Томас Мюнцер был немецким религиозным деятелем в период XV-XVI веков. Он выступал в качестве проповедника и евангелиста, а также стал основателем движения, борющегося против неравенства между сословиями и заложившего основы крестьянской войны в Германии.
Ранняя биография
Точная дата рождения Томаса Мюнцера неизвестна, но, скорее всего, он появился на свет в конце 1489 или в начале 1490 года, в городке Штольберг в Германии, расположенном в гористой местности. Некоторые исследователи ранее утверждали, что отца мальчика казнили феодальные власти, однако более поздние данные опровергли эту информацию. До 1520 года оба родителя Томаса были живы, но примерно в это время умерла его матерь.
Семья Мюнцера была достаточно обеспеченной, что позволило дать ему хорошее образование. После рождения сына они переехали в Кведлинбург, более крупный город.
В 1506 году Томас поступил в университет Лейпцига после получения начального образования. Предполагается, что он изучал теологию или искусство. Затем, в 1512 году, он продолжил образование в университете Виадрианы во Франкфурте-на-Одере.
Взросление
Первую работу Томас Мюнцер получил в церкви, но существует и другая информация о его трудовом опыте до Франкфурта. Некоторые исследователи утверждают, что он работал помощником преподавателя в Ашерслебене и Галле, возможно, даже начал свою деятельность как противник уклада церкви в тот период.
В мае 1514 года Томас занимает должность священника в церкви в Брауншвейге, но его активная деятельность в этот период плохо известна. Однако, уже тогда он начал высказывать свое возмущение текущими порядками в католической церкви, о чем говорит его личная переписка с друзьями. Его даже прозвали «бичом неправды». Особенно он недовольствовал практикой продажи индульгенций.
В 1515-1516 году Мюнцер начал преподавать в школе в женском монастыре Фрозе недалеко от Ашерслебена. Однако одно из самых важных событий в его жизни произошло позже. Осенью 1517 года он встретился с Мартином Лютером в Виттенберге. Он участвовал в дискуссиях, предшествовавших публикации книги «95 тезисов». Он также посетил несколько лекций в университете.
В последующие годы, примерно до 1519, Мюнцер путешествовал по Франконии, Тюрингии и другим областям Германии. Он продолжал работать учителем в Брауншвейге и зарабатывать на жизнь. Только в январе 1519 года он окончательно ушел с работы, начав проповедовать в Ютеборге. Его предшественник уже был сторонником реформации и был изгнан местными францисканцами.
Однако, пришедший на замену Мюнцеру также не понравился местным монахам и священникам. На нового проповедника посыпались жалобы, обвиняли его в ереси, что привело к его увольнению. Теперь молодой проповедник отправился в женский монастырь Беудитце.
Сам Мюнцер в это время уже отказывался от идей Лютера, углубляясь в мистицизм и изучая труды Сусо и Таулера. Он даже пытался достичь просветления через сны и видения, но без особых успехов. В то же время Томас изучал раннехристианские исторические трактаты, вел переписку с другими сторонниками реформации.
1520-1521 годы
В мае 1520 года Лютера Томас принял рекомендацию и переехал в Цвиккау, где начал работу в церкви святой Марии, заменив прежнего проповедника-реформатора. Город Цвиккау был важным промышленным центром Германии в те времена, что приводило к усилению социального расслоения.
В церкви святой Мэри Мюнцер продолжил свою работу по реформированию проповедей и богослужебных традиций, что вызвало недовольство представителей традиционной ветви церкви. Однако он следовал заветам Лютера, благодаря чему получил поддержку городского совета. Когда прежний священник вернулся на свой пост, Томаса перевели служить в церковь Сент-Катрин, где основными прихожанами были местные ремесленники.
Ранее они выступали за реформацию и увлекались спиритизмом, а также были приверженцами мистики, которая так привлекала Мюнцера. Тут даже был свой эксперт по толкованию снов — Николас Сторч, известный своими радикальными идеями. В нем Томас нашел активную поддержку и опору. Однако конфликт с традиционалистами разгорался все сильнее. И в апреле 1521 года Мюнцера уволили с поста священника, заставив его покинуть город.
