Валентина Владимирова – талантливая актриса, чьи яркие образы русских женщин оставили неизгладимый след в сердцах зрителей. Она заслуженно пользуется любовью народа и является артисткой РСФР. Её работы в фильмах «Поэма о море», «Угрюм-река», «Председатель», «Белый Бим чёрное ухо», «Любушка», «Тени исчезают в полдень» наиболее известны и любимы зрителями.
Детство и юность
В 1927 году, 22 ноября, в небольшом селе Одесской области возникла Валентина. В годы войны ее родной Васильевка была захвачена фашистами. После освобождения села, ей пришлось много работать, пахать землю, строить избы, ухаживать за скотом. После окончания войны Валя поступила в инженерно-экономический институт в Харькове.
Когда она впервые оказалась в театре, молодая девушка мгновенно почувствовала, что ее мечта — стать актрисой. Оставив свое образование в экономическом вузе, Валентина решила отправиться в Москву, чтобы учиться во Всероссийском государственном институте кинематографии. На вступительном экзамене она выбрала отрывок из истории «Русские люди», который впоследствии стал основой ее творчества. Во время обучения она играла в русских драмах и украинских комедиях, изображая девушек и старушек, несчастных и счастливых, влюбленных и страдающих. Именно тогда она познакомилась с оператором Валерием, который впоследствии стал ее мужем. Они прожили вместе тридцать девять лет, любя и поддерживая друг друга, и у них родилась дочь Оксана.
Творческий путь
После окончания ВГИКа в 1955 году, Валентина Владимирова присоединилась к Театр-студии киноактёра. Она рассказывала, что сразу после окончания учебы легендарный Довженко пригласил молодую выпускницу в свой фильм «Поэма о море», говоря фантастическую фразу о том, что она имеет возможность выбрать любую роль из предложенного сценария. Валентина хотела сыграть роль матери четырех детей — Марии Кравчиной.
Валентина Владимирова, благодаря режиссеру Довженко, часто попадала в различные сюжеты, где ей приходилось играть роли хозяйки, водителя трактора, матери, женщины, заботящейся о коровах, гусях и детях. Она ценила свою внешность и актерский талант, и считала, что каждая роль не случайна. Валентина не мечтала о высоких титулах, таких как леди Макбет или королева Мария Стюарт. Она с удовольствием принимала любые предложения, вкладывая свои знания и навыки в каждую маленькую роль, не зазывая ничего в надежде на неожиданное предложение. Процесс творчества доставлял ей истинное наслаждение, когда все задуманное реализовывалось на экране, и искреннюю печаль, когда хотелось улучшить что-то, сделать более интересным и глубоким.
В последние лета Валентина Харлампиевна иногда говорила своим друзьям, что ее жизнь прожита зря. В 1992 году, в период общего кризиса, она вышла на пенсию из театра. Внезапно, вскоре после этого, ее муж погиб в автокатастрофе. Перед этим с ним произошел инсульт, и Валентина ухаживала за ним, буквально спасая его. Однажды он, несмотря на просьбы жены, отправился в поездку, из которой не вернулся.
После смерти Валентина Харлампиевна переехала из московской квартиры в небольшой загородный дом. Она сама ходила за водой, колола дрова и стала обычной сельской женщиной. Коллеги не навещали ее, и она сама только время от времени приезжала в столицу.
В марте 1994 года соседи обнаружили Валентину Владимирову в ее подмосковном доме, она сидела за столом и казалось, просто тихо спала. О смерти актрисы ее поклонники и коллеги узнали только через несколько месяцев.
Валентина Владимирова — удивительная и достоверная в своей творческой биографии. Ее героини, простые земные женщины, продолжают жить рядом с нами и сегодня.
Избранная фильмография
- 1955 — Основание
- 1960 — Рассвет
- 1968 — Виргиния
- 1970 — Кража века
- 1971 — Пенсионеры-грабители
- 1974 — Любовь на Земле
- 1975 — Единственная возможность
- 1980 — Последний путь
- 1992 — Белые одежды поколений