В советскую эпоху Валентина Александровна Сперантова была популярной актрисой кино и театра, награжденной званием Заслуженной артистки СССР.
Детство и юность
Кто из зрителей не вспомнит образ уборщицы по имени тетя Глаша из кинокартины «Большая перемена», которая впервые появилась на экранах в 1972 году. Этот персонаж, который появился, казалось бы, как «бес попутал», вызывая звонок звонка урока на несколько минут раньше, известен, наверное, каждому, кто родился и жил в советское время. К слову, знаменитую роль исполнила любимая актриса Валентина Сперантова.
Несмотря на то, что фильмография народной артистки в основном состоит из эпизодических ролей, «народная бабушка» справлялась с каждой из них блестяще. Биография актрисы достаточно трагична, но в комедийных ролях она проявила себя мастерски.
Валентина Александровна пришла в этот мир 24 февраля 1904 года в небольшом городке Зарайск, который теперь находится в Московской области. Ее родители и все семейство были русскими, их можно назвать многодетной семьей. Отец Валентины, Александр Дмитриевич Сперантов, был уездным секретарем. Вместе с Валентиной родители воспитывали еще восемь детей.
Когда Валентине было всего 10 лет, ее отец неожиданно умер, и Матрена Федосеевна, мама актрисы, осталась заботиться о детях. В условиях политической нестабильности и финансовых трудностей она старалась сделать так, чтобы в их семье царила любовь и тепло. Однако в 1914 году началась Первая мировая война, и семью ждали новые трудности.
Воспитывая своих младших братьев и сестер, Валентина проявляла активность и творческий подход. Она устраивала различные мероприятия и представления, которые с удовольствием показывала не только своей семье, но и окружающим. Валентина даже сама занималась пошивом костюмов и изготовлением декораций.
Страсть девушки к театру покорила не только ее одноклассников, но и заразила их так, что они с удовольствием помогали ей в ее постановках. В итоге дети сами организовали свою собственную драматическую группу. Здесь они воплощали в жизнь произведения великих классиков, включая Александра Пушкина и разнообразные народные сказки. В конечном итоге Валентина Сперантова была приглашена в любительский театр, где она играла в различных представлениях. Стоит отметить, что театром на тот момент руководила известная скульптор Анна Голубкина.
В 1918 году один из московских артистов заметил талантливую девочку с природным даром. Он пригласил ее в столицу и пообещал помочь поступить в театральное училище, найти работу и жилье. К сожалению, обещания не были выполнены, и это стало первым разочарованием в ее жизни. Но поездка в Москву сыграла важную роль в ее судьбе. Одна в незнакомом городе, она уже собиралась уезжать, но заболела тифом.
Во время своей болезни Сперантова осознала, что хочет остаться, и приняла соответствующее решение. Она сдала экзамены и поступила в Высшую художественно-техническую мастерскую, но спустя несколько месяцев забрала свои документы после того, как узнала о возможности поступить в студию под названием "Молодые мастера". Так она сдала вступительные экзамены и поступила в одно из самых известных учебных заведений — ГИТИС. Валентина Александровна стала выпускницей этого учебного заведения в 1925 году.
Фильмография и театральные подмостки
Сразу после окончания учебы артистку пригласили в труппу Первого государственного театра, который известен как Театр юного зрителя. В то время молодая актриса постоянно беспокоилась о своем внешнем виде. При росте в сто пятьдесят два сантиметра ее вес составлял всего сорок четыре килограмма, но Валентину беспокоили непослушные волосы и круглые глаза. Тем не менее, на сцене ее считали прекрасным лебедем.
Необходимо упомянуть, что долгое время Валентина исполняла исключительно мужские роли. Например, в 1925 году она играла Джо Гарнера в спектакле «Том Сойер», а в 1932 году играла Мишку в постановке «Ровесники». За роль Тома Кенти в одноименной пьесе Сергея Михалкова в 1939 году ее назвали «главным мальчишкой в Советском Союзе».
Ирландский драматург Бернард Шоу посетил одно из представлений, где играла известная актриса. Он был поражен, узнав, что женщина исполняла роль мальчика на тридцати лет. Проводимый за кулисы, иностранец опустился на колени перед Валентиной Александровной и поцеловал ее руку в знак признания ее таланта.
С 1942 года Сперантова была членом труппы, которая отправлялась на фронт со спектаклями и показывала их в различных частях и подразделениях Красной Армии. В 1944 году её приняли в коллектив Государственного центрального театра для детей, который позже стал известен как Академический молодежный театр России. Здесь у актрисы начали появляться женские роли. Особенно запомнились персонажи миссис Гарпер в спектакле "Том Сойер", Коробочки в постановке "Мертвые души", и Феклы Ивановны в произведении Николая Гоголя "Женитьба". После этого последовала работа над спектаклем "Снежная королева", где актриса сыграла роль как Кая, так и Герды.
Валентина Александровна не только работала в театре, но и находила время для озвучивания мультфильмов в «Союзмультфильме». Ее голос можно услышать в таких мультфильмах, как «Тимур и его команда», «Бумбараша», «Дядя Степа», «Мальчиш-Кибальчиш», «Золотая антилопа» и «Конек-Горбунок».
В 1953 году она дебютировала в кино, сыграв роль в комедийном фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер».
Несколько лет спустя в ее фильмографию добавился персонаж Савины Клавдии Васильевны в фильме «Шумный день». Эта роль сделала актрису любимицей всей страны. Следует отметить, что картина была прокатом, несмотря на использование в ней нецензурных выражений, включая слово «дура», благодаря поддержке партии и министра культуры. За первые два месяца проката фильм посмотрело рекордное количество зрителей, превысившее 18 миллионов человек.
В 1978 году актриса сыграла свою последнюю роль в комедии под названием «Четыре беспокойных дня в Кудиновке».
Актриса была удостоена нескольких государственных наград за свой талант и выдающиеся роли. В 1946 году она получила звание заслуженной артистки, а через четыре года ей было присвоено звание «Народной». За свои выступления в фильмах «Обратный адрес» и «Звоните и приезжайте» Сперантова получила премию имени Н.К. Крупской.
Личная жизнь
Известная актриса вела двойную семейную жизнь. В первый раз она стала женой Николая Гусельникова, строителя. В этом браке у неё родилась дочь по имени Оксана. Однако спустя десять лет совместной жизни, Николай уехал на заработки в Казахстан, где влюбился в другую женщину, и их брак закончился.
Вторым мужем актрисы стал Михаил Никонов, известный как руководитель театра имени Мейерхольда. Вместе они воспитывали дочь Наталью и прожили счастливые тридцать лет, пока трагическая смерть мужа не разлучила их. Эту утрату женщина пережила очень тяжело.
В период семидесятых годов начались жалобы актрисы на боли в сердце. Врачи настоятельно советовали ей снизить нагрузку, однако женщина не собиралась уменьшать свою активность и продолжала работать на радио, сниматься в кино и преподавать в театральной школе имени Щепкина.
В конце 1977 года состояние Сперантовой ухудшилось, и ее госпитализировали. Известная актриса скоропостижно скончалась 7 января 1978 года. Врачи поставили острую сердечную недостаточность в качестве официальной причины смерти.
Похороны народной артистки состоялись в Москве на Новодевичьем кладбище. На надгробии видна фотография, которая говорит о том, что популярная актриса нашла свой последний покой рядом со своим любимым мужем.