Уильям Тернер — популярный художник из Великобритании, работавший в различных жанрах, таких как живопись, акварель, гравюра, и являющийся мастером романтического пейзажа. За свою жизнь Тернер создал более 550 произведений, многие из которых находятся в музеях по всему миру.
Детство и юность
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер — полное имя этого талантливого художника. Родился он в Лондоне, в районе Ковент-Гарден, весной 1775 года. Отец Уильяма занимался изготовлением и продажей париков, а в конце 1770-х годов открыл свою собственную парикмахерскую. Когда художнику было около десяти лет, его отправили к дяде в лондонский пригород Брентфорд. Это произошло из-за тяжелой душевной болезни его матери, которая причинила много горя Тёрнерам.
Интерес к живописи возник у мальчика, когда он приехал к своему дяде. После окончания школы он переехал в Лондон и начал работать у архитекторов и топографов. Один из его работодателей был известный британский художник Томас Малтон.
В 1789 году 14-летний Уильям поступил студентом в Королевскую академию художеств, где вступительные экзамены у него принимал сэр Джошуа Рейнолдс, знаменитый портретист. В последующие годы молодой Тернер увлеченно посещал лекции своего известного наставника, который оказал большое влияние на его творческое развитие.
Живопись
В процессе своего обучения в университете Уильям прослушал полный курс лекций об идеализме в искусстве, который был проведен лично президентом учебного заведения. Спустя один год после поступления в академию, акварельный рисунок Уильяма был представлен на местной выставке. Эту работу Тернер написал в 1790 году.
Впоследствии произведения Уильяма регулярно демонстрировались на выставках университета. Через год молодой человек был принят в качестве декоратора в оперу «Пантеон», расположенную на Оксфорд-стрит. Кроме того, он зарабатывал на жизнь, преподающи живопись всем желающим.
Уильям считал знаменитого художника Клода Лоррена своим кумиром и наставником. Он утверждал, что не смог сдержать слез, когда увидел картины Лоррена под названием «Отплытие царицы Савской». Молодой художник говорил, что произведение искусства вызвало у него такие сильные эмоции, потому что раньше он никогда не видел ничего подобного.
Много лет спустя, став уже известным художником, Тернер передал свою картину «Дидона, основательница Карфагена» в Национальную галерею. Эту картину считали непревзойденным шедевром живописи. Тернер запросил только то, чтобы его картина висела рядом с «Отплытием царицы Савской». Уильям тщательно изучил биографию своего кумира, включая альбомы с гравюрами Лоррена.
Позднее Уильям задумался о выпуске своего собственного альбома и воплотил эту идею в жизнь. Рисунки из этого издания были созданы в той же технике, что и работы Лоррена. Альбом был выпущен в качестве учебника для начинающих художников. Гравюры размещались по различным темам — бытовая живопись, мифология, архитектура, история, а также морские и горные пейзажи.
Уильям Тернер совершал экскурсии и создавал этюды. Первое путешествие с этой целью он совершил в 1791 году. Молодой художник отправился в путешествие по Европе, посетив Италию, Швейцарию и Францию, где создавал наброски с помощью походной палитры. Оставив после себя огромное наследие — более 10 000 рисунков и зарисовок.
Впоследствии Уильям использовал наброски, созданные во время путешествий, для создания акварельных картин. Полномасштабные полотна он создавал в Лондоне. В течение своей многолетней творческой жизни Уильям Тернер неоднократно возвращался к своим старым этюдам.
С каждым днем слава о талантливом акварелисте распространялась по всей Британии. Уже получив признание и популярность, Тернер стал членом-корреспондентом Королевской академии в 1799 году.
Спустя два года после создания картины под названием «Рыбаки в море» художника, она была представлена на выставке в академии. Зрители были поражены произведением и начали активно обсуждать его, а также делали записи в печати. Бенджамин Уэст даже утверждал, что работы Тернера можно сравнивать с творчеством великого голландского художника Рембрандта. В этом же году Уильям стал самым молодым из художников, удостоенных звания королевского академика.
Интересно, что в своих картинах художник не стремился достичь детализации. Он создал совершенно уникальные пейзажи, которые запечатлели его воспоминания и эмоции. Тернер изобразил на своих полотнах множество бытовых сцен – веселые посиделки, пикники, труды на поле, прогулки. Художник изображал людей с огромной любовью и чуткостью, показывая их уязвимость и слабость перед природой и окружающим миром. Мир, изображенный на полотнах Тернера, кажется спокойным по отношению к человеку, однако он может быть и угрожающим, и безразличным.
