Валерий Александрович Шальных – известный актёр театра и кино в России, ранее он был актёром в театре «Современник» в Москве. Он также известен как супруг актрисы Елены Яковлевой.
В течение многих лет Валерий Шальных работал в театре «Современник» и исполнил множество ярких ролей, которые навсегда остались в памяти зрителей.
Детство
В Свердловске 8 апреля 1956 года появился на свет Валерий Александрович Шальных. Его мать, Александра Ивановна, трудилась на оборонном заводе и воспитывала сына в одиночку. Отец Валерия склонен был к чрезмерному употреблению алкоголя. Вспоминает актер, как его отвозили в лечебно-трудовой профилакторий. Когда Валерию исполнилось восемь лет, отец навсегда исчез из его жизни. Что с ним случилось, так и не установили.
Чтобы укрыть сына от пагубного влияния улицы, Александра Ивановна направила Валерия в заводской драмкружок, за что он навсегда был ей признателен.
После окончания школы, Шальных отправился в театральный вуз в Москве не один – с ним ехали ещё двое ребят из драмкружка. Поэтому ему не страшно было. Они, как и многие, пошли на отборочные испытания во все театральные учебные заведения Москвы. Но так получилось, что уже на первом таком испытании – в Школе-студии МХАТ – режиссер Василий Петрович Марков предложил Шальному поступить сразу после первого тура, поэтому абитуриент не стал идти на испытания в другие вузы. На втором курсе его учителями по актерскому мастерству были Алла Покровская и Андрей Мягков. У Аллы Борисовны Валерий был на особом счету, она много времени проводила с ним, помогая талантливому студенту попасть в «Современник».
Театр
Еще во время учебы на третьем курсе, Шальные попал на профессиональную сцену. Он был выбран для роли школьника в постановке «Эшелон» Анатолия Эфроса в МХАТе. Он проводил целые дни в театре во время репетиций, даже если его присутствие не требовалось, и внимательно слушал наставления Эфроса и исполнителей главных ролей — Ирины Мирошниченко, Ирины Акуловой, Вячеслава Невинного, и Евгения Евстигнеева.
Во время обучения многих учеников курса, который посещал Шальных, привлекали к своим постановкам студенты режиссерского курса Олега Ефремова. Таким образом, он всегда был под пристальным вниманием главного режиссера МХАТа. Когда до получения диплома Шальных оставалось несколько месяцев, Ефремов предложил начинающему актеру работать у него в МХАТе. Молодой актер пообещал подумать, но для себя решил, что не согласится. Как оказалось позже, он принял правильное решение. Трое его однокурсников, присоединившихся к труппе знаменитого театра, исчезли известности, потому что в огромном скоплении звезд пробиться новичку практически невозможно.
В то же время, как «Обратная связь», театр «Современник» готовил постановку «НЛО» по пьесе В. Малягина. В роли шута и гуляки Лямина репетировали Михаил Жигалов и Марина Неёлова. В 1978 году прошла громкая премьера, которая принесла Шальныху уважение коллег и замечание зрителей.
Почти сразу после прихода в театр актер подружился с Василием Мищенко. Они оба сыграли в спектакле «А поутру они проснулись» по пьесе Шукшина под режиссурой Иосифа Райхельгауза (1977 год) и проехали всю страну с концертами, встречами и фрагментами из этого спектакля. «А поутру они проснулись» оказался самым долгоживущим спектаклем в репертуаре «Современника». По словам Шальныха, он был поставлен восемьдесят раз.
За тридцать четыре года работы в театре актёр сыграл тридцать различных ролей. Он особенно любил играть Тузенбаха в спектакле «Трое сестер» (1982 год), Розенталя в постановке «Анфиса» Леонида Андреева (1991 год) и Петю Трофимова в спектакле «Вишневый сад» (1997 год).
Одним из самых популярных спектаклей «Современника» в 1990-х годах стала постановка Галины Волчек «Мурлин Мурло» по пьесе Н. Коляды (1990 год) с участием Нины Дорошиной, Елены Яковлевой и Сергея Гармаша. Для Широких это был сложный спектакль, так как ему пришлось играть чересчур позитивного персонажа без тела.
Огромной популярностью у зрителей пользовался спектакль «Пигмалион» (1994 год), где Широких исполнял роль полковника Пиккеринга. Зрители хохотали и аплодировали каждой его реплике.
В 2011 году супруга Шальных, звезда театра «Современник» Елена Яковлева, решила покинуть театр из-за отсутствия ролей, предоставленных режиссёром Волчеком в течение семи лет работы. Валерий Александрович выдержал без своей жены до конца сезона и затем также подал заявление об уходе. Несколько спектаклей с участием Яковлевой были закрыты, но осталась часть. Шальных не мог себе представить, как он будет играть в этих спектаклях без своей супруги.
После увольнения актёр занялся домашними делами, ухаживал за дачным участком и своими тремя собаками.
Кино
Валерий Шальных начал свою кинокарьеру в 1977 году. Его дебютными ролями стали фильмы «Хочу быть министром» и «Кафе «Изотоп».
К сожалению, в то время актёру не удалось пройти кастинг на роль Медведя в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо».
Через три года он был зачислен на основную роль в приключенческой комедии «Полёт с космонавтом» от режиссёра Геннадия Васильева по сценарию Валентина Черных.
