Томас Гоббс – выдающийся мыслитель-материалист из Великобритании, который оказал огромное влияние на современную политическую философию и теорию общественного договора. Его труд «Левиафан» стал классикой.
Томаса Гоббса считают основателем политической философии и ученым, который внес значительный вклад в развитие геометрии, физики, юриспруденции, истории и теологии. Его знаменитый трактат «Левиафан» стал одним из самых важных произведений в области изучения вопросов государственной власти и прославил его по всему миру.
Детство и юность
На 5 апреля 1588 года пришелся день рождения ученого, который появился на свет в небольшом британском городке Уэстпорт (сейчас это Мальмсбери). Отец мальчика, по имени Томас-старший, занимал должность викария в одном из храмов Чарльтона. Был он вспыльчивым человеком и не обладал сильным образованием, из-за чего часто вступал в конфликты со своими коллегами. Однажды даже произошла серьезная потасовка. После увольнения из церкви он бросил свою семью и покинул город, оставив жену и детей на попечение состоятельного родственника.
Томас-младший получил образование в церковно-приходской школе, а затем был отправлен в частный пансион для мальчиков. В начале 17-го века он поступил в колледж Magdalen Hall, из которого позднее вырос оксфордский Хэтфорд. После успешного окончания обучения он получил степень бакалавра и благодаря рекомендации одного из преподавателей стал репетитором в семье аристократов Кавендишей.
Карьера и философия
Молодой барон Уильям стал учеником и спутником Гоббса во время их путешествия по Европе в 1610 году. Во время этой поездки Томас открыл для себя множество новых научных и критических методов, которые сильно отличались от традиционной английской схоластики. Он увлекался греческими и латинскими книгами и позже перевел их на английский язык. Среди его ранних работ была адаптированная версия Фукидида «История Пелопонесской войны».
В 1628 году барон Уильям умер от чумы, и Гоббсу пришлось искать новую работу. Он работал с известным драматургом Беном Джонсоном и стал помощником британского политика и публициста Фрэнсиса Бэкона. В это время он углубленно изучал геометрию, особенно труды греческого ученого Евклида.
Некоторое время молодой учитель работал репетитором в семье аристократов Клифтонов, затем вернулся к Кавендишам, чтобы заниматься воспитанием сына усопшего Уильяма. Большую часть своей жизни Томас посвятил изучению философии и совершенствованию навыков ведения дискуссий.
В середине 1630-х годов мыслитель снова отправился в путешествие по европейским странам. Здесь он познакомился с членами сообщества Марена Мерсенна и начал активно участвовать в философских дебатах с такими учеными, как Пьер Гассенди и Рене Декарт.
Перецедент несет, что в 1636 году Гоббс посетил Италию, где познакомился со знаменитым ученым Галилео Галилеем. Утверждается, что именно по рекомендации итальянца британец задумался о применении философских теорий на практике.
В середине 17 века в Англии началась революция, вынудившая мыслителя перебраться во Францию. Продолжая общаться со сторонниками Мерсенна, Томас разработал окончательную систему философских взглядов на основные аспекты человеческого бытия.
Философия Гоббса основана на материализме и отрицании небестелесного духа. В 1640 году была опубликована одна из его самых известных работ – «Начала закона, естественного и политического». При публикации редакторы разбили рукопись на две книги – «О теле политическом» и «Человеческая природа».
Этот труд затрагивал проблемы власти и вопросы, связанные с действиями единоличного суверена. В 1642 году Гоббс выпустил книгу «О гражданине», которая изначально была издана на латыни. Перевод на английский язык увидели читатели только спустя 11 лет.
Этот труд позже вошел в трилогию с названием «Основы философии», состоящую из трактатов «О человеке», «О теле» и «О гражданине». Автор обратил внимание на необходимость стабильного правления, основанного на принципах политики и теологии, для обеспечения естественного состояния человека. В этом произведении впервые звучит понятие «война всех против всех», которое позднее было развито в знаменитой книге Гоббса под названием «Левиафан».
Изначально эта работа имела название «Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». В настоящее время она признана классикой западной философии и основой теории общественного договора.
В «Левиафане» рассматривается роль человека и материи в бесконечном движении, независимом от духа. Автор отрицает существование величайшего блага, но верит в величайшее зло, которое проявляется в страхе и насилии, служа инструментом для запугивания верховной власти. Гоббс считает, что люди вне политического общества могут привести к анархии и «войнам всех против всех».
Томас Гоббс был сторонником монархии и считал, что единоличный правитель обладает богатством и властью только благодаря прогрессу и силе своих подданных. Такую ситуацию, по его мнению, нельзя наблюдать в демократическом или аристократическом обществе.
Основной идеей трактата «Левиафан» было утверждение о необходимости полной консолидации власти в руках единоличного правителя, который должен контролировать гражданские, судебные, военные и церковные вопросы, исключая разделение властных полномочий. Автор считал, что распределение власти между различными органами приводит к социальным волнениям и вооруженным восстаниям.
В 1651 году этот трактат был опубликован с гравюрой на обложке, изображающей гиганта в кольчуге, возвышающегося над крошечными людьми. После выпуска книги у автора появилось множество сторонников, но также и врагов среди авторитетных философов того времени. Молодые мыслители вдохновились системой Гоббса и создали собственные работы на тему управления государством на основе его идей. Самым известным последователем мастера стал британский исследователь Джон Локк.
Первыми книгами автора стали произведения «Размышления о свободе и возможности» и «Письма о свободе и необходимости», в которых были рассмотрены вопросы естественного права, свободы, страха и естественного закона.
Ученый утверждал, что человек принимает взвешенные и необдуманные решения согласно своим желаниям. Автор объяснял свободу отсутствием внутренних и внешних барьеров для принятия решений. По его мнению, все, что происходит с человеком, является результатом действия внешних агентов, и ни одно событие не может происходить само по себе.
Труды Томаса Гоббса признаны классическими произведениями в области политической философии. Еще при жизни автора его книги были переведены на десятки языков мира.
Личная жизнь
Исследователь жил отшельнической жизнью, предпочитая уединенные прогулки и работу ночью. Практически нет информации о его личной жизни. Известно, что он так и не вступил в брак и не стал отцом до конца своих дней.
Смерть
В последние годы жизни философ столкнулся с проблемами мочевого пузыря. Осенью 1679 года его здоровье резко ухудшилось из-за острого паралитического инсульта, вызванного хроническим заболеванием. Известный британский мыслитель скончался 4 декабря того же года.
Главные труды
- 1640 – «Труды о праве, естестве и политике».
- 1650 – «Эссе о природе человека».
- 1651 – «Философские основы правления и общества».
- 1642-1658 – «Принципы философии жизни».
- 1651 – «Левиафан» (первоначально известен как «Роль и власть церковного и гражданского государства»).
- 1654 – «Письма о свободе и необходимости».
- 1656 – «Вопросы о свободе, необходимости и случайности».