В 1807 году мастер начал преподавать перспективу в Королевской академии. Он разработал учебную программу, которая включала в себя как предметные, так и разнообразные темы. Лекции Тернера были обновленным материалом его учителя Рейнольдса. Он часто говорил о поэтической стороне живописи.
Знаменитыми стали работы художника, посвященные войнам Наполеона, такие как «Битва при Трафальгаре» и «Битва при Ватерлоо».
Он стремился к изучению мирового искусства. В 1819 году он впервые посетил Италию, где изучал творчество Рафаэля, Тициана и Тинторетто в городах Неаполь, Венеция, Турин, Рим и Милан.
После путешествия в Италию, Тернер изменил свой художественный стиль. Его картины стали более яркими, с более насыщенной палитрой. На его полотнах появилось больше света и красок. Итальянское путешествие также вдохновило его на создание картин в венецианском стиле, многие из которых были написаны им во время посещения Венеции. Он посетил этот город трижды, и воспоминания об этом городе еще долго отражались в его работах.
Однако не все восхищались творчеством Тернера. Известный художник и коллекционер сэр Джордж Бомон критиковал работы британца. Бомон считал, что картины Тернера характеризуются излишней свободой и неопределенностью.
В последующем отношение современников к творениям художника изменилось. Великобритания стала викторианской, а общество – более строгим и сдержанным. Эпоха изменилась, и интерес общественности к романтизму пропал. Теперь модой стал реализм.
Сентиментализм и идеализм в картинах Тернера перестали находить отклик в сердцах уважаемой публики. Многие обыватели перестали серьезно относиться к работам художника.
С начала 1830-х годов Тернер все чаще стал сталкиваться с негативными отзывами и критикой. Он стал изгнанником не только для коллег, но и для простых зрителей. Некоторые из работ Уильяма принесли ему дурную славу – его считали сумасшедшим. Некоторые картины художника были слишком абстрактными, вызывая общественное возмущение. Из-за этого британская королева отказалась принимать Тернера в рыцари.
В жизненном пути Уильяма Тернера были и моменты всеобщего восхищения, и моменты народного осуждения. Тем не менее, он остается одним из самых талантливых художников своего времени. В своем творчестве он предвосхитил художественные методы, которые стали популярны в конце 19 и начале 20 веков.
Личная жизнь
Было мало сведений о личной жизни Уильяма Тернера. Он предпочитал держать ее в тайне и оставаться непубличным. Живописец был очень привязан к своему отцу и жил с ним с детства и до его смерти. Отец был не только его помощником, но и лучшим другом.
С годами художник становился все эксцентричнее, и хотя у него было несколько друзей, отец оставался главным человеком в его жизни. После смерти отца Уильяма постигли приступы депрессии.
Официально Уильям не был женат, однако он жил с вдовой по имени Сара Дэнби, и у них родились две дочери.
В последующие годы он поддерживал отношения с женщиной по имени Кэролайн Бут, проживавшей в Челси.
Увлекался Тернер использованием нюхательного табака. Интересный факт, что в 1838 году французский король Луи-Филипп I подарил художнику золотую табакерку.
Теплая дружба связывала Тернера с художником Эдвардом Томасом Дэниеллом. Живописец Дэвид Робертс, который был свидетелем этих событий, рассказывал, что Эдвард поклонялся Тернеру. Вероятно, именно эта дружба помогла Уильяму найти духовное утешение, которое ему так остро необходимо было после смерти отца.
Смерть и память
Уильям Тернер прожил долгую и насыщенную жизнь. Художник скончался зимой 1851 года в Челси, где жила его возлюбленная. На тот момент ему было 76 лет. Причиной смерти стало заражение холерой. Последние слова мастера, «Солнце – это Бог», дошли до нас.
Упокоенный Уильям Тернер был зарыт в соборе святого Павла. Интересный факт, что гробница художника находится рядом с могилой его наставника, сэра Джошуа Рейнолдса. В своем завещании художник просил передать все свои произведения в собственность британской нации.
Уильям Тернер по-прежнему считается одним из самых талантливых и известных художников Британии. В его честь была учреждена премия в области современного искусства. В 2014 году был выпущен фильм с названием «Мистер Тернер», основанный на биографии Уильяма Тернера. Фильм охватывает около двадцати лет из жизни художника, а роль мастера исполнил Тимоти Сполл.