Вацлав Фомич Нижинский – талантливый русский танцовщик и хореограф происхождения из Польши, который стал основателем инновационного стиля танца. Он занимал ведущую роль в балете Дягилева.
Детство и юность
Слов людьми искусства прозвучало имя Вацлава Нижинского после его дебюта на сцене петербургского театра. Через некоторое время о нем уже знали во всей Европе. Упоминание о этом танцоре вызывало восторг у зрителей в зале, и его выступления непременно сопровождались громкими аплодисментами и овациями.
Этот известный в России и за ее пределами танцовщик балета увидел свет в Киеве, который в тот момент находился в составе Российской империи, в 1889 году. В семье Элеоноры Береды и Томаша Нижинского он стал вторым сыном. Оба его родителя были польскими эмигрантами и работали балетными танцовщиками, исполняя ведущие партии. Интересно, что мать была на тридцать три года старше отца, когда родился Вацлав Нижинский.
Крестины маленького Вацлава прошли в соответствии с обрядами католической церкви в Варшаве. Через два года в семье появился еще один малыш – младшая сестра будущего хореографа, Бронислава. В период с 1882 по 1894 год семья Нижинских путешествовала по разным странам вместе с балетной труппой, под руководством Йозефа Сетова.
Отец с самого детства знакомил своих детей с искусством, особенно с танцами. Творческая карьера Вацлава началась, когда ему исполнилось всего пять лет, в тот момент он впервые вышел на сцену. Он исполнял гопак в оперном театре в Одессе, и его выступление было своеобразным вступлением перед основным представлением.
В 1894 году наступила смерть Йозефа Сетова, в связи с чем его труппа лишилась вдохновителя и руководителя, что привело к ее распаду. В начале после ухода маэстро Томаш Нижинский пытался собрать свою собственную группу. Однако вскоре он осознал, что его усилия обречены на провал.
Для семьи известных балетных артистов начался трудный период скитаний, продолжительного поиска работы и случайных заработков. Маленький Вацлав помогал своей семье в рамках своих возможностей. Он часто выступал на сцене с небольшими номерами, которые радовали публику. Есть документальные подтверждения того, что однажды маленький танцор выступал в Нижнем Новгороде на Рождественском концерте.
В 1897 году Нижинские были на гастролях в Финляндии, где отец встретил солистку Румянцеву, влюбился в неё, оставил семью и уехал с ней. Элеонора вернулась в Петербург с тремя детьми, где жил и работал её друг Станислав Гиллерт, исполнитель балетных партий из Польши, преподававший в балетной школе Петербурга и обещавший помочь с работой.
Брат знаменитого балетного артиста Станислава, Вацлав, в детстве случайно упал из окна и получил травму головы, после чего начал жить в своем собственном мире. В то время как его брат имел хорошую подготовку и легко сдал вступительные экзамены, Вацлав в 1898 году поступил в Петербургское балетное училище благодаря природным данным и родителям. Его младшая сестра, Броня, также начала обучение в том же учебном заведении через год. Во время обучения студентом Вацлав был заинтересован только танцами, проявляя силу и выносливость во время длительных репетиций и с легкостью усваивая новые движения. Его визитной карточкой стали прыжки, которые он выполнял с такой легкостью, что казалось, будто он парит над землей.
В 1905 году один из прогрессивных учителей, работающих в училище, взялся за создание балета к выпускному экзамену. Этим человеком оказался Михаил Фокин, для которого эта работа была первой как балетмейстера, так и постановщика. Молодой человек выбрал для постановки балет «Ацис и Галатея».
Когда Фавна Фокина показали на сцене Мариинского театра 10 апреля 1905 года, в главной роли выступил Нижинский. И это произошло, несмотря на его юный возраст и то, что он еще даже не окончил учебу. Сразу же после представления в прессе появились рецензии, в которых отмечалась его необыкновенная одаренность. Например: «Нижинский в роли Фавна всех удивил.
Ему всего пятнадцать лет, и перед ним еще два года обучения. Но приятно видеть, как он левитирует, легко двигается и плавно выступает. Пожелаем молодому артисту дальнейшего развития в профессиональном плане».
В 1907 году Вацлав Нижинский успешно завершил обучение в балетной школе и был принят на работу в Мариинский театр. Уже год он выступал в основном составе театральной труппы и был наделен выдающимся талантом. Вскоре ему доверили главные роли в постановках, и он танцевал в дуэтах с М. Ф. Кшесинской, А.П. Павловой, О.И. Преображенской, Т. П. Карсавиной.
В этом же году Вацлав Фомич исполнил главные роли в балетах «Египетские ночи», «Павильон Армиды», «Шопениана», созданных М.М. Фоминым. В творческой биографии известного балетного танцовщика есть и другие постановки академической школы.
Вацлав Нижинский работал в балетной труппе театра до 1911 года. После успешной премьеры «Жизель», на которой присутствовала вся императорская семья, артиста уволили со скандалом. Причиной стал костюм, в котором Вацлав вышел на сцену. Императрице он не пришелся по вкусу, и по её приказу ведущий танцор был уволен из труппы.
