Валентин Серов – хорошо известный художник-портретист из России, который создал картины, включая «Девочка с персиками», а также изобразил многих известных людей своего времени, продолжая традиции художников 19-го века.
Валентин Александрович Серов, ученик Чистякова и Репина, был выдающимся представителем русской художественной школы. Его наиболее известной работой считается «Девочка с персиками». Основанием творчества Серова был пленэризм, в котором изображение света и воздуха занимает центральное место.
Именно поэтому многие из его работ будто пронизаны лучами солнца. И настоящим символом его стиля в творческой биографии является произведение под названием «Автопортрет».
Детские годы
В творческой семье музыкантов появился Валентин. Известный композитор А.Н. Серов, проводил частные уроки музыки и влюбился в свою ученицу Валентину Бергман, которая была младше его на 26 лет. Год спустя после их свадьбы появился на свет сын Валентин. Это произошло 7 января 1865 года. С самого детства мальчик окружался искусством. В их доме часто появлялись Тургенев, Репин, Антокольский и другие представители богемы.
Однако со смертью отца в 1871 году жизнь мальчика изменилась кардинальным образом. Его мать отправилась в Мюнхен для продолжения своего музыкального образования, а сына отдала в коммуну Друцкой-Соколовской. Именно там мальчик начал увлекаться рисованием. После распада коммуны, мать забрала Валентина в Мюнхен и, заметив его художественные способности, направила на обучение к мастеру офорта по имени Карл Кеппинг.
Год спустя мать с сыном переехали в Париж, где Тоша (как его ласково называли близкие) познакомился с Ильей Репиным, известным на тот момент своей работой «Бурлаки на Волге». Репин стал учить мальчика и очень сблизился с ним. Однако это обучение не продолжалось долго. В 1875 году семья вернулась в Россию, сначала в Петербург, а затем в Киев. Здесь будущий художник по совету Репина поступил в рисовальную школу Н. И. Мурашко, где его талант отметили малой серебряной медалью.
Первые шаги художника
Получение образования у Репина продолжалось в Москве, когда по совпадению обстоятельств мальчик оказался у своей тети Софьи Степановны Коль для воспитания. Учеба в гимназии была для Валентина трудной, потому что все его мысли были заняты будущими картинами. Летом Репин брал мальчика с собой на дачу в Абрамцево, где он полностью погружался в творчество. Здесь были созданы первые карандашные портреты Саввы и Татьяны Мамонтовых, а также самого Репина.
Осенью 1879 года Серов с Репиным переезжают в Петербург. Летом следующего года они отправляются в поездку по Крыму, а затем по местам Запорожской Сечи. По возвращении в столицу Валентин поступает в Академию художеств как вольный слушатель, а также берет частные уроки у Чистякова. Он рисует карандашный портрет своего учителя, а Чистяков отмечает его глубокое художественное понимание образа. В 1881 году Валентин успешно сдает экзамены и зачисляется уже «академистом» сразу на 3-ий курс Академии.
Лето 1884 года Серов провел в Абрамцево, где он активно трудился. Именно там был создан портрет Л.А. Мамонтовой, ставший его первым значительным произведением. В это время Валентин влюбляется в Ольгу Трубникову, и их чувства были взаимными. В 1885 году он был удостоен серебряной медали Академии за этюд, написанный с натуры. Однако в сентябре он не вернулся в Академию, а отправился в Одессу к своей невесте, где создал этюд с названием «Волы».
Признание
После возвращения в Москву в 1886 году, художник создает этюд с названием «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая портрет Трубниковой. В 1887 году в Абрамцево появляется картина под названием «Девочка с персиками», на которой изображена 12-летняя дочь Мамонтовых Вера. Через год Серов пишет картину под названием «Девушка, освещенная солнцем», натура для которой была его двоюродная сестра. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу. За первую картину Серова наградили премией МОЛХ, а вторую приобрел для своей галереи Третьяков. Эти две картины очень точно передают игру светотени, чем особенно увлекался художник, и что было изюминкой всего его творчества.
