Вадим Спиридонов, известный актёр советского кино, заслуженный артист РСФСР и режиссер, также активно занимался дубляжом. Родился в Москве в октябре 1944 года. Он снял фильм под названием "Два человека" и стал заслуженным артистом СССР, а также лауреатом Государственной премии. Его наиболее известные роли — в драмах "Вечный зов", "Печки-лавочки", "Юность Петра" и других.
Вадим Спиридонов родился в Москве в октябре 1944 года. Его отец был из Тульской области, а мать — москвичка. Внешность актёра типично русская, поэтому многие думали, что он из Сибири или Беларуси. На самом деле он — коренной москвич, но это не помешало ему идеально вживаться в роли людей из русской глубинки.
Иногда в сети возникают утверждения о преступном прошлом исполнителя, однако это не более чем вымысел. Биография многих артистов обросла различными мифами и легендами, и Вадим Семёнович не является исключением.
Детство и первые шаги в искусстве
Мальчик вырос активным и подвижным, умел за себя постоять. Его детство было связано с Сокольниками, где Москва только начинала оправляться после войны. В то время было много беспризорников, и люди занимались восстановлением быта. Несмотря на послевоенную разруху, школы и театральные кружки продолжали работать.
Советская власть целенаправленно поощряла детей, чтобы отвлечь их от криминала. Вадим с удовольствием занимался в театральной студии и увлекся боксом, стремясь развить в себе мужественность и выносливость.
После окончания 8 класса школы, по семейным обстоятельствам, он был вынужден перейти на вечернее обучение, что требовало работать. Он устроился на завод помощником рабочего, где уже работал его отец. Но это не нарушило планов будущей звезды советского кино, так как он был решён стать актёром после окончания учёбы.
И, в конце концов, его мечта сбылась. После того, как он получил свидетельство о среднем образовании, он поступил в Школу-студию МХАТ, где его приняли с первой попытки. Но во время учебы произошёл неприятный инцидент: он вступил в драку, защищая девушек. Руководство учебного заведения отнеслось к этому очень негативно и вызвало его на собрание, на котором могло произойти исключение.
Однако после более тщательного рассмотрения ситуации, ему было предложено продолжить обучение. Но он отказался, полагая это несправедливым. Возможно, это было к лучшему, потому что вместо этого он подал заявление в Щукинское училище и ВГИК. За полтора года, в течение которых ему был запрещен доступ к учебе, он не просто бездельничал, а устроился в театр помощником сцены. Это позволило ему увидеть, как происходят репетиции, как актёры готовятся к своим ролям.
Его приняли как студента и в Щукинское училище, и во ВГИК. Приёмные комиссии в обоих учебных заведениях оценили его уникальную мужественность, харизму, открытый и уверенный взгляд. Казалось, что он идеальный кандидат для исполнения ролей честных и мужественных персонажей. И такие роли всегда были в особом почёте в мире кинематографа.
Он попал в мастерскую к режиссёру Сергею Герасимову и актрисе Тамаре Макаровой, которые умели разжигать звёзды. В их же мастерской обучались Наталья Гвоздикова, Наталья Белохвостикова и другие талантливые артисты, которые позднее также сделали громкое имя в кинематографе.
В 1971 году после успешного окончания обучения во ВГИКе он сразу привлек внимание режиссеров. Его быстро пригласили работать в Театр-студию киноактера. Артист воссоздавал как негативные, так и позитивные образы со страшным талантом, харизмой и драматическим темпераментом. Например, он изображал полицейских, былых кулаков.
В фильме «Судьба» он исполнил роль Макашина, отвратительного героя, полицейского. Он сыграл его настолько правдоподобно, что его презирал каждый боец Великой Отечественной войны. Он был убедителен в своих ролях настолько, что зрители полагали, будто он таким и есть в реальной жизни. Они совсем не замечали актерского мастерства, так как это было удивительно естественно.
Люди были уверены, что артист играет самого себя. Ему часто в спину летели проклятия, иногда даже пытались избить. Однако артист не обижался, понимая, что это просто неизбежные трудности профессии. Иногда в фильмах нужно играть не только позитивных персонажей, но и негативных.
После окончания ВГИКа, его пригласили в театр-студию Киноактера. Режиссеры с уверенностью возлагали на него отрицательные и положительные образы, зная, что он справится на отлично. Особенно часто в профессиональной биографии Спиридонова встречаются роли в военных фильмах, так как в нём чувствовалась особая сила и выправка. Влияние на это оказывало его увлечение спортом. Вадим Семёнович обладал внушительным телосложением, широкими плечами, что также прекрасно смотрелось на экране.
