молодой писатель Теодор Драйзер со своей супругой решили сменить Нью-Йорк на деревню Моми. В уединении у друга Генри Драйзер создал несколько рассказов, среди которых «Блестящие владельцы» и «Негр Джефф». Генри уговаривал Драйзера приступить к написанию романа, и наконец писатель согласился. Так началась работа над его первым романом, который вышел в свет в 1900 году под названием «Сестра Керри».
Роман «Сестра Керри» рассказывает о судьбе провинциальной девушки по имени Керри Мибер, которая отправилась в Чикаго в поисках лучшей жизни. В произведении отчетливо прослеживается мотив денег, который стал традиционным для американского автора. Писатель живописно описывает порочные поступки, к которым люди готовы пойти из-за своей жажды богатства.
Основные герои романа — Керри и два мужчины, которые играют важную роль в ее жизни. Между ними нет ни привязанности, ни благодарности, ни истинной любви. Все трое заинтересованы только в своей выгоде и готовы идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей.
В 1911 году вышла вторая книга писателя под названием «Дженни Герхардт». Роман рассказывает о молодой бедной девушке, которая решает стать содержанкой, чтобы обеспечить благополучие своих близких, несмотря на свое положение. Через год, в 1912 году, была опубликована первая книга из трилогии «Желание» под названием «Финансист». Основой для этого произведения послужила биография американского миллионера Чарльза Йеркса, а читателям рассказывается история жизни главного героя Фрэнка Каупервуда.
Главный персонаж происходит из семьи банковского служащего, который, достигнув зрелого возраста, решил устроить своего любимого сына на работу в компанию, где сам работал.
Фрэнк, проявивший свой талант в управлении, решил завоевать Филадельфию. В этом городе он стал успешным биржевым брокером и стал миллионером. Благодаря своему новому статусу, молодой предприниматель смог попасть в высшие круги общества Филадельфии.
В книге, помимо описания финансовых маневров главного героя, также присутствует второй сюжет, который рассказывает о личной жизни Каупервуда. Драйзер изображает своего персонажа без украшений, наделяя его как положительными, так и отрицательными качествами. В конечном итоге непокорная натура Фрэнка, который не желал следовать общепринятым принципам и правилам поведения, приводит его в тюрьму.
События романа «Титан» 1914 года происходят в Чикаго, где Фрэнк возвращается в свою прежнюю среду интриг, не умея делать выводов. Теперь он сфокусирован на газовых и транспортных компаниях, используя методы воздействия «кнута и пряника». Фрэнк подкупает некоторых чиновников и запугивает других, чтобы защитить свои интересы и противостоять конкурентам.
Однако Фрэнк Каупервуд проигрывает эту войну и вынужден исчезнуть. В это же время в его семейной жизни наступает черная полоса, когда его жена узнает о его связи с молодой девушкой и пытается совершить самоубийство. Фрэнк спасает ее и уговаривает уехать из города вместе с ним, чтобы начать новую жизнь в Лондоне, где, по его обещаниям, они будут счастливы.
События последнего романа «Стойкий» (выпущенного после смерти писателя в 1947 году) происходят в столице Франции, где Каупервуд занимается строительством метрополитена. Несмотря на свой возраст, он по-прежнему мечтает о большом состоянии. Однако его коварные планы рушатся из-за болезни, а именно обострения проблем с почками. В итоге, не дожив счастливую и спокойную жизнь, Каупервуд умирает, прежде чем признаться в своих грехах перед своей женой и любовницей.
Перед выходом серии книг «Желание» были опубликованы «Гений» (1915), «Американская трагедия» (1925) и «Оплот» (1946). Роман «Гений» — это частично автобиографический рассказ о художнике Юджине Витле, чья жизнь меняется под влиянием буржуазной среды. Драйзер описывает жизненный путь Юджина как три этапа: юность, борьба, бунт. Роман сочетает в себе творчество и страсть, любовь к женщинам и искусству, впечатляющие успехи и горькие неудачи, не оставляя равнодушными.
Клайд — молодой человек, который всем сердцем мечтал о лучшей жизни, нашел работу в отеле, где новые друзья познакомили его с алкоголем и походами к проституткам.
Главный персонаж романа видит, как богатые постояльцы тратят время в отеле, и постепенно пробуждается в нем желание обрести финансовое благополучие. Вторая часть истории разворачивается в Чикаго, куда наш герой уезжает после неприятного инцидента в своем родном городе.
В этом городе возможностей он встречает своего дядю, который предлагает ему работу на фабрике, производящей воротнички. Гриффитс соглашается и сразу переезжает в Ликург, штат Нью-Йорк. На фабрике он быстро продвигается по карьерной лестнице благодаря своей молодости и трудолюбию.
В период, соответствующий сюжету, происходят изменения в личной сфере главного героя. Его эмоции переключаются с прежней объекта влечения — Роберты, на ее подчиненную, которую он старается завоевать. Позже в его жизни появляется аристократичная и непокорная Сондра.
Третья часть книги «Оплот» представляет внутренние размышления Гриффитса, который переживает мучительные моменты, находясь между богатой кокеткой и девушкой, искренне любящей его. Трудности возрастают из-за беременности Роберты, из-за чего Клайд не может просто так бросить ее. Роман рассказывает историю семьи Барнсов, которая исповедует квакерские верования. Основной темой произведения является конфликт поколений, связанный со взрослением пятерых детей.
Общественная деятельность
В 1927 году СССР пригласил Теодора Драйзера в свои земли. Прибыв в начале ноября, через несколько дней он принимал участие в праздновании десятой годовщины Октябрьской революции. За свои 77 дней в Советском союзе Драйзер посетил множество городов, встретился со знаменитыми людьми, а затем опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию».
