Умберто Эко — известный исследователь и автор, оставивший свой след в различных областях: он написал всемирно известные романы "Имя розы", "Маятник Фуко", а также как литературный критик изучал наследие авторов в своем труде "Открытое произведение", и даже преподавал в Гарвардском университете.
Ранние годы
Умберто Эко родился в небольшом городе Алессандрии, недалеко от Турина, 5 января 1932 года. Родители мальчика происходили из скромной семьи, и им вообще не представлялось, что имя их сына станет известным по всему миру. Отец работал бухгалтером и пережил несколько войн, из-за чего у него часто возникали проблемы со здоровьем. Умберто был одним из нескольких детей в семье.
Отец часто рассказывал ему, что у них не было излишеств, в том числе и денег, но это не мешало его сильной любви к чтению. Так как мальчик не мог позволить себе покупать книги, он становился в книжных магазинах и притворялся, будто интересуется книгами, а когда его выгоняли, приходилось идти в другое место и продолжать чтение.
Отец Умберто надеялся, что его сын получит образование в области юриспруденции, однако он проявил непокорность и пошел против воли родителя, поступив в Туринский университет для глубокого изучения литературы и философии Средневековья. В 1954 году он получил степень бакалавра философии. В годы учебы Умберто разочаровался в католической церкви по нескольким причинам, что впоследствии привело его к атеизму.
Творчество
В течение долгого времени Умберто Эко был заинтересован в изучении концепции Прекрасного, которая возникла в средневековой философии. Он изложил свои мысли, возникшие на основе этой концепции, в своем труде «Эволюция средневековой эстетики», который был опубликован в 1959 году. Через три года он написал следующую работу — «Открытое произведение». В этой книге автор обсуждает тот факт, что некоторые писатели намеренно не завершали свои произведения, поэтому читатели разных эпох могут по-разному интерпретировать их завершение. Помимо литературной критики, молодой человек также увлекался изучением культуры: он изучал различные ее проявления и анализировал особенности «высокой» и массовой культуры.
Умберто глубоко изучал литературу и эстетику Средневековья в течение многих лет. Он собрал свои размышления в одной крупной работе, где подробно рассмотрел свою теорию семиотики. Эта линия также прослеживается в других работах философа, таких как «Трактат общей семиотики» и «Семиотика и философия языка». В некоторых материалах ученый критически рассматривал структурализм, считая, что онтологический подход к изучению структуры является ошибочным согласно его мнению.
В трудах, посвященных семиотике, автор анализировал теорию кодов. Умберто утверждал, что существуют как прямые коды, так и более сложные. К первым он отнес азбуку Морзе, связь, выявляемую между ДНК и РНК, а ко вторым — семиотические, которые скрыты в структуре языка. Также ученый дискутировал на тему социального значения. Он подчеркивал ее важность, в отличие от отношения знаков к реальным объектам.
Умберто Эко впоследствии затронул проблему интерпретации, которую он усердно изучал на протяжении многих лет. В его монографии «Роль читателя» появилось новое определение «идеального читателя», согласно которому идеальный читатель способен понять, что одно и то же произведение может быть истолковано по-разному. Начиная свои исследования, философ придерживался общих классификаций и глобальных интерпретаций. Позже он предпочитал «короткие рассказы», посвященные определенным формам опыта, и считал, что произведения могут формировать читателя.
Умберто Эко взялся за писание своих романов только в возрасте 42 лет. Его первым произведением стал философско-детективный роман под названием «Имя розы». Этот роман изменил жизнь писателя, сделав его известным во всем мире. События этой истории разворачиваются в стенах средневекового монастыря.
Через три года была опубликована небольшая книга под названием «Заметки на полях «Имени Розы»». Она стала своего рода «закулисьем» к первому роману. Страницы этого произведения посвящены размышлениям автора о взаимоотношениях между читателем, автором и событиями книги.
Умберто Эко посвятил следующие пять лет своей биографии на создание нового произведения — романа «Маятник Фуко», который увидел свет в 1988 году. В этой книге писатель провел своеобразный анализ современных интеллигентов, умственная неаккуратность которых способна породить чудовищ, включая фашистов. Эта книга быстро завоевала популярность благодаря интересной и необычной тематике. Сам же автор замечал, что многие ошибочно считают его роман фантастическим, в то время как он утверждает, что создал реалистическое произведение.
В 1994 году была завершена эмоциональная история с трогательным сюжетом. Читатели, погружаясь в нее, переживали сочувствие и гордость, испытывали восхищение. «Остров Накануне» рассказывает о приключениях молодого странника, путешествующего по просторам Франции, Италии и Южных морей. Действие происходит в XVII столетии.
Автор своих произведений задавался вопросами, которые беспокоили общество на протяжении веков. Позднее он начал писать на темы истории и философии. В этом жанре он создал приключенческий роман «Баудолино», который можно было приобрести в книжных магазинах в 2000 году. Сюжет произведения основан на реальных путешествиях, которые совершил приемный сын Фридриха Барбароссы.
Новым захватывающим произведением стал роман «Таинственное пламя царицы Лоаны». В этот раз главный герой теряет память в результате несчастного случая.
Умберто Эко решил отойти от типичного сюжета временной амнезии у литературных персонажей, и поставил события так, что герой не может вспомнить имена своих родственников и друзей, но при этом отчетливо воспроизводит названия прочитанных им книг. Роман можно считать читательской биографией самого Эко. Одним из завершающих произведений автора стал роман «Пражское кладбище». В Российских книжных магазинах книга появилась только через год после завершения публикации в Италии.
По словам самого автора, он больше не собирался писать, а книга "Парижское кладбище" должна была стать завершением его литературной карьеры. Однако спустя пять лет он закончил книгу "Нулевой номер", которая стала последним штрихом в творчестве писателя.
Помимо литературных произведений, Умберто Эко оставил в наследство научные труды, исследования и философские работы. Одной из его ярких работ была книга "Искусство и красота в средневековой эстетике". Философу удалось собрать эстетические учения тех времен (Фомы Аквинского, Уильяма Оккама), переосмыслить и объединить их в одном эссе. Также среди множества научных трудов Эко особо стоит отметить "Поиски совершенного языка в европейской культуре".
Умберто Эко задался целью исследовать неизведанное, и поэтому в его работах всегда звучал вопрос: «Что такое красота?». В результате исследований ученый пришел к выводу, что различные эпохи по-разному воспринимали этот вопрос и предлагали новые подходы к его решению. Читатели, порой, обнаруживали контрастные по смыслу концепции, сталкивавшиеся друг с другом в одном и том же историческом периоде. Рефлексии писателя на эту тему нашли свое отражение в произведении «История красоты», опубликованном в 2004 году.
Умберто настолько глубоко изучал вопросы человеческой жизни, что рассматривал не только красоту, но и тему уродства. При этом писатель не противопоставлял красоту и уродство, понимая, что они не могут быть поняты отдельно друг от друга.
Умберто Эко был страстно увлечён разнообразными темами, что с большим энтузиазмом изучал соответствующие материалы. Его экспертное знание в области бондологии не осталось незамеченным. На основе своих исследований он написал работы под названиями: «The Bond Affair» и «The Narrative Structure in Fleming».
Поразительно, ни одна из сказок, исполненных литератором, не признана достойной встать в один ряд с литературными шедеврами. В Италии и англоязычных странах рассказы и сказочные истории все же стали популярными, в то время как в России вышел сборник «Три сказки», в который были объединены сказочные рассказы.
Умберто Эко был настолько образованным человеком, что ему выпала честь вести лекции в Гарвардском университете: занятия были посвящены вопросам сложных взаимоотношений между реальной и вымышленной жизнью, персонажами и самим автором.
Семья
В 1962 году Умберто Эко вступил в брак с немкой Ренатой Рамге, которая занималась экспертизой в области музейного и художественного образования.
У супругов-интеллигентов сложилась удачная личная жизнь: они в браке имеют двоих детей.
Смерть
В возрасте 84 лет, 19 февраля 2016 года, Умберто Эко умер в своей резиденции в Милане. Известного писателя и философа спровоцировало неизлечимое заболевание — рак поджелудочной железы.
В течение 24 месяцев после установления диагноза философ старался преодолеть своё заболевание. Церемония прощания с известным писателем Умберто Эко прошла в замке Сфорца.
Интересные сведения
- Отца Умберто Эко воспитывали в многодетной семье, в которой было целых двенадцать братьев и сестер. Из-за отсутствия достатка в семье, родители философа вынуждены были идти на работу рано и пережить все трудности взрослой жизни.
- Дедушка писателя передал внуку ценное наследство, занимаясь на пенсии переплетением книг. Он собрал целый ящик изданий популярных французских авторов. Когда Умберто обнаружил такой клад в подвале дома, он был в восторге, потому что в то время уже обожал чтение.
- В свободное время писатель тоже любил почитать и особенно увлекался детективными романами, требующими логики и разгадывания сложных загадок. Он пополнял свою библиотеку в течение всей своей жизни, и в конце концов коллекция книг насчитывала 50000 томов.