В начале 1889 года Серов вступил в брак с Трубниковой, а Репин присутствовал на свадьбе, которая прошла в Петербурге. В сентябре они отправились на Всемирную выставку в Париж. После возвращения Серов занялся написанием множества портретов, включая портрет дочери генерала Драгомирова Софьи. Репин внес несколько изменений в портрет по просьбе заказчика, что вызвало недовольство у Валентины. Их отношения на время пошатнулись.
В 1890 году у Серова родилась дочь по имени Ольга. Его портрет отца был представлен на 18-й выставке Передвижников и был высоко оценен критиком Стасовым. Портрет Мазини, участвовавший в конкурсе МОЛХ, занял первое место. Серов стал очень известным портретистом, написав портреты певца Таманьо, друга-пейзажиста Коровина, художника Левитана и писателя Лескова.
По словам его дочери, художник с полным погружением работал над портретами, передавая в них внутренние черты своих моделей, скрытые от посторонних глаз. Также он с увлечением занимался изображением детей. На полотне «Дети» (1889 г.) изображены два сына Серова, которые с удовольствием позировали для отца. Несмотря на внешнее сходство, Саша и Юра были совершенно разными по характеру, и художник смог передать это на своем холсте. В последующие годы Серов создал «Сестры Боткины», портрет Мики Морозовой, также отличающиеся глубоким пониманием и точным переданием детского характера.
В 1893 году великий художник создал портреты дочерей Александра III — Ольги и Ксении. Они были задуманы для создания семейного портрета императорской семьи. Кроме того, в 1900 году Серов написал портрет Николая II. В своих работах он первым уловил утонченность и доброту характера императора, как отмечают современники. Ему также заказывали другие известные личности: князья Юсуповы (1893 год), мультимиллионер Морозов (1902 год), банкир Гиршман (1911 год). «Портрет Портретыч», так ласково называемые им самим, не просто воспроизводит внешность, но и передает внутренний мир изображаемых личностей, привлекая ценителей искусства.
Дальнейшее творчество
Оказавшись в центре событий Революции 1905 года, Серов сильно потрясен увиденным. Вид убитых людей оставил в нем глубокий след, и художник решил покинуть руководимую Владимиром Александровичем Академию художеств, в которой было отдано распоряжение применять военную силу против мирных протестующих. Под влиянием происходящих событий он создает картину с названием «Солдатушки, бравы ребятушки» в темпере. Это произведение отличается своим стилем от предыдущих работ художника.
В этом году, к 35-летию творческой карьеры, Ермолова Серова рисует ее ростовой портрет. Он также совершенствует свое мастерство карандашного рисунка. Портреты Шаляпина, Станиславского, Врубеля, Римского-Корсакова и других знаменитостей являются гордостью русской художественной школы. Серов также возвращает свое внимание к историческим личностям. Его картина «Петр I» — одна из лучших в этом жанре. Грозный и стремительный Петр на фоне строящихся кораблей резко контрастирует со своей свитой, еле поспевающей за ним.
Последние годы
В 1907 году Серов отправился в путешествие по Греции, где он наслаждался красотами древности, вдохновляясь мифологическими образами, которые затем воплотил в картинах «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая», написанных в 1910 году. Также художник увлекался работами для театральных постановок. Например, занавес, расписанный для спектакля «Шахерезады», получил признание зрителей в Париже и Лондоне. Элементы античных барельефов также можно заметить в портрете Иды Рубинштейн — танцовщицы и восточной красавицы.
В своих творениях мастер стремится подчеркнуть выразительность формы, как в изображениях Орловой и Гиршман, созданных в 1911 году. Но портрет Щербатовой Серов не был завершен. В спешке на следующий сеанс, художник потерял сознание. Приступ стенокардии, произошедший в этот момент, стал причиной его ухода из жизни. Таким образом, в возрасте 46 лет завершилась творческая деятельность этого великого русского художника.