Пражский период
Поскольку Цвиккау лежал на границе с Чехией, Томас отправился оттуда в Богемию, в Жатец, где реформаторы обычно находили поддержку. Однако это была лишь временная остановка. Мюнцер направился в Прагу, где представители гуситской церкви уже одержали победу над прежними католическими устоями. В конце июня 1521 года он прибыл в чешскую столицу, подготовив по дороге краткое изложение своих идей.
В Праге «мартиниста», последователя идей Лютера, приняли очень радушно. Томас получил право не только проповедовать, но и читать лекции. Примерно в это время первые наброски оформились в известный «Пражский манифест», который был известен в 4 версиях: на чешском, немецком языке, латыни. Из содержания документа было понятно, что Мюнцер окончательно превратился в радикального реформатора, далекого от идей Виттенберга.
Саксонский период
Церковные власти Праги вскоре узнали о разногласиях с новым проповедником. В конце 1521 года Мюнцера изгнали из города, и он отправился в Саксонию, где не смог найти работу. Отказавшись от него в Эрфурте и Нордхаузене, Томас продолжил свои странствия, даже заезжая в свой родной Штольберг, чтобы провести пасхальные проповеди.
В декабре 1522 года он наконец-то нашел работу капелланом в женской обители близ Галле, но его уволили через 3 месяца из-за нарушения правил причастия и открытого конфликта с местным дворянством.
Быстро произошло новое назначение. Уже в апреле Мюнцер начал проповедовать в Альтштадте, в церкви св. Иоанна. И его службы на немецком языке, вместо латыни, были очень популярны. Приход рос быстро, люди приезжали из других сел и городов.
Лютер узнал о популярности идей Мюнцера. Он даже попросил власти Альтштадта прислать Томаса в Виттенберг для беседы. Но получил отказ, так как проповедник не желал уезжать. Он утвердился в собственных идеях реформаторства и не нуждался в их обсуждении.
Граф фон Мансфельд также выразил свое недовольство действиями Мюнцера. На это проповедник ответил посланием, в котором обещал поступить с аристократом еще решительнее, чем Лютер с понтификом.
Получив поддержку ремесленников и крестьян, Мюнцер начал разрабатывать унифицированную доктрину реформационных служб. Его публикации были распространены и имели большой успех. Однако действия сторонников «мюнцеризма» вызывали все большую радикализацию общества. Они начали поджигать часовни, что привело к конфликту с настоятельницей местного монастыря. Жалоба на них была проигнорирована городским советом. Однако Мюнцер был приглашен в замок Альтштадт, где провел одну из своих знаменитых проповедей перед герцогом Иоанном.
Формально нет подтверждения того, что проповедник получил поддержку местного дворянства. Но открытый манифест Лютера, направленный князьям Саксонии, косвенно указывает на это. В нем прямо говорится о бунте, требуется изгнать радикала. После этого принцы пригласили обоих проповедников в Альштадт, провели допросы, предупредили о возможных последствиях. После этого открытая поддержка радикального реформаторства в городском совете прекратилась.
Изменения, произошедшие в жизни Мюнцера, заставили его покинуть прежнюю службу. В августе 1524 года он сбежал из города Аьлштадта, оставив там свою жену и маленького сына. Его путь лежал на юго-запад, в небольшой имперский вольный город под названием Мюльхаузен.
В этом городе радикальное реформаторское движение уже имело большой успех. В 1523 году городской совет даже сделал уступки самым бедным жителям. Лидером реформаторского движения был мирянин-проповедник по имени Генрих Пфайффер, который выступал в церкви Св. Николая.