В 1930 году он получил номинацию на Нобелевскую премию по литературе, хотя пока еще безуспешно.
В период с 1932 года до своей кончины в 1945 году, Драйзер сосредоточился на создании романа «Стойкий», который стал завершающим произведением «Трилогии Желания». Первые две трети произведения были написаны достаточно быстро, но последняя часть потребовала от писателя больших усилий и заняла много времени.
Помимо своего литературного творчества, начиная с 1930-х годов, Драйзер активно участвовал в политической активности. Он принимал участие в различных кампаниях, направленных на защиту радикалов, которые, по его мнению, страдали от социальной несправедливости. Среди таких кампаний была борьба против линчевания Фрэнка Литтла, одного из лидеров организации «Промышленные рабочие мира», борьба за справедливость в случае Сакко и Ванцетти, борьба против депортации Эммы Гольдман и борьба за освобождение профсоюзного лидера Томаса Муни.
В ноябре 1931 года Драйзер стал председателем Национального комитета защиты политических заключенных на угольных месторождениях юго-восточного Кентукки с целью сбора свидетельств шахтеров из Пайнвилле и Харлана о применении насилия против них и их профсоюзов со стороны угольных компаний. В это время в горнодобывающих районах США — Харлане и Белле — произошли конфликты между шахтёрами и полицией. Вместе с комиссией, возглавляемой им, Драйзер отправился на место происшествий.
В начале ноября в городе Пайнвиллокруга Белл прибыла комиссия из 8 человек, возглавляемая Драйзером из соседнего округа Харлан.
Шахтеры и полиция угрожали ему физическим насилием по прибытии. Против Драйзера был подан судебный иск, а также предложение об отзыве идей при условии прекращения им своей кампании. Однако Драйзер продолжал выступать публично, раскрывая факты о насилии, совершаемом профсоюзами и полицией, через газеты и радио. В 1931 году вышла его книга «Трагическая Америка», в которой описывается борьба рабочего класса за защиту своих интересов.
В 1933 году его имя было включено в списки авторов книг, которые нацистская Германия сжигала.
Драйзер был назначен делегатом на антивоенную конференцию в Париже в 1938 году, организованную в связи с бомбардировками испанских городов.
Летом он посетил Барселону, где встретился с президентом и премьер-министром Испании. Затем отправился в Англию для встречи с членами английского правительства. Также была короткая встреча с Франклином Рузвельтом в США. После этого была предпринята попытка организовать деятельность комитета по поставке продовольствия в Испанию. Благодаря указанию Рузвельта было отправлено несколько грузовых судов с мукой.
Личная жизнь
В 1893 году журналисту местной газеты «Репаблик» из сент-луиса Теодору Драйзеру было поручено сопровождать победительницу конкурса «Лучший учитель» на Чикагскую всемирную выставку. Именно там он встретил Сару Осборн Уайт — свою будущую жену и первую любовь. Рыжеволосая красавица покорила сердце писателя своей простотой, красотой и застенчивостью. Они были так влюблены, что уже были в состоянии любовной эйфории, когда Теодор сделал предложение. Однако вскоре после помолвки Теодор начал замечать значительные различия между ним и его возлюбленной. Эти различия стали проблемой, препятствующей дальнейшему развитию их отношений.
В то время общество шарашило о физических контактах между неженатыми молодыми людьми. Несмотря на то, что Герман Теодор Драйзер не разделял этого взгляда, его жена Сара Осборн Уайт была твердо привержена институту брака и не позволяла Теодору прикасаться к ней до свадьбы. 28 декабря 1898 года в Вашингтоне Герман Теодор Драйзер и Сара Осборн Уайт стали официально мужем и женой.
Так как писатель часто общался с интеллектуальной элитой, он пытался ввести Сару в этот круг. Но это оказалось тщетным, так как она не чувствовала себя комфортно в этом обществе. Однако, она с острым женским инстинктом замечала заинтересованность женщин этого круга к своему мужу.
Новую любовь Герман Драйзер нашел в Нью-Йорке, где он быстро влюблялся и быстро остывал. Но все изменилось, когда он встретил Тельму Кудлипп, дочь сотрудницы журнала, где он работал. Эта встреча перевернула его жизнь, и он не смог скрыть свои чувства перед женой, что привело к разводу в 1909 году. В 1944 году, уже на закате своих дней, Драйзер решился на еще один брак, на этот раз с его двоюродной сестрой Хелен Ричардсон. Такова была судьба этого знаменитого литератора.
28 декабря 1945 года в Лос-Анджелесе (штат Калифорния) Теодор Драйзер умер от сердечной недостаточности. На тот момент у него было множество произведений, которые собраны в сборниках его романов и рассказов. Одним из самых известных стал роман писателя «Американская трагедия», по которому были сняты фильмы. Эту книгу экранизировали дважды: в 1931 году режиссером Джозефом фон Штернбергом и в 1951 году — Джорджем Стивенсом.
Кроме того, другие произведения Драйзера, такие как «Дженни Герхардт» (1933 год) и «Сестра Кэрри» (1952 год), были адаптированы для экранизации. Таким образом, даже после ухода автора, его творчество продолжает жить на большом экране и радовать поклонников его литературы.
Избранные произведения
- 1900 — Сестра Керри
- 1911 — Дженни Герхардт
- 1912 — Финансист
- 1914 — Титан
- 1915 — Гений
- 1919 — 12 мужчин
- 1925 — Американская трагедия
- 1927 — Цепи
- 1929 — Галерея женщин
- 1931 — Трагическая Америка
- 1946 — Оплот
- 1947 — Стоик