В 1909 году С.П. Дягилев предложил Вацлаву Нижинскому присоединиться к «Русскому сезону». В это время танцовщик получил огромный успех и стал «настоящей сенсацией». За его уникальную способность к продолжительной левитации и высоким прыжкам Вацлав Фомич был прозван «человеком-птицей». Некоторые называли его вторым Вестеросом.
С 1909 по 1913 год молодой балер становился участником всех Русских сезонов. Он исполнял роли в балетах Фокина, а также в новых постановках, созданных специально для труппы Дягилева. После ухода Фокина из труппы в 1912 году, Нижинского пригласили на должность балетмейстера. Он не задержался на этой должности надолго, но успел поставить на сцене такие балеты, как «Игры» и «Весна священная».
Хореограф
После получения поддержки от Дягилева, Вацлав Фомич начал тайно от Фокина испытывать себя в роли хореографа. В 1912 году Нижинский репетировал первую постановку балета на сцене — «Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси. Основой хореографии этой постановки послужили профильные позы, заимствованные из древнегреческой вазописи.
Как и Дягилев, Вацлав увлекался эуритмикой и ритмопластикой. Именно на основе этого увлечения в 1913 году был создан балет «Весна священная», под музыку Стравинского. В процессе написания композитор использовал диссонансы, опираясь на тонику, и сложные ритмические сочетания.
Эта сложная постановка стала одним из первых экспрессионистских балетов, и вызвала скандал на премьере, поскольку критики и зрители не сразу приняли ее из-за эротической сцены, шокирующей консервативную публику. Через год Нижинский поставил балет без сюжета — «Игры» Дебюсси, перенося зрителей на теннисный корт. В этих постановках отсутствовала изысканность классического стиля, вместо этого на первый план выступали противостояние и антиромантизм.
Парижские театралы были поражены необычной внешностью и исключительным драматическим талантом Вацлава Нижинского. Для зрителей, открытых новому, Вацлав выглядел как оригинальный мыслитель и смелый хореограф, который открыл новые пластические направления, вернул мужчинам виртуозность и важность в танце. Во многом своему успеху талантливый хореограф обязан Сергею Дягилеву, который искренне верил в него и оказывал поддержку в смелых экспериментах.
Личная жизнь
За всё время было заинтересовано не только фанатов, критиков, но и биографов личная жизнь Вацлава Нижинского. В молодости балетный артист имел интимные связи с князем Павлом Дмитриевичем Львовым. Позже отношения с Дягилевым стали известны.
В 1913 году гастрольная группа театра отправилась в Южную Америку. Во время путешествия на корабле Вацлав познакомился с аристократкой из Венгрии, которая оказалась его поклонницей. 10 сентября 1913 года Нижинский сбежал с корабля и тайно поженился с Ромолой Пульской. Они даже не сообщили об этом своим родственникам. У них появились две дочери — Тамара и Кира.
Некоторое время спустя об этом узнал Дягилев благодаря своему слуге Василию, который был назначен присматривать за Нижинским во время гастролей.
Получив телеграмму, Дягилев вспыхнул гневом и исключил Нижинского из труппы, что стало началом конца карьеры Вацлава Фомича. Избавление от нежелательного артиста стало возможным благодаря близким отношениям между танцовщиком и Дягилевым. Будучи его любимцем, Вацлав работал в театре без контракта, получая жалование из кармана своего возлюбленного, который полностью покрывал все его расходы и капризы.
Жизнь после
После изгнания Вацлав Нижинский оказался без работы и средств к существованию, несмотря на свои удивительные танцевальные способности. Он получил предложение возглавить балет "Гранд Опера" в Париже, но отказался. Вместе с семнадцатью членами его антрепризы, включая младшую сестру Брониславу с мужем, Нижинский подписал контракт с театром "Паллас" в Лондоне.
Они исполняли постановки самого Нижинского и Фокина, такие как "Призрак розы", "Сильфиды" и "Карнавал". Гастроли закончились финансовым провалом, что повлекло за собой нервный срыв и душевную болезнь артиста. Таким образом, известного танцора долгое время преследовали неудачи.
Последний выход на сцену
В начале Первой Мировой войны, супруги Нижинские были где-то на дороге в Петербург вместе со своей полуторагодовалой дочерью. Они оказались в Будапеште, где прожили до 1916 года. В это время Вацлав Нижинский страдал от творческого затишья и был арестован. Однако Дягилев согласился возобновить контракт с Нижинским как артистом для гастролей "Русского балета".
Гастроли проходили в Южной и Северной Америке. В апреле 1916 года Вацлав Нижинский исполнил свои знаменитые роли в балетах "Петрушка" и "Видение розы" на сцене "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. В октябре того же года он выступил в театре "Манхэттен опера" с сольным номером в своем последнем балете "Тиль Уленшпигель" по мотивам произведения Р. Штрауса. Несмотря на множество интересных интерпретаций, спектакль был провальным, несмотря на то что создавался в сжатые сроки.
