Теодор Жерико — биография, картины и творчество художника

Теодор Жерико — художник-новатор, который принадлежал к пионерам романтизма в живописи. Его творчество не было признано современниками из-за его нестандартного подхода, поэтому его работы часто считались слишком земными.

Новаторам всегда трудно в любой области жизни. Они преодолевают огромные препятствия, ведут трудную жизнь и часто страдают от недостатка средств. Однако в последующие поколения им уделяют невероятное внимание благодаря их непоколебимому духу, который помогает человечеству двигаться вперед. Теодор Жерико был богатым человеком и не нуждался в борьбе за выживание. Но он всю свою короткую жизнь ощущал себя незаслуженно непризнанным художником, и это неизбежно сказывалось на его эмоциональном состоянии.

Теодор Жерико, эксцентричный и тонко чувствующий художник, выбирал особую тематику и стиль для своих полотен. Он изображал события, которые сильно волновали его самого, именно поэтому ему удавалось передавать переживания героев картин настолько точно. Он проникался сюжетом своих работ настолько, что его картины вызывали сильные эмоции у зрителей. Критики, привыкшие к стилю ампир в эпоху Реставрации, считали Жерико слишком приземленным.

Художника интересовала сама жизнь со всеми ее проявлениями, и монументальные сюжеты, glorifying the highest strata of society, seemed outdated and alien to him. Он был настоящим психологом, точно передавал все оттенки чувств своих персонажей на полотнах, и это вызывало неоднозначное отношение зрителей. Иногда сюжеты его картин были настолько непривычными, что зрители просто не знали, как реагировать на эти полотна.

Детство и юность

26 сентября 1791 года в городе Руан родился Теодор Жерико, в семье богатых буржуа. Когда ему было пять лет, семья переехала в Париж, где мальчик поступил в один из пансионов. Позднее он учился в Императорском лицее и уже в раннем возрасте проявил интерес к живописи.

Теодор Жерико

Отпуск подросток провел у родственников в Нормандии, где никто не мешал ему заниматься рисованием. В качестве моделей для своих работ он выбирал прекрасных породистых лошадей и смог отразить их характер и динамику движений благодаря своему высокому таланту.

Отцу не нравилось увлечение сына рисованием, и он настаивал на том, чтобы Теодор занимался юриспруденцией. Однако юноша был настойчив, и в 17 лет он покинул лицей, чтобы стать учеником самого известного французского художника-ипполога, Карла Верне. Отец не мог повлиять на сына, который уже был финансово независим. После смерти матери Теодор унаследовал крупное состояние.

Юный художник провел два года в мастерской Верне, но потом пришел к выводу, что это было зря потраченное время. За несколько месяцев он выучил все, что знал его учитель, чьи знания оказались поверхностными. Теперь ученик, превзошедший своего учителя, отправился в поисках нового наставника, и нашел его в лице Пьер-Нарсис-Герена, последователя классической школы живописи.

Теодор Жерико

Во время учебы молодой художник создал примерно 50 актов натуры. Его по-прежнему очень привлекали лошади, парень посещал версальские конюшни, тщательно изучил анатомию этих животных. Специалисты отмечают, что в своих учебных работах он использовал очень контрастные стили рисования. При изображении людей он использовал густые, грубые мазки, чтобы подчеркнуть контраст света и тени. Совершенно другой техникой Теодор пользовался, рисуя своих любимых лошадей. Здесь он очень детально прорабатывал каждую мелочь, старался передать особенности пейзажа, который окружал животных.

Творчество

Всего 21-летний художник был удостоен золотой медали за свою картины «Офицер конных егерей императорской гвардии». Это произведение было представлено на выставке в Салоне и привлекло внимание известного Жак-Луи-Давида, который отметил его высокое художественное качество и реализм.

Теодор Жерико

Истекло два года, и Жерико представил публике свою новую картину с названием «Сраженный кирасир на поле битвы». Превосходная работа художника оказалась неудачной. Был 1814 год, и Франция все еще страдала от поражения в Наполеоновских войнах, а картина лишь напоминала зрителям о трагедии, произошедшей с французской армией на российской территории. Живопись не была популярной, критики отзывались о ней отрицательно или вообще промолчали.

Теодор Жерико

Жерико, всегда страдавший от неудач, принял решение отказаться от своей карьеры художника. Его отец был только рад такому повороту событий. Он помог сыну приобрести патент офицера Королевской гвардии. Однако в рядах мушкетеров Теодор задержался ненадолго. Когда Людовик XVIII бежал в Бельгию, художник, отказавшийся от военной карьеры, отправился в столицу Франции.

Возвращение на родину принесло ему немало неудач. Упрямый, вспыльчивый, привыкший жить по своим правилам художник влюбился в жену Теодора Карюэля, которая оказалась его тётей. Женщина откликнулась на чувства художника, и в семье разразился скандал, из-за которого молодого человека вынудили уехать из Парижа в Италию. Здесь он погрузился в изучение творчества великих художников эпохи Возрождения.

Когда живописец вернулся на родину, между ним и мадам Карюэль возобновились страстные чувства. Они стали любовниками, и у них родился ребенок. Однако потом наступила расплата за их поступок. Муж отправил жену в далекую провинцию, а сына отдали в детский дом. Но художник не мог вмешаться в эту ситуацию, у него не было юридических оснований. От горя он погрузился в депрессию и целый год не покидал свою студию.

Теодор Жерико

Во время изоляции художник усердно трудился над картиной «Плот «Медузы». Это произведение осталось непонятым для его соотечественников, но было высоко оценено любителями живописи в Англии. Более пятидесяти тысяч англичан посетили лондонскую выставку, чтобы увидеть эту картину.

Сюжет картину «Плот «Медузы» основан на реальных событиях. В прибрежных водах Мавритании произошло крушение «фрегата «Медуза». Жерико изобразил пассажиров, оказавшихся на плоту в открытом океане, с реалистичностью. Они реагировали на корабль, который пришел на помощь. Некоторые не выжили в течение двух недель голода и жажды, и плот был завален трупами тех, кто не дождался спасения.

Причина смерти

Близкие 30-летнего художника беспокоились о его душевном состоянии. Они обратились за помощью к психиатру, после чего он был лечен в госпитале в Сальпетриере. За время лечения художник написал серию портретов, изображающих пациентов клиники.

Когда Теодор стал пациентом психиатрической лечебницы, директор заказал у него 10 портретов пациентов с различными диагнозами. Первоначально полотна были задуманы в качестве учебных пособий для студентов, но в итоге они были разделены и теперь находятся в нескольких французских музеях.

Теодор Жерико

Прогрессирующий туберкулез усиливал проблемы с психикой, которые сталкивался Теодор. В 1822 году он получил серьезные травмы позвоночника во время участия в скачках, что привело к постоянным болям. Однако он не прекращал работать, надеясь на полное выздоровление. После второго падения с лошади здоровье Жерико было окончательно подорвано. 26 января 1824 года он скончался от кровяного заражения. Прах художника похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий