Василий Кандинский был русским художником-импрессионистом, теоретиком изобразительного искусства и одним из основателей абстракционизма.
Творческий путь Василия Кандинского начался в позднем возрасте — когда ему было уже за сорок. Художник был частью импрессионистов, которые стояли у истоков русского авангарда и сделали абстракционизм популярным. В настоящее время произведения Кандинского являются одними из самых дорогих полотен русских художников.
Ранние годы
Художник родился в Москве 4 декабря 1866 года. Родители его были достаточно богатыми людьми, увлекавшимися различными видами искусства. Кандинские часто путешествовали по городам России и Европы, показывая маленькому Васе самые красивые места. Когда ему было 5 лет, семья переехала в Одессу, где отец стал руководителем чайной фабрики.
Здесь будущий художник пошел учиться в гимназию, а в качестве дополнительного занятия занимался музыкой и рисованием. Его первые картины были смелыми экспериментами с цветом, светом и тенью.
Родители считали, что их сын должен выбрать престижную профессию, поэтому после окончания гимназии Василий поступил в Московский университет на юридическое отделение. Однако в 1889 году он прервал изучение экономики и права, чтобы отправиться в этнографическую экспедицию в Вологодскую область. Здесь Кандинский познакомился с творчеством мастеров русского Севера, такими как народные игрушки, вышивки, иконы и резные прялки. Все это глубоко повлияло на его последующее творчество.
После окончания университета в 1893 году, Василий получил должность директора в «Товариществе И. Н. Кушнерева и К» — крупной московской типографии.
Через три года в Москве появилась экспозиция произведений французских художников, в которой были представлены работы известного Клода Моне. Увидев собственными глазами полотно с названием «Стог сена», Василий был глубоко поражен. Непосредственно после этой выставки он посетил премьеру оперы «Лоэнгрин» от композитора Рихарда Вагнера. Оба события произвели неизгладимое впечатление на душу Кандинского и оказали сильное влияние на его будущее творчество.
Живопись
Почувствовав в себе неудержимое стремление к живописи, Василий пошел учиться сначала в петербургскую художественную школу, а затем отправился в Мюнхен, чтобы усвоить опыт европейских мастеров. В Германии он попал под опеку живописца и скульптора Франца фон Штука, который в то время изучал новейшие методы рисования. У Кандинского была тенденция к чистому цвету, и его наставник принудил его рисовать в черно-белых оттенках, акцентируя внимание исключительно на форме.
Неожиданно для себя молодой художник оказался недовольным культурной жизнью Мюнхена. Он почувствовал, что консерватизм местной публики мешает творчеству, и скоро покинул академию. Василий искал людей, которые разделяли его желание создавать необычные картины и проводить интересные выставки вместо традиционных. В начале 20-го века он присоединился к творческому союзу «Фаланга», созданному Кандинским, Рольфом Ницки, Вальдемаром Хеккелем и Вильгельмом Хьюсгеном. В 1903 году он написал картину «Синий всадник», которую сегодня считают первым абстрактным полотном Василия Васильевича.
Кандинский был страстным путешественником – он объехал множество городов и стран в поисках вдохновения для своих новых работ. За годы своей жизни он посетил Францию, Италию, побывал в северной Африке и время от времени возвращался на родину, чтобы принять участие в различных выставках. Художественное объединение с названием «Фаланга» существовало менее 10 лет, и в 1908 году художник пошел своим собственным путем. Он поселился в селе Марнау, которое находится в живописном уголке Баварских Альп. Здесь стиль художника претерпел значительные изменения: его колоритные картины-этюды уступили место ярким полотнам, наполненным местным колоритом и элементами фольклора.
Вместе с другом-экспрессионистом Францем Марком, Василий Васильевич Кандинский основал новый творческий союз под названием «Синий всадник». Это объединение художников, музыкантов, актеров и танцоров было заинтересовано в примитивном искусстве эпохи Средневековья, а также новых течениях, таких как кубизм и фовизм, которые становились популярными в Европе. В 1911 году была проведена первая персональная выставка работ Кандинского.
