Советский актёр театра и кино, театральный режиссёр и педагог, Лауреат трёх Сталинских премий II степени — Василий Васильевич Меркурьев. Его талант известен зрителям благодаря фильмам «Небесный тихоход», «Двенадцатая ночь», «Золушка», «Летят журавли», «Верные друзья».
Актёр Василий Меркурьев прекрасно справлялся как с комедийными, так и драматическими ролями, проявляя остроту и талант. В каждой работе он умело демонстрировал чувство меры и такта. На сцене и в кино он всегда умело вживался в образ персонажа, сохраняя деликатность и умение жить жизнью героя.
Детство. Семья. Театр
Василий Васильевич Меркурьев был родившийся 6 апреля 1904 года в городе Остров Псковской области. Его отец, Василий Ильич, в своей молодости работал батрачилом, затем управлял дегтярной лавкой и завоевал отличную репутацию в торговле. Он был музыкальным, пел в церковном хоре, его страсть к музыке передалась всем детям.
Мать Василия Васильевича, Анна Ильинична Гроссен, по происхождению немка, приехала с братом Генрихом в Петербург из Швейцарии. Она занималась воспитанием детей, их было шестеро, все мальчики. Только двое из них дожили до зрелых лет – Василий и старший Евгений, который после Октябрьской революции уехал в Европу вместе с дядей, затем стал известным композитором и дирижером.
В небольшом доме жила большая семья, поэтому Василий Васильевич с самого детства привык к тесным условиям. Он начал своё образование в церковно-приходской школе, затем после 1917 года пошёл в школу второй ступени. Родители Меркурьева не сомневались в том, что их сыновья должны были продолжить дело отца и стать лавочниками или приказчиками.
Но после революции всё изменилось — лавочники теряли своё влияние, в то время как профессия актёра только набирала популярность под новой властью. С детства Василий проявлял большой интерес к театру, особенно учитывая, что в их небольшом городке был театр. Сразу после окончания школы Василий стал актёром этого театра. В шестнадцать лет он играл роль беглого монаха в спектакле "Борис Годунов", а через год уже практически руководил театром.
Петроград – Ленинград
В 1921 году Василий Меркурьев отправился в Петроград и поступил в институт сценических искусств. Учителем на курсе был известный актёр и режиссёр Леонид Сергеевич Вивьен, работавший в Александринском театре. Совпадением обстоятельств стали Николай Симонов, Юрий Толубеев, Виталий Полицеймако, Ольга Казико, Михаил Екатерининский. Впоследствии все они стали ведущими актёрами ленинградской сцены.
В театральной жизни Петрограда в 1920-ых годах преобладал дух эксперимента и поиска новаторских идей. Меркурьев не пропускал ни одной премьеры в Александринке и спектаклей театров-студий, которые в то время появлялись чуть ли не каждый день. Это было самое захватывающее и насыщенное время в его творческой биографии.
В 1938 году Леонид Вивьен стал главным режиссёром Театра драмы им. А. С. Пушкина (ранее известного как Александринка), а вместе с ним пришёл в театр его любимый ученик Василий Меркурьев. После закрытия Театра Мейерхольда в Москве Всеволод Эмильевич поставил третью редакцию знаменитого «Маскарада» в ленинградском Театре драмы, где Меркурьеву была доверена роль Казарина.
Актёр проработал в Театре драмы им. А. С. Пушкина до конца своих дней. Он исполнил множество разнообразных ролей — Николая в «Поздней любви» А.Н.Островского, Фамусова в «Горе от ума» А.Грибоедова, Мальволио в «Двенадцатой ночи» У.Шекспира, Василия Бортникова в «Высокой волне» Г.Е.Николаевой, Прокофьева в «Сыне века» И.Куприянова, Павла Михайловича в «Сонете Петрарки» Н.Погодина.
Эвакуация
Когда Великая Отечественная война началась, театр отправили в эвакуацию. Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд эвакуировали в Новосибирск семью из 10 человек. В 1939 году брат Василия Васильевича, Петр Васильевич, был арестован и расстрелян, оставив троих детей сиротами. Меркурьев взял в свою семью его Виталия, Женю и Наташу.
Они поехали в Сибирь с двумя своими дочерьми Анной и Екатериной, трёмя племянниками-сиротами, а также приютили двоих приёмных детей отставших от своих семей при эвакуации (позже те вернулись к своей матери). В 1943 году супруги решились на рождение ещё одного ребёнка и назвали его Петром в честь брата Василия Васильевича.
Труппа Театра драмы выступала на сцене театра с названием "Красный факел" в Новосибирске. Василий и Ирина создали первый профессиональный театр в городе Нарым, который впоследствии возглавил Меркурьев. В течение последних двух лет войны он руководил Новосибирским ТЮЗом.
