Валерий Гаврилин — знаменитый российский композитор, создавший симфонические и хоровые произведения, камерную музыку, песни и мелодии к кинофильмам. В 1985 году он был удостоен звания Народного артиста РСФСР и получил Государственную премию СССР.
Композитор Валерий Гаврилин всегда считал, что таланты приходят еще с детства. Он сам писал и жил, отталкиваясь от своих детских впечатлений, полученных в родных местах. Музыкант смог передать красоту своей родной земли через свою музыку, делая ее трепетной, тонкой, ранимой и нежной. Гаврилин стал инноватором, объединив народную мелодию с классической и эстрадной музыкой.
Детство
Вологда стала местом рождения Валерия Гаврилина в 1939 году. Оба его родителя, отец Александр Петрович и мать Клавдия Михайловна, были педагогами. Отец работал руководителем отдела народного образования, а мать преподавала в детском доме. Валерию было всего два года, когда началась Великая Отечественная война, отнявшая у него отца. Мужчина погиб, и мама забрала Валерия и его сестру в село Перхурьево под Вологдой. Сама мать устроилась на работу директором интерната в соседней деревне Воздвиженье. Здесь Валерий пошел в первый класс.
Для будущего композитора 1950 год стал переломным. Его мать обвинили в краже зерна по ложному доносу, и ее арестовали. Валерия и его сестру отправили в интернат деревни Ковырино. Подросток очень страдал от разлуки с матерью и постоянно ходил к ней на свидания.
Именно в это время у Валерия проявились способности к музыке. Он активно участвовал в хоре, научился играть на нескольких народных инструментах, а год спустя поступил в Вологодскую музыкальную школу №1, чтобы изучать фортепиано. Там его обучал талантливый педагог Т. Томашевская. В то время подросток еще не совершенно владел музыкальной грамотой, но уже написал несколько вальсов, полек, песен и романсов на произведения Гейне.
В 1953 году в городе Вологда случайно оказался доцент И.Белоземцев, который преподавал в Ленинградской консерватории. Он прослушал многих учеников местной школы, но особое внимание обратил на Гаврилина. Он посоветовал 14-летнему подростку продолжить обучение в специальной музыкальной школе-десятилетке при консерватории. Валерию повезло получить образование в композиторском классе С.Вольфензона. Кроме этого, он продолжил обучение игре на фортепиано и изучал теорию. Приличные результаты показывал и в сочинительстве. Именно в этот период Валерий написал прелюдию для фортепиано, струнный концерт №1 и сонатину для фортепиано.
В 1958 году Гаврилин закончил школу и успешно поступил в консерваторию благодаря отличным оценкам по спецпредметам. Он выбрал направление композиции и учился у профессора О.Евлахова.
В 1959 году Гаврилин начал свою первую фольклорную экспедицию по Псковщине. Через три года он создал вокальный цикл на стихи Генриха Гейне под названием «Немецкая тетрадь». Также в 1962 году он отправился в новую экспедицию, на этот раз в Ленинградскую область.
Окончив третий курс, Гаврилин решил сменить направление обучения и поступил на музыковедческий факультет, где сейчас изучает народное творчество под руководством ученого-фольклориста Ф.Рубцова. Это решение было далеко не случайным, ведь народная музыка играет важную роль в творчестве композитора. Он не только активно изучает фольклор, но и продолжает писать музыку. К моменту окончания консерватории Гаврилин уже успел стать автором сюиты для симфонического оркестра под названием «Тараканище», сюиты для двух фортепиано «Метро», двух струнных квартетов, а также диптихов «Людям мира» и «Памяти павших».
В 1964 году юный музыкальный композитор успешно прошел государственные экзамены по композиции и музыковедению. Благодаря рекомендации О.Евлахова, он был принят в аспирантуру. Также он начал преподавать в музыкальной школе Ленинградской консерватории.
В 1965 году композитор не смог продолжить учебу в аспирантуре из-за проблем со здоровьем, однако он не перестал сочинять музыку. Его произведения звучат на сценах Малого драматического театра, Ленсовета и в фильмах, снятых на киностудии «Ленфильм». Кроме того, музыкант создал 64 фортепианные пьесы и множество песен.