Прибыв сюда без нового назначения, Мюнцер стал безработным священником, что дало ему большую свободу, чем церковный сан. Он проводил проповеди, издавал брошюры против Лютера, и поддерживал реформацию. Здесь он нашел верного союзника в лице Пфайффера, который, хоть и не разделял полностью его радикальные взгляды, но был достаточно надежным.
В 1524 году осенью реформаторам удалось организовать гражданский переворот, из-за которого члены городского совета бежали. Однако внутри группировки реформаторов не было единства, и местные крестьяне остались недовольны действиями новой власти. В результате спустя 7 недель Мюнцер и Пфайфер снова бежали от преследования.
Томас продолжил свою работу в Нюрнберге, избегая публичности. Его действия приобрели пропагандистский характер, похожий на подпольную деятельность. Он изготавливал и распространял брошюры о реформации и ошибочности прежних верований. Однако городские власти изымали их еще до того, как Мюнцер успевал получить листы рукописей. Осторожный проповедник больше не рисковал прямыми столкновениями, предпочитая скрываться и провести остаток года в Нюрнберге, а затем уехать из Саксонии на юго-запад, к границе со Швейцарией, где уже начинались волнения народного восстания.
О его деятельности в этот период известно мало. Предполагается, что он вступал в активное общение с мятежниками, антибаптистами и сторонниками реформации.
Для Томаса Мюнцера 1525 год оказался важным. После того как он провел некоторое время в тюрьме в Фульде, он вернулся в Мюльхаузен. Его личность не была раскрыта во время ареста, иначе его дело не ограничилось бы таким коротким заключением. После этого он снова начал свою церковную службу, получив кафедру в церкви Сент-Мэри. Интересно, что он получил эту должность благодаря народному голосованию, без участия городского совета.
Вместе с Мюнцером в Мюльхаузен прибыл также Пфайффер. К марту 1525 года они смогли убедить население создать так называемый «Вечный совет», вместо обычного городского. Это должно было расширить полномочия органа власти за пределы интересов муниципалитета. Однако сами радикалы не участвовали в выборах и заседаниях этого органа.
Однако Мюнцер создал другую группировку, которая была больше похожа на народное ополчение, именуя её величественно «Вечная лига Бога». Он набирал отряд из наиболее религиозных прихожан, чтобы они могли достойно встретить наступающий апокалипсис под белым знаменем.
Эти события привлекли к идеям Мюнцера дополнительных сторонников среди местных ремесленников и крестьян. Многие из них разделяли радикальные настроения еще с самого начала, вдохновившись успехами своих товарищей на юго-западе страны.
С апреля 1525 года начались первые вспышки восстания во всей Тюрингии. Федеральные власти считали, что у них достаточно сил армейских подразделений, чтобы подавить бунт. Отряд Мюльхаузена в мае отправился из города навстречу ополчению из других населенных пунктов, но вместо продвижения идей реформации перешел к грабежам и погромам. Они так и не дошли до Франкенхаузена, несмотря на присутствие Мюнцера в отряде.
Между тем, Лютер окончательно присоединился к стороне властей в конфликте. Он отправился в поездку по землям Саксонии, пытаясь убедить повстанцев отказаться от мятежа. Однако он встретил только критику и вражду. Тем не менее, Лютер продолжал свою деятельность и даже выпустил печатную брошюру на эту тему. В то же время крестьяне продолжали погибать целыми отрядами, сталкиваясь на поле боя с регулярными княжескими войсками. По некоторым оценкам, их потери в этот период достигали 100 000 человек, убитыми.
В конце этой войны была проиграна битва отрядом Мюнцера. В мае 1525 года его бойцы наконец достигли Франкенхаузена и объединились с другими повстанцами, находившимися в трудном положении. Но армия княжества уже была здесь. Произошла короткая схватка, в которой погибло более 6000 человек, остальные были взяты в плен и впоследствии казнены. Сам Мюнцер пытался избежать наказания, покинув поле боя заранее.
