Василий Баженов – знаменитый архитектор, который считается одним из основателей «русской псевдоготики» и был членом масонского ордена. В период правления Екатерины II его работа не получала должного признания, и большинство его проектов так и не были реализованы.
Сегодня Василий Баженов известен как выдающийся архитектор и основоположник русского классицизма, но при жизни его талант не всегда находил признание на родине. Его проекты были популярны в Европе, и ему поступали предложения о сотрудничестве даже от Людовика XV, но в России его работы часто отвергали.
Детство и юность
Известно, что архитектор появился на свет 12 марта 1737 года в Москве или, возможно, в селе Дольское под Калугой, как утверждают некоторые источники. Отец мальчика был православным дьячком, служившим в придворной кремлевской церкви. С самого детства мальчик Вася проявлял живой интерес к изобразительному искусству, проводя время нарисовав старинные городские здания и сооружения.
В возрасте шестнадцати лет юноша участвовал в восстановлении сгоревшего дворца Анненгоф, где он знакомится с членами артели художников. Опытные товарищи сразу узнали в парнишке талант и поручили ему роспись печей под мрамором. Восстановительные работы проходили под руководством архитектора Дмитрия Ухтомского, который впоследствии пригласил Баженова в созданную им школу архитекторов.
В середине 1750-х годов Ухтомский стал руководителем архитектурного бюро Московского университета. В это время в университете функционировала гимназия, в которую по рекомендации маэстра приняли юного Василия. Этот молодой человек оказался в группе молодых специалистов, которых готовили к поступлению в Академию художеств.
В гимназии Баженов стал одним из десяти лучших учеников. Незамедлительно на его талант обратил внимание известный меценат Иван Шувалов, который помог перевести его в гимназию Санкт-Петербурга. После года обучения Василий был переведен в Академию художеств, которой управлял Шувалов.
За опытом – в Европу
Став одним из самых успешных студентов, Василий Баженов получил дворянский титул и 100 рублей в качестве вознаграждения. В 23 года он отправился за границу, чтобы изучить опыт работы европейских коллег, поступив в Париже в Академию архитектуры. Через год с небольшим он успешно сдал выпускные экзамены.
В течение двух лет Василий работал под руководством Шарля де Девальи, изучая секреты классицизма. Одной из его ранних работ был проект галереи в Лувре, который вызвал восторг среди преподавательского состава. Ранняя биография Баженова была омрачена недобросовестным поведением его сокурсников, что автор часто упоминал в своих мемуарах.
Получив образование во французской столице, Василий отправился в столицу Италии. Там он углубился в изучение древнего стиля и занялся разработкой проекта храма Святого Петра. Труды русского архитектора были высоко оценены европейцами: вскоре его приняли в Итальянскую Луковую академию и предоставили возможность вести архитектурную деятельность не только в Риме, но и во всей Европе.
В середине 1760-х годов русский зодчий снова отправился во Францию. Здесь он сотрудничал с известными архитекторами, по его проектам возводились самые значимые сооружения того времени. Талантливый россиянин был приглашен к сотрудничеству Людовиком XV, но вынужден был отказаться от этого предложения. Зодчий принял решение вернуться на Родину, где намеревался применить накопленный опыт в пользу родной страны.
В России
Во время отсутствия Василия Ивановича за границей, в России произошли серьезные изменения. Основные перемены затронули государственную власть, которая после дворцовых переворотов перешла в руки Екатерины II. Баженов полагался на поддержку просвещенной императрицы в своей архитектурной деятельности, но его ожидало разочарование.
Во время отсутствия архитектора в Академии художеств ввели новые правила. Василий Иванович надеялся занять место на профессорской кафедре, но вместо этого ему предложили должность академика архитектуры. Баженов был вынужден покинуть Академию. Позднее он представил модель Смольного института, но к возведению здания так и не приступили.
В конце 1760-х годов архитектор получил аудиенцию у императрицы. Екатерина II поручила ему заняться строительством нового дворца, перепланировкой Красной площади и территории столичного Кремля. Именно этот проект сделал Баженова основателем русского классицизма: в своей работе он использовал элементы архитектуры Древнего Рима и Греции. По задумке архитектора дворцовое здание было размещено вокруг Кремлевского холма, в центре которого находился амфитеатр, соединяющий главные столичные улицы.
Год спустя начались строительные работы по реализации проекта. Василий Баженов стал главой архитектурного бюро, а его заместителем был назначен Матвей Казаков. Василий Иванович создал модель будущего дворцового здания, практически в человеческий рост. Для этой модели было построено специальное здание, где вскоре поселился сам мастер. Екатерина II распорядилась сделать модель общедоступной, однако простолюдины были от нее исключены.