В 1968 году в жизни композитора произошла важная встреча, которая оказала большое влияние на его творчество. Он познакомился с талантливой поэтессой по имени Альбина Шульгина. С того времени началось долголетнее сотрудничество двух талантливых людей. Гаврилин написал множество мелодий на стихи Шульгиной, создались кантаты, вокальные вечера, вокально-симфоническая поэма «Военные письма», песни «Шутка», «Мама», а также вокальный цикл под названием «Вечерок».
В 1969 году музыкант стал главой издательства «Советский композитор» и занимал пост редактора в течение одного года. Потом он ушел, так как ему ближе было заниматься творчеством, чем административной работой. Наиболее значимыми работами этого периода являются симфоническая сюита «Театральный дивертисмент», вокальный цикл «Времена года» и концертное рондо для хора «Дон капитан».
В 70-х годах прошлого века жизнь композитора была исполнена трагедий. Сначала он потерял свою крестную мать, затем ушла из жизни его собственная мама. Однако это не сказалось на его творчестве, и этот период был очень плодотворным. Гаврилин работал над второй редакцией «Скоморохов» и завершил ее, написал оперу «Моряк и рябина», создал вокальные циклы «Вечерок» и «Немецкая тетрадь №2». Затем он приступил к написанию «Немецкой тетради №3», вокально-симфонической поэмы «Военные письма» и цикла «Земля». И все также продолжал сотрудничать с Ленинградскими театрами.
В 1981 году был выпущен фильм с названием «Композитор Валерий Гаврилин», благодаря которому имя Валерия Гаврилина стало известно во всей стране, а его музыка была услышана широкой публикой.
Спустя год на экраны вышел фильм-балет «Анюта», основанный на рассказе А.П. Чехова «Анна на шее». Он завоевал восхищение у публики. В 1983 году фильм был удостоен заслуженной награды «Золотой приз» на 10-м Всесоюзном телевизионном фестивале, а через три года его балет увидели итальянцы. Постановка в неапольском театре «Сан-Карло» принесла ему звание лучшего спектакля года в Италии.
В 1985 году композитор был награжден званием Народного артиста РСФСР и получил Государственную премию СССР. Эти высокие награды он получил за свою хоровую симфонию-действо «Перезвоны», создание которой заняло у музыканта семь лет.
В 1982 году композитор выпустил свой первый сборник пьес для фортепиано, а через пять лет, в 1987-м, вышел второй. С 1967 по 1990 годы он опубликовал все свои пьесы для фортепиано, множество вокальных циклов, четыре ручных ансамбля, сюиты балетов для симфонического ансамбля, «Перезвоны» и множество других произведений. В новом веке издательство «Композитор» выпустило полное собрание сочинений Валерия Гаврилина, а также монографию А.Тевосяна под названием «Перезвоны: жизнь, творчество, взгляды Валерия Гаврилина».
В 1988 году также был выпущен фильм о знаменитом музыканте под названием «Пишу свою музыку», а также «Жила-была мечта».
В 1989 году зрители могли насладиться телефильмом «Женитьба Бальзаминова», в котором прозвучала музыка Гаврилина.
В 90-х годах Валерий активно трудился над созданием новых произведений, включая музыку к фильму «Провинциальный бенефис». Фильм был выпущен в 1993 году. С начала 70-х почти до самых последних дней своей жизни музыкант давал авторские концерты во многих уголках страны. Его аплодировали зрители Москвы, Ленинграда, Вологды, Узбекистана и Украины. Последнее интервью Гаврилин дал в 1998 году в своей родной Вологде.
Музыкальное наследие композитора огромно. Валерий Гаврилин написал четыре балета, четыре симфонические сюиты, вокально-хоровые, вокально-симфонические, камерно-вокальные произведения, несколько ораторий, песни, романсы, пьесы для фортепиано. Наиболее выдающимися работами музыканта стали симфония-действо «Перезвоны» и оратория-действо «Скоморохи».