Возвращение
По завершении войны огромная семья вернулась в Ленинград и столкнулась с проблемой жилья. Вначале они нашли убежище у актрисы Ольги Яковлевны Лебзак, у которой тоже была семья. Позже их пригласил жить к себе основатель ленинградского ТЮЗа, Александр Александрович Брянцев, который жил по соседству. Заглянув как-то в гости, он увидел множество детей и заявил, что ему с его старухой хоромы не нужны (режиссёр жил в 80-метровой квартире), а Меркурьеву с его «табором» в самый раз.
Дом Меркурьева действительно напоминал табор. В нём часто жили люди, страдавшие от сталинского режима (тогда было мало семей, в которых не было бы репрессированных), включая несчастных кошек и собак. К Василию Васильевичу с Ириной часто приходили друзья – Свердлины, Гарины, Эйзенштейн.
Владимир Владимирович также выделялся как режиссёр, при этом он проявил себя глубоким, непримиримым мастером. Под его руководством были поставлены спектакли «Мещане», «Три сестры» и «Чапаев».
На протяжении всей своей жизни Меркурьев без остатка передавал свой богатый опыт студентам и никогда не проявлял никакого превосходства, хотя он был известен во всей стране. Он легко мог сыграть в студенческом спектакле, не стремясь выделиться. В нем было чувство коллективной игры.
Актёр щедро делился своим талантом не только в своём театре, но и с другими театрами. Несмотря на постоянный репертуар, он успел поработать в провинциальных театрах, осваивая новые роли всего за неделю. Его талант был признан в Комсомольске-на-Амуре, Семипалатинске, Смоленске, Кунгуре, Березниках, Новосибирске, Владимире и многих других городах, где каждый раз его выступление становилось триумфом. Однако настоящую всенародную любовь ему принесло кино.
Кино
Во время учёбы на втором курсе университета, Меркурьев попал на съёмки киноленты «Девятое января» (1925 год). После этого он не проявлял особого интереса к кино, так как был занят театральной деятельностью. Однако в 1934 году он согласился сыграть в картине Бориса Шписа и Рашеля Мильмана «Инженер Гоф» (второе название – «Земля впереди», 1934 год), где исполнил роль Стася.
Он согласился на это из-за Ирины Мейерхольд, которая ездила к нему в санаторий, чтобы уговорить его сняться (так состоялась их первая встреча). С того момента актёр стал увлечён кино и стал регулярно сниматься в двух-трёх фильмах в год. В 1937 году он сыграл свою первую важную роль в киноленте «Возвращение Максима», роль студента-меньшевика.
После выхода музыкальной комедии «Небесный тихоход» сразу после войны, Василий Меркурьев получил огромную известность. В фильме рассказывается о приключениях трех отважных летчиков, сыгранных Николаем Крючковым, Василием Нещипленко и самим Василием Меркурьевым в роли лейтенанта Тучи. Хотя критики отнеслись к фильму критически из-за его легкомысленного отношения к войне, зрители в восторге, а песня «Первым делом самолёты» стала популярна по всей стране. «Небесный тихоход» был включен в Золотой фонд отечественного кино.
Однако зрители предпочли другие его роли – милосердный лесник в сказке «Золушка» (1947 год), профессор Нестратов в лирической комедии «Верные друзья» (1954 год), персонаж Мальволио в пьесе Шекспира «Двенадцатая ночь» (1955 год), Фёдор Иванович в фильме «Летят журавли» (1957 год). Зрители сделали правильный выбор – эти фильмы с удовольствием смотрит и сегодняшнее поколение.
Всего у Меркурьева более 60 работ в кино. Ему повезло с режиссерами и интересными ролями. Но ту, о которой он мечтал всю жизнь, Василий Васильевич так и не смог сыграть.
«У вас талант другой природы – говорили ему, – в драме вы провалитесь». «Так дайте мне провалиться! – кричал актёр. – Пусть меня закидают тухлыми помидорами! Докажите мне, что я не прав».
Иногда Меркурьев пользовался своей известностью. Он помогал простым людям получать квартиры, путёвки на курорты, устанавливать телефоны, устраивал их в больницы и на работу. Когда Ирина Всеволодовна упрекнула его в том, что он ни разу не воспользовался своим именем для своих детей, он ответил: «Я не вечен. Я хочу умереть, зная, что мои дети без меня справятся».
Личная жизнь
В 1934 году Василий Меркурьев встретил Ирину Мейерхольд. Тогда Ирина работала ассистентом режиссёра на студии «Белгоскино» и должна была убедить Меркурьева сыграть роль Стася. Это знакомство мгновенно изменило их личные