В 1768 году архитектор Василий Баженов женился на девушке по имени Аграфена Долгова. Вместе с молодой супругой они поселились в новом доме с видом на Кремлевскую набережную.
Баженов оказался в крайне трудной ситуации. Он заключил договора с подрядными организациями и поставщиками строительных материалов, но внезапно прекратилось государственное финансирование. В результате амбициозный проект остался только на бумаге, строительство было приостановлено. Модель дворца и прилегающей инфраструктуры сегодня можно увидеть в архитектурном музее имени А. Щусева в столице.
Это был серьезный удар для Василия Ивановича. Его многомесячный труд был уничтожен, а сам он оказался в крайне сложном финансовом положении. На тот момент у архитектора уже было четверо детей, и в семье остро не хватало денег.
Как только проект был возвращен ведомству, лишь немногие постройки были завершены, остальное строительство приостановлено. Разбор крепостной стены, начатый ранее, также был прекращен, и по приказу Екатерины II все вернули в прежнее состояние. Все последующие работы государыня поручила Матвею Казакову.
В 1776 году архитектор получил новый заказ от императрицы и вновь воспылал надеждой на популярность. Екатерина II захотела новую резиденцию в Царицыно и поручила строительство Василию Ивановичу. Архитектор трудился над проектом почти десять лет, вкладывая в работу свои знания, опыт и душу. Создавая архитектурное чудо в готическом стиле, он лично контролировал каждый этап работ и часами проводил на стройплощадке. В летний сезон 1785-го года ожидался приезд высокопоставленной заказчицы.
Участники команды были уверены, что государыня останется довольна – ведь на протяжении всего процесса она лично контролировала и одобряла макеты и чертежи. Однако Екатерина вошла в плохом настроении, осмотрела будущую резиденцию и почти сразу уехала. Причины недовольства императрицы до сих пор остаются загадкой: то ли ее расстроило что-то в пути, то ли действительно не понравился дворец. Как бы то ни было, здание было приказано переделать. Баженов был подавлен, однако нашел в себе силы начать работу заново. Несколько месяцев архитектор и его команда переделывали проект, но итоговый результат вновь не удовлетворил императрицу. Василия Ивановича даже отстранили от должности, правда, вскоре его приняли снова, но уже в рамках другой коллегии.
В 1780-х годов русский архитектор был занят строительством Пашкова, столичного дома. Некоторые исследователи сомневаются в авторстве Баженова из-за отсутствия его подписи на чертежах.
Причины холодного отношения Екатерины II к архитектору объясняются по-разному. Одна из версий связывает это с масонской принадлежностью Баженова. В то время Екатерина II вела активную кампанию против масонов – проводились обыски, аресты, допросы. Подозревалось, что Василий Иванович вступил в ложу «Латона» руководимую Николаем Новиковым, стоя за границей. Якобы Новиков передавал ему запрещенную масонскую литературу, которую зодчий распространял через знакомых в России.
После трагической кончины Екатерины II, на престол взошел Павел I, и внутренняя жизнь государства вступила в новую эпоху. У Баженова возникла надежда на светлое будущее, так как новый император относился к нему с довольно большой покорностью. Василия Ивановича назначили статским советником, и по указу государя он получил усадьбу в Тульской губернии. Мастер обосновался в Петербурге и приступил к работе над проектом Михайловского замка. В это время здоровье архитектора сильно пошатнулось, поэтому строительство возглавил его коллега Виктор Бренна. Идея Баженова была реализована в полной мере, за исключением незначительных изменений.
В конце 18-го века Василий Иванович получил должность вице-президента Академии художеств. На этом посту он начал проводить крупные изменения, направленные на обновление устаревших норм Академии. В то же время Баженов работал над альбомом русской архитектуры, который должен был стать первой в России энциклопедией русского зодчества. К сожалению, завершить этот проект ему не удалось: 13 августа 1799 года он скончался.
Реализованные проекты
- Уникальная достопримечательность — Михайловский замок
- Красота архитектурного оформления Ходынского поля
- Исторический ансамбль Царицыно
- Дом, построенный Пашковым
- Уникальное здание — Дом Юшкова
- Знаменитый каменный храм и дворец Орлова
- Интересный проект Каменноостровского дворца Цесаревича Павла
- Здание Арсенала в Санкт-Петербурге
- Историческая усадьба Ермолова в селе Красное
- Богатая история работ в Гатчинском и Павловском дворцах
- Усадьба Тутолмина-Ярошенко с интересной архитектурой
- Уникальная усадьба Румянцева на Маросейке
- Скорбященская церковь на Большой Ордынке
- Усадьба И. С. Гендрикова с интересной историей
- Исторический храм Владимирской иконы Божьей Матери
- Храм святых Бориса и Глеба — место с особой энергетикой