Валерий сотрудничал с московским театром им. Вахтангова, ленинградскими театрами — Малым драматическим театром, имени Ленсовета, Ленинградским ТЮЗом, театром им. Ленинского Комсомола, БДТ имени Горького, Театром комедии, Государственным театром имени Пушкина, и с киностудией «Ленфильм».
Произведения известного композитора прозвучали в исполнении народных артисток СССР Ирины Богачевой и Зары Долухановой, народных артисток РФ Людмилы Сенчиной и Натальи Герасимовой, народных артистов Российской Федерации Сергея Лейферкуса, Владимира Чернова, Сергея Яковенко, народного артиста РСФСР Эдуарда Хиля, а также дирижеров — народного артиста СССР Владимира Федосеева, народного артиста РФ Станислава Горковенко, народного артиста СССР Владимира Минина, занимавшего должность художественного руководителя Московского камерного хора, народного артиста СССР Владислава Чернушенко, художественного руководителя Капеллы имени Глинки, заслуженного фортепианного дуэта Латвии Раффи Хараджаняна и Норы Новик. Близкое сотрудничество связывало Валерия Гаврилина и Михаила Ульянова, народного артиста СССР, Георгия Товстоногова, режиссера, народного артиста России, народного артиста РФ Александра Белинского, Владимира Васильева и Екатерину Максимову, известных танцовщиков и балетмейстеров, народных артистов СССР.
Современники очень высоко ценили творчество Гаврилина. Георгий Свиридов, в частности, отмечал, что композиции композитора обладают невероятной чистотой и нежностью, пронизаны народным духом. Валерий столь проникся любовью к своей родине, что каждая его нота несла в себе эту любовь. Его песни и хоры воскрешают живую и звучную Русь. И это далеко не экзотика или архаика, а истинное проявление его сердца и крови. Свиридов считал музыку Гаврилина современной, живой, глубоко народной, отражающей современное мироощущение, свойственное русским просторам.
Большую часть своей осознанной жизни музыкант прожил в городе на берегу реки Невы, но всегда помнил о своей родной местности, часто посещал Вологодскую область, там, где прошли его детство и отрочество. Он давал концерты собственных произведений, последний из которых состоялся в Воскресенском соборе Вологодского кремля в 1997 году.
Сочинения Гаврилина прозвучали в постановках Вологодского драматического театра под названиями «Черемуха» и «Над светлой водой». Музыкальные композиции были написаны Валерием на стихи известной вологодской поэтессы Ольги Фокиной под названиями «Я не знаю» и «Черемуха» и звучали в театральных постановках. Кроме того, он руководил жюри Областного конкурса композиторов-любителей в течение долгого времени и активно участвовал в работе областной фольклорной конференции.
К сожалению, нет информации о частной жизни композитора в любом из доступных источников.
Однажды стало известно, что его супруга носила имя Наталия Гаврилина, и что ей удалось сохранить наследие талантливого музыканта.
Смерть
28 января 1999 года Санкт-Петербург покинула Валерия Гаврилина. Он ушел из жизни, не дождавшись своего 60-летия. Предшествовавшие этому два инфаркта музыканту удалось пережить, но третий стал роковым.
Литераторские мостки Волкова кладбища стали местом вечного покоя для знаменитого композитора.
Память
В 1999 году в городах Вологда и Череповец стартовал музыкальный фестиваль под названием «Гаврилинский», на котором выступали известные музыканты. С 2004 года фестиваль приобрел международный статус. С 2001 года Вологда стала местом проведения Губернаторского международного юношеского конкурса имени Гаврилина. Каждый январь в родном городе Валерия Гаврилина, Вологде, его поклонники собираются, чтобы отметить Дни памяти музыканта. Фестивали Гаврилинского музыкального творчества также стали популярны в Санкт-Петербурге.
Вологодская областная филармония носит имя известного композитора. В 2000 году была открыта новая маленькая планета под номером 7369, и Российская академия наук решила назвать её в честь выдающегося музыканта — ГАВРИЛИН.
Школе-интернату №1 для детей, оставшихся без родительской опеки, а также международному детскому конкурсу под названием «Я — композитор» было присвоено имя Гаврилина.