Творчество Надежды Лохвицкой, известной под псевдонимом Тэффи, охватывает различные литературные жанры. Ее увлекательные произведения пользовались популярностью у широкого круга читателей, включая сторонников Николая II и сторонников Владимира Ленина. Рассказы и романы Надежды Александровны сохраняют свою актуальность десятилетиями, так как ее персонажи так или иначе сходны с современными людьми.
Детство и юность
«Сатирик в юбке» появилась на свет в мае 1972 года в семье петербургских интеллигентов. Точная дата рождения и количество братьев и сестер писательницы до сих пор вызывают споры.
Отец Нади был успешным адвокатом, профессором и публицистом, который популяризировал юриспруденцию через литературу. Мужчина скончался, когда дочери было 12 лет. Заботы о детях взяла на себя матери, у которой было французское происхождение.
В соответствии с семейным преданием, прадедушка Надежды, по имени Конрад, увлекался написанием таинственных стихов и был человеком с особым видением. Поверили, что если этот дар перейдет к наследнице женского пола, она будет обречена на несчастную жизнь.
С самого детства Лохвицкая впитывала книги и искренне переживала за судьбы героев. Однажды девушка посетила Льва Толстого и слезно попросила его не «убивать» своего любимого Андрея Болконского.
Литература
В 1901 году в журнале «Север» дебютировала начинающая поэтесса. Ее первое стихотворение под названием «Мне снился сон безумный и прекрасный» было хорошо принято любителями романтики. В то время ее сестра Мария, известная как Мирра Лохвицкая, уже была известной писательницей в обеих столицах.
Надежда поняла, что ей тоже нужно хорошее творческое имя. Лохвицкая сама давала разные версии происхождения имени Тэффи. По первой версии, псевдоним был взят из произведения Киплинга о беспокойной девочке, которая постоянно привлекала к себе неприятности. По второй версии, писательница просто изменила имя своего глупого, но удачливого друга, Стэффи.
Творчество Тэффи было невозможно без ее юмора. Все ее стихи, романы и переводы заслуживают внимания, но именно короткие шутливые рассказы принесли ей настоящую славу, потому что в них автор смешивала лирику и сатиру так мастерски.
В литературных кругах Мирру Лохвицкую считали предтечей таких знаменитых поэтесс, как Марина Цветаева и Анна Ахматова. Надежду же часто сравнивали с Антоном Чеховым, который положил начало сатирическому жанру. В своих мемуарах Лохвицкая с горькой иронией отмечала:
«Поэзия – моя любовь, а юмористическая беллетристика – кормилица»
При чтении произведений Надежды Александровны читателям нравится увлекательный детективный сюжет и поучительность басенного жанра. В романах "Преступник" и "Жизнь и воротник" оба главных героя страдают жадностью, но получают абсолютно разные итоги. В первом произведении юный воришка решает измениться, а во втором герой продолжает грешить и даже заманивает в свои преступные дела ранее порядочную девушку.
Сюжеты в рассказах «Демоническая женщина», «Счастливая любовь» и «Катенька» разворачиваются вокруг попыток персонажей обмануть мир, но в конечном итоге они сами попадают в ловушку своих же уловок. В произведении «Счастье» описывается приход к власти так называемых «Шариковых», в период когда проявились самые низшие человеческие качества обычных людей.
Ни один из Лохвицких не поддержал революцию. Старший брат Николай присоединился к отрядам Колчака, а Надежда уехала во Францию. Жизнь вдали от родины была угнетающей, но Тэффи четко предвидела, какую судьбу ее ждет при большевистской власти.
Личная жизнь
Надежда не считала себя красавицей, поэтому согласилась выйти замуж за первого же претендента. Владимир Бучинский стал отцом двух дочерей писательницы – Леры и Лены, а позже появился сын Янек. Тэффи не смогла стать хорошей матерью – через несколько лет после свадьбы она ушла из дома, оставив мужа и детей. Владимир не простила этот поступок и запретила бывшей жене видеть детей.
Всю свою жизнь «демоническая женщина» сохраняла загадочное и мистическое поведение, не позволяя журналистам приблизиться. На вопрос о своем возрасте писательница постоянно отвечала, что ощущает себя подростком.
Надежда Александровна обожала пушистых питомцев, особенно своего страдающего ожирением кота. На закате своих дней автор книг пыталась примириться с детьми, но только дочь Лера пошла ей навстречу.
Павел Тикстон, сын калужского предпринимателя, стал вторым мужем писательницы. Они были счастливы в браке, и Тэффи считала его лучшим мужчиной на земле. Когда Павел заболел, Надежда ни на минуту не отходила от него, искренне заботясь о нем.
Смерть
Когда муж ушел из жизни, материальную поддержку оказал известный парижский миллиардер и благотворитель Атран. После его смерти выплаты прекратились, и Тэффи оказалась в трудном финансовом положении.
В Париже Лохвицкая пережила нацистскую оккупацию. В 1940-х годах пресса активно распространяла слухи о ее смерти, в одной из газет даже появился некролог по ее имени. Однако создательница юмористических рассказов ушла из жизни только 6 октября 1952 года, успев оставить наследие своих историй о животных и очерков о знаменитых людях.
Причиной кончины писательницы стало осложнение стенокардии. Надежду Тэффи похоронили на территории одного из кладбищ в Париже.
Известные произведения Тэффи
- «Семь пламен»
- «Шутливые истории»
- «И вот так произошло»
- «Карусель»
- «Восемь маленьких картин»
- «Миниатюры и монологи»
- «Безжизненное чудовище»
- «Дым без пламени»
- «Карусель»
- «Черный ирис»
- «Сокровища земли»
- «Тихая глушь»
- «Рысь»
- «Шамран. Песни Востока»
- «Маленький город»
- «Воспоминания»
- «Приключенческий роман»
- «Ведьма»
- «О нежности»
- «Зигзаг»
- «Земной свет»
- «Жизнь и шея»
- «Митюшка»
- «Вдохновение»
- «Тоска».