Богословское мировоззрение
Все историки, изучавшие биографию Томаса Мюнцера, сходятся во мнении, что он был человеком глубокой религиозной веры и обладал хорошим образованием. Он продвигал свою радикальную точку зрения как борьбу с несправедливыми церковными догматами, а не как социальный или политический протест. Однако он находил сторонников скорее среди радикальных борцов за равенство.
Известно, что богословские взгляды Мюнцера были сформированы в основном на ранних трудах святых отцов. Он опирался в своих работах на проповеди и послания Киприана и Евсевия, и считал Платона величайшим гуманистским мыслителем.
Представление Библии в толковании Мюнцера имело свои особенности. Он считал важным описание духовных и мистических переживаний, фактов и свидетельств встречи с Богом. Однако он отвергал необходимость буквального понимания и выполнения догматов. В своих проповедях Мюнцер упоминал, что человек может быть верующим, даже не читая Библию, если он следует учению духа и велению своего сердца, то он может считаться христианином. Мюнцер не отвергал письменные библейские тексты, но считал их враждебными понятию истинной веры. В этом он не согласовывался с Лютером и другими религиозными философами своего времени.
Также, в последние годы своей жизни Мюнцер все больше углублялся в изучение мистического опыта, приближаясь к сектантству. Он стал увлекаться спиритизмом и разгадыванием сновидений. Погрузился в идею познания христианства через страдания и боль, как духовные, так и физические. Эта тема стала активно предметом его проповедей и публикаций.
Некоторые богослужебные издания, напечатанные при жизни Мюнцера, сохранились. Он является автором следующих произведений:
- Немецкая церковная служба. Реформированное издание порядка богослужебных действий. Выпущено в 1523 году.
- Поддельная вера. Издано в декабре 1523 года.
- Толкование второй главы пророка Даниила. Издание 1524 года.
- Немецкая евангелическая месса. Издана в июле 1524 года.
- Манифест разоблачения ложной веры. Издан в октябре 1524 года.
Также имеются другие послания и проповеди. Все труды Мюнцера издавались на немецком языке.
Наследие Мюнцера
- За последние годы своей жизни Томас Мюнцер стал все ближе к выдающимся деятелям антибаптистского движения, вел с ними переписку. Некоторые исследователи даже считают их последователями проповедника, передатчиками его идеи. Реформированные литургии Мюнцера использовались при службах в нескольких церквях до 1535 года.
- Немецкие философы более позднего времени частично считают себя последователями этого религиозного деятеля. Например, Фридрих Энгельс назвал его «социальным революционером». Даже Лютер использовал многие идеи Мюнцера в своих работах.
- В Шверине, в землях Мекленбург – Передняя Померания, установлен бюст проповедника. Изображение Мюнцера использовалось на восточно-германских купюрах номиналом в 5 марок.
- Жизни и деятельности Реформатора посвящено множество литературных произведений. Общее количество романов и эссе о Томасе Мюнцере насчитывает сотни изданий. В 1956 году о нем снял художественный фильм немецкий режиссер Мартин Хельберг.
Личная жизнь
О биографии Томаса Мюнцера известно очень мало. Он вступил в брак с Оттилией фон Герсен, бывшей монахиней, принявшей идеи Реформации и покинувшей монастырь в Видерштедте. Предполагается, что она была частью группы инокинь, покинувших монастырь.
Свадьба состоялась в июне 1523 года, а через год, в день Пасхи, у них родился сын. Существует предположение, что на момент смерти Томаса, Оттилия была снова беременна. О ее дальнейшей судьбе ничего неизвестно.
Томас Мюнцер, когда понял, что крестьянское восстание провалилось, попытался сбежать, но его нашли и арестовали во Франкенхаузене.
Личность была идентифицирована только по письмам, которые были у мужчины. Он был вместе с другим лидером реформаторов, по имени Генрих Пфайфер. Мюнцера пытали, и ему пришлось признаться. 27 мая, в Мюльхаузене, обоих казнили, и выставили головы мятежников над стенами замка, чтобы другим было на что посмотреть.
Если вы заметили ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и нажав на него.