Особенности творчества
В 1969 году вышел первый фильм с его участием, тогда ему было 25 лет. Это был советский черно-белый фильм «У озера», состоящий из двух серий, в жанре драмы, режиссёром которого был Сергей Герасимов. Он предпочитал работать с выпускниками своей мастерской, считая это удачной приметой.
Фильмы Герасимова всегда вызывали интерес, а участие в них гарантировало студентам успешный старт в кинокарьере. Последние работы режиссёра относятся к 1989 году: детектив «Криминальный квартет» и детективный фильм «Сувенир для прокурора». В конце 80-ых годов заметно увеличилось количество детективов в его фильмографии, а эта тенденция сохраняется и по сей день.
Один из ключевых фильмов — это эпопея с названием «Вечный зов». Съемки этого картины проходили с 1973 по 1983 год. В этой ленте актер также сыграл роль негативного персонажа, вновь убедительно воплотив его.
Его начали узнавать повсеместно, но, к счастью, большинство людей, тем не менее, осознавало, что нужно отличать личность актера от созданного им образа на экране.
В этом фильме он исполнил роль Федора Савельева, человека, которого никто особенно не любит. Вместе с тем он обладает обаянием, мужественностью. Этот фильм до сих пор считается шедевром кинематографа, его изучают в учебных заведениях, он останется в истории национального кинематографа.
Следует отметить и работы, где художник изображен в положительных, героических образах, как правило, военных. Например, фильм «Батальоны просят огня», а также «Дожить до рассвета», «Укрощение огня», «Оглашению не подлежит» и другие.
Артист менял образы как перчатки! Он исполнял роли рабочих, военных различных званий, обычных людей, чиновников, бригадиров, кулаков, полицейских, инженеров, председателя коммуны, командиров, а также сыграл роль сторонника царевны Софьи в фильме «Юность Петра». Он появлялся в роли ученого, советского героя-летчика, и даже исполнил образ Будённого. В своем последнем фильме «Криминальный квартет» он сыграл Лобанова, криминального авторитета.
Невозможно сказать, как сложилась бы судьба артиста, если бы он не ушел из жизни буквально перед распадом СССР. Возможно, его продолжили бы приглашать в криминальные драмы, сериалы, ведь его типаж удивительно удачен для кино.
Существует предположение, что нестабильность в кино, театре и других областях, которая стала явной уже в 80-х годах, негативно сказалась на его здоровье. Он подсознательно не хотел, а возможно, даже боялся вступать в новую эпоху, где жизнь будет развиваться по совершенно другим законам. И искусство будет затронуто особенно остро в этой новой эпохе.
Вадим Семёнович был настоящим романтиком. Он влюбился в очаровательную соседку, которая была старше его на два года. Долгое время он не мог собраться с духом, чтобы признаться в своих чувствах, но он пытался проявить свою симпатию, дергая за косички и помогая ей с портфелем. Когда Вадим вырос, им пришлось расстаться, потому что он переехал из Сокольников. Однако вскоре после переезда они встретились снова во дворце культуры и больше никогда не расставались.
После достижения Вадимом 18-летнего возраста, он сделал предложение своей возлюбленной и они поженились, несмотря на возражения родителей и сомнения в искренности их чувств. Однако оказалось, что они прожили всю жизнь вместе, несмотря на трудности. Хотя у них не было детей, они продолжали сохранять свои отношения на протяжении почти четверти века, и даже думали об усыновлении, но что-то всегда мешало им в этом решении.
Известно, что актер был очень скромным и скрывал свои достижения. Он не стремился к материальным благам и не жаждал признания своих заслуг. Его дом находился на окраине Москвы, и ему этого было достаточно. Возможно, он предчувствовал, что его жизнь будет недолгой, и так и произошло. Актёр готовился к съемкам в фильме, который должен был проходить в Белоруссии.
Он лег отдохнуть перед долгой поездкой, но внезапно ушел из жизни. Его жена, которая хотела разбудить его, чтобы он не опоздал на самолёт, обнаружила, что он уже ушел из этого мира. Артиста похоронили 10 декабря 1989 года на Ваганьковском кладбище Москвы.
- 1969 — У озера
- 1972 — Печки-лавочки
- 1973–1983 — Вечный зов
- 1977 — Судьба
- 1980 — Юность Петра
- 1982 — Вокзал для двоих
- 1985 — Батальоны просят огня
- 1989 — Сувенир для прокурора