Болезнь
Постоянные тревоги и частые неудачи негативно сказались на неустойчивом психическом состоянии режиссера. Отрицательную роль в личной жизни Нижинского сыграла любовь к толстовству. Это увлечение было популярно среди русских эмигрантов, проживающих в Америке, и особенно среди художественной интеллигенции. Среди участников труппы Дягилева также были любители толстовства – Костровский, Немчинова, Зверев, которые внушали мысль о том, что профессия актера недостойна. Эти слова сильно повлияли на психическое состояние Нижинского.
26 сентября 1917 года произошел последний выход на сцену одного из известных танцоров балета. Этот выход был в постановке «Видение розы», где он исполнил главную партию. После этого Вацлав Фомич переехал в Швейцарию, где проживал вместе с семьей. Проводя время на свежем воздухе, ему стало легче, и возникла идея новой системы записи танца, а также мечта о создании собственной танцевальной школы.
В 1918 году хореограф из России написал книгу с названием «Дневник Нижинского», которая увидела свет в 1953 году в Париже. Скоро после этого он был помещен в специализированную клинику для душевнобольных. Здесь ему поставили диагноз шизофрения. До последних дней своей жизни известный танцор проживал под присмотром врачей в психиатрической клинике, где его лечение проходило различно.
Близкие беспокоились о здоровье артиста до последнего. Жена внимательно контролировала прием лекарств. Дягилев сразу приехал к другу, узнав о его серьезной болезни, чтобы поддержать его через театр, часто водил Вацлава на спектакли, но тот не проявлял никаких эмоций по этому поводу.
В 1939 году заболевание все еще продолжало прогрессировать, когда в клинику пришел Серж Лифарь вместе с фотографом и концертмейстером, надеясь вернуть память маэстро своим танцем. Лифарь танцевал несколько часов, прежде чем Нижинский встал и совершил свой знаменитый прыжок. Этот момент, запечатленный фотографом, получил название «Последний прыжок Нижинского».
По сообщению одного из журналистов, в 1945 году Нижинский находился в послевоенной Вене, где его видели танцующим среди солдат Советской Армии на площади. Встреча со своими соотечественниками произвела огромное впечатление на Вацлава Фомича и заставила его начать общаться на родном языке, хотя до этого момента он практически не разговаривал.
Смерть
Однажды, в далеком 1950 году, известный танцор Вацлав Нижинский покинул этот мир, оставив свой след в истории мирового искусства. Его уход произошел в Лондоне, и с тех пор его имя остается символом таланта и страсти к танцу.
В 1953 году прах Вацлава Нижинского был перевезен в Париж, где его похоронили на кладбище Монмартр. На его могиле был установлен надгробный камень, изображающий танцора в роли Петрушки. Эту статую установил известный танцовщик Серж Лифар. Могила Нижинского расположена рядом с могилами известных драматургов Т. Готье и танцовщика Г. Вестриса.
Память
- Варшава, 2011 год – в этом году великому Нижинскому был поставлен памятник в Большом театре. Скульптура создана Геннадием Ершовым, изображающим знаменитого балетного артиста в его знаменитой роли – фавна.
- Современные эксперты называют Вацлава Фомича "восьмым чудом света" и очень высоко оценивают его талант как танцовщика. Они говорят: "Когда он – словно Бог зависал в прыжке и парил над сценой, создавалось ощущение, что человек способен летать". Он танцевал с Ольгой Спесивцевой, Матильдой Кшесинской, Анной Павловой, Тамарой Карсавиной.
- Жан Кокто говорил: "Нижинский смог опровергнуть все существующие законы равновесия, перевернул их с ног на голову. В танце он напоминал нарисованного на потолке человека. Легко чувствуя себя в пространстве".
- Великий Вацлав Фомич совершил прорыв и взглянул в будущее балетного искусства. Именно он открыл стиль экспрессионизма, который стал основой для развития балета на протяжении многих лет. Благодаря Нижинскому публика увидела новые возможности пластики, о которых прежде не знал никто. Творческая жизнь выдающегося танцора была короткой, но яркой и насыщенной. В 1971 году Морис Бежар посвятил свой балет «Нижинский, клоун Божий» личности этого актера, сочинив музыку к спектаклю на основе произведений Петра Ильича Чайковского и Пьера Анри.
- Для многих современных людей, также как и для нынешних танцоров балета, Нижинский был объектом восхищения. Его танец объединял в себе легкость и силу, поражая зрителей захватывающими прыжками. В то время многие думали, что Вацлав словно «зависал» в воздухе. Кроме этого актер обладал умением мастерски меняться и показывать настоящие эмоции. Появляясь на сцене, он излучал магнетизм, притягивающий взгляд всех, кто смотрел на него. В своей обыденной жизни он был тихим и застенчивым.
- В 1968 году в Монако была учреждена премия в память о Нижинском, которую и сегодня вручают хореографам и артистам балета.
- В 2011 году в честь столетия "Русских балетов" в Варшавском большом театре была установлена бронзовая скульптура, посвященная Брониславе и Вацлаву Нижинским. Эта скульптура изображает брата и сестру в образе нимфы и фавна, перенятых из известного балета "Послеполуденный отдых фавна". Автором скульптуры стал Геннадий Ершов.