В это время художник завершил работу над книгой «О духовном в искусстве», которая стала своеобразным теоретическим пособием по абстракционизму. В этой книге он исследовал ассоциации, вызываемые цветами, формами и геометрическими фигурами. Так, он сравнил красный цвет с силой и энергией, темно-зеленый — с предчувствием, а серый — с безнадежной неподвижностью. В том же 1913 году вышли еще две книги — мемуары импрессиониста и поэтический сборник «Звуки» с иллюстрациями автора.
С началом Первой мировой войны Кандинский, как гражданин России, вынужден был покинуть враждебную Германию. В 1914 году художник приехал в Москву, где встретил свою будущую жену Нину Андреевскую. Свадьба молодых состоялась через три года.
Период импрессионистических полотен, романтических пейзажей и реалистичных картин был особенно значимым для Василия Васильевича. В его творчестве увеличивалось количество четких геометрических форм — это было следствием влияния русского авангарда на начало советской эпохи.
После завершения революции, молодое государство стало стремиться к установлению мирной жизни. Кандинский начал преподавать в Московском университете, где его назначили почетным профессором. Он активно участвовал в реформе музеев, заботился о сохранении произведений искусства, открывал музеи в провинции и вел преподавательскую деятельность в высших художественно-технических мастерских.
Убежденный в правильности своей теории живописи, Василий Васильевич старался внедрить ее в учебный процесс. Некоторые коллеги не одобряли это, поэтому профессору часто приходилось аргументировать и защищать свою точку зрения.
В 1921 году Кандинский отправился в Берлин на Первую выставку русского искусства вместе со своей женой. Однако в Россию он так и не вернулся. В Европе мастер преподавал в Веймарской высшей школе конструирования и строительства. Он рассказывал студентам о теоретических дисциплинах и современной живописи, основной идеей которой был синтез искусств в одном произведении.
К началу 1920-х годов имя Кандинского было знакомо всем любителям искусства. В 1928 году он стал гражданином Германии, но вскоре власть перешла к нацистам. Высшая школа стала частной, художники-авангардисты были запрещены, а советских эмигрантов преследовали как потенциальных коммунистов.
Опустившись от проведения, мастер-живописец покинул Родину и уехал во Францию. Там он создал целый ряд холстов, которые сегодня известны как «биоморфные абстракции». Помимо привычных для Кандинского геометрических форм, его произведения также наполнились разнообразными живыми существами. В этот период были созданы такие произведения, как «Разнообразные действия», «Голубое небо», «Доминирующая кривая».
Несколько работ Василия Васильевича, которые он не смог забрать из Германии, были безжалостно уничтожены. В 1937 году некоторые картины были представлены на выставке так называемого «дегенеративного искусства», организованной нацистскими властями.
Когда Париж был оккупирован, художник уехал в Соединенные Штаты, а затем провел несколько недель в Пиренеях. После того, как обстановка в столице улучшилась, Кандинский вернулся и прожил там до конца своих дней.
Известный художник ушел из жизни 13 декабря 1944 года в Нёйи-сюр-Сен, пригороде Парижа, и был похоронен там же.
С 1946 по 1961 год ежегодно вручалась премия Кандинского, учрежденная по инициативе его супруги. В России эту традицию возродили, создав Национальную премию в области современного искусства.
В 1976 году Нина, вдова художника, опубликовала свои воспоминания в книге под названием «Кандинский и я». Она передала многие полотна художника в Центр Жоржа Помпиду в Париже. Через четыре года женщину нашли мертвой в ее шале в Швейцарии, но убийцу так и не нашли. Из дома украли только драгоценности, картины мастера остались нетронутыми.
- В 2017 году на аукционе полотна известного художника Василия Кандинского были проданы за огромные суммы. Так, его работа "Мурнау — пейзаж с зелёным домом" была продана за 26 миллионов долларов, а "Картина с белыми линиями" ушла с молотка за рекордные 42 миллиона долларов.
- Инстаграм
- Страница в Википедии