В 1937 году Валерий Чкалов, ставший легендарным летчиком, совершил долгий перелет в Америку, что сразу же принесло ему мировую известность и статус Героя Советского Союза, а также сделал его кумиром миллионов.
Герой родился в селе Василево 2 февраля 1904 года, которое в настоящее время переименовано в город Чкаловск.
В детстве мать Валерия умерла, и отец, Павел Чкалов, работал котельщиком, проводя много времени в сельских мастерских.
Когда Валерию было семь лет, он пошел в начальную школу, а после ее окончания, по решению отца, поступил в техническое училище. Сегодняшнее название учебного заведения было дано в честь легендарного летчика.
Он обладал необычайными способностями к точным наукам и обладал прекрасной памятью, даром от природы. Этот мирный и выносливый парень умело плавал, переплывая Волгу, и без страха нырял под проходящие суда.
В четырнадцать лет закрылось училище, и пришлось вернуться домой, чтобы помочь отцу в работе.
Со временем он освоил ремесло молотобойца и кочегара.
С детства Валерий увлекался навигацией, и работая кочегаром на пароходе «Баян», мечтал о далеких неизведанных просторах.
Начало пути
После 15-ти лет Валерий впервые увидел самолет и решил связать свою жизнь с авиацией.
Вступив в ряды красной армии, он обучился профессии слесаря-сборщика самолетов. Три года он трудился в авиационном парке в Нижнем Новгороде.
Мечтательный парень мечтал о небесах и в конце концов получил направление на учебу в школу ВВС.
Через год он поступил в школу военных летчиков, успешно прошел обучение в школе высшего пилотажа и освоил тактику воздушного боя.
Талантливый дебошир
В 1924 году молодой пилот присоединился к эскадрилье имени В.И.Ленина, где проявил себя как смелый, отважный и неустанный летчик. Из-за его амбициозных «выкрутасов» в небе его часто отстраняли от полетов.
В 21 год дисциплины Валерий попал под военный суд. Из приговора военного трибунала: «…и, будучи обязанным прибыть на аэродром для учебного группового полета к 3 часам дня, прибыл в это время в сильном опьянении…» Однако, его пожалели и сократили срок вдвое.
Но всего через три года он снова был приговорен к году тюрьмы и исключен из рядов Красной Армии.
Тем не менее, по личному указанию Калинина, наказание заменили на условное.
Освободившись из тюрьмы, летчик стал руководителем школы планеристов.
Осенью 1930 года его восстановили в звании и направили в Московский НИИ ВВС, где он работал в течение 24 месяцев.
За это время летчик-испытатель осуществил более 800 испытательных полетов, изучив и освоив технику управления 30 типов самолетов.
Личная жизнь
В 1927 году Валерий вступил в брак со своей старой знакомой по имени Ольга Орехова, которая работала учительницей и всю свою жизнь любила своего мужа.
Год спустя после свадьбы молодая жена родила сына.
Через семь лет появилась на свет дочь Валерия.
Когда Ольга была беременна в третий раз, Валерий погиб.
Женщина прожила долгую жизнь и с удовольствием вспоминала о своей жизни с Валерием.
Новые высоты
В 1933 году он был направлен на московский авиационный завод. Он с огромным увлечением тщательно тестировал различные бомбардировщики и истребители.
Как и раньше, Валерий не мог представить свою жизнь без адреналиновых всплесков, он овладевал сложными фигурами с упорством.
Орден Ленина был вручен в 1935 году за разработку лучших истребителей в партнерстве с Н. Поликарповым, это была высшая правительственная награда.
Благосклонность Вождя
Развитие авиации происходило настолько быстро, что 20 июля 1936 года было принято решение организовать очень опасный перелет, чтобы продемонстрировать достижения советских авиаконструкторов. Чкалов управлял экспедицией.
Перелет продолжался более двух суток, и самолет приземлился на острове в Охотском море. На борту самолета было выписано: «Страшный маршрут Чкалова».
Когда самолет приземлился на Щелковском аэродроме в августе 1936 года, он был встречен лично И.В. Сталиным, который не скрывал своей радости. Это событие принесло Чкалову всеобщее признание.
За успешный перелет каждый член экипажа был награжден званием Героя Советского Союза и орденом Ленина. Чкалову был подарен личный самолет, который по сей день хранится в музее города Чкаловска.
Покорение новых высот
Получив разрешение на долгожданный перелет через Северный полюс в Америку, Валерий был искренне рад. Летчик-испытатель долгое время просил разрешения на этот маршрут, однако руководство страны не спешило с одобрением. Только после триумфального возвращения экспедиции с Дальнего Востока И. В. Сталин дал свое одобрение.
В период с 18 по 21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова совершили беспосадочный перелет на самолете АНТ-25 через Северный полюс в Америку. Экипаж находился в воздухе 63 часа 16 минут! За этот полет экипаж был удостоен орденов Красного Знамени.
Полет проходил в очень сложных условиях: почти нулевая видимость, обледенение… Однако экипаж достойно преодолел 8,5 тысяч километров, за что был удостоен ордена Красного Знамени.
Странная смерть на взлете
В 1938 году пригласили опытного испытателя для проверки нового истребителя. Он погиб во время первого вылета.
По-видимому, сама судьба предостерегала летчика от этого полета. Ведь при расследовании обстоятельств гибели оказалось, что самолет имел неисправности, а температура воздуха опустилась ниже 25 градусов.
Но Чкалов никогда не отступал перед трудностями и несмотря ни на что, вылетел. Двигатель остановился, когда самолет заходил на посадку. Летчик попытался приземлиться, но самолет зацепился за провода.
Во время падения, Валерий Чкалов получил тяжелую травму головы и умер по дороге в больницу.
Похороны прошли в Москве. Урна с прахом Чкалова помещена в Кремлевскую стену.
Все, кто был причастен к гибельным испытаниям, были осуждены на длительные сроки.
- Официальный сайт музея Чкалова
- Информация на сайте «Википедия»