Позже его в основном приглашали для съемок во второстепенных ролях.
В 1983 году Шальных оказался на одной площадке с Иннокентием Смоктуновским. В телефильме «Поздняя любовь» Леонида Пчёлкина Смоктуновский сыграл адвоката Маргаритова, а Шальных – его непорядочного помощника Дормедонта. Оказалось, что Смоктуновский в своей молодости также играл роль этого проходимца и, будучи внимательным человеком, начал учить молодого актера, как правильно играть. Для взрывного тем временам Шальныха это было неприятно, и он поссорился с великим актером. Много лет спустя, уже ставший мудрее и пересмотрев фильм, он пожалел об этом своем поступке.
Вместе со своей женой он сыграл в картине Леонида Эйдлина «Эта женщина в окне» (1993 год) и в фильме Юлии Красновой «Вальс-Бостон» (2013 год), где он сыграл мужа главной героини, исполненной Яковлевой.
Иногда Шальных принимает участие в съемках телесериалов. Последний проект, в котором он принимал участие, — «Челночницы» (2016 год) и его продолжение (2018 год).
Перед знакомством с нынешней женой, Валерий Шальных был в браке дважды.
Сначала он женился на театроведе Елене Левицкой, которую он встретил на актерских вечерах, сразу после поступления на службу в театр. Тогда Шальных жил в общежитии, и родители Елены помогли им с квартирой. Левицкая была старше и мудрее Шального, которого беспечные амбиции раздражали. Через три года после свадьбы она подала на развод из-за его выходок, которые она назвала «звездными». О дальнейшей судьбе Левицкой ничего не известно.
Вторую жену у Валерия Шальных звали Наталья, и она работала бухгалтером в журнале «Современник». Они прожили вместе всего два года, пока актер не встретил Елену Яковлеву. В 1984 году у них родилась дочь по имени Екатерина, но это не помешало Валерию Александровичу принять решение о разводе.
Когда в журнале «Современник» появилась молодая, красивая и талантливая актриса по имени Яковлева, многие пытались ухаживать за ней, но она была замужем и отвергала всех. Позже выяснилось, что она вышла замуж за однокурсника по обстоятельствам, прожила с ним полгода и ушла, оставаясь формально замужем. Благодаря длительным гастролям в Иркутске Валерий и Елена сблизились и больше не могли быть разлучены. Актеру было очень трудно признаться Наталье. Она не сделала ему ничего плохого, а их дочери был всего год. Но влечение к Елене превзошло всё.
Галина Волчек с пониманием подошла к ситуации и вытянула у городских властей служебную площадь. В десятикомнатной квартире на Чистых прудах сначала поселились Валерий с Еленой, а затем их соседями стали Сергей Гармаш с женой Инной. Они жили дружно, вечером собирались на кухне и обсуждали искусство и актёрскую долю за рюмочкой.
Был период в жизни Яковлевой, когда она ушла из «Современника» в театр Ермоловой вместе с Валерием Фокиным. Но их предательство не осталось незамеченным, и их выселили из квартиры на Чистых прудах. Пришлось жить в маленькой комнатушке, которую выделил театр Ермоловой. В этот период третьего года совместной жизни, эмоциональная и вспыльчивая пара начала часто ссориться. Их спасением стала собака, кокер-спаниель Гришка, о котором им приходилось поочерёдно заботиться.
Исходная причина заключения брака была связана с гастрольным туром театра в 1990 году. В тот момент стало очевидным, что актёров не разместить в одном номере, если они не будут мужем и женой. Вспомнив о главной репетиции спектакля «Дни Турбиных», Валерий и Елена поспешили в ЗАГС, привлекая в качестве свидетеля Игоря Квашу. Через два года у пары родился сын Денис. Появление сына послужило поводом для приобретения двухкомнатной квартиры. В силу своей занятости оба супруга мало проводили времени с ребёнком, так что в основном он находился под присмотром матери Валерия Александра Ивановна.
Денис вырос. Он не собирается продолжать актёрскую династию, хотя успел поучаствовать в нескольких фильмах и закончил три курса Гуманитарного института телевидения. Он вегетарианец, не употребляет алкоголь, не курит и шокирует окружающих своими татуировками.
У актёров в доме проживает три замечательных пса: Дик — хаски, Ластик — лабрадор и Юстас — йоркшир. Эти пушистые друзья прекрасно влияют на повседневную жизнь супругов, привнося в неё порядок и дисциплину. Однако из-за них Валерий Александрович не может устроить себе длительное отсутствие — он предпочитает отпускать свою жену Елену на отдых, учитывая её большие трудовые обязанности.
Вечерами актёрская пара наслаждается вкусной едой, которую готовит Елена, и уютными беседами о смысле жизни за накрытым столом. Вместе им хорошо.
- 1977 — Ресторан «Изотоп»
- 1979 — Радиоактивная зона
- 1980 — Полёт с космонавтом
- 1981 — Транзитное явление
- 1983 — Отцы и дети
- 1985 — Великое приключение
- 1994—1998 — Тайны Петербурга
- 2005—2006 — Люба, дети и завод…
- 2008 — Жизнь, которой не было
- 2009 — Какраки
- 2010 — Доктор Тырса
- 2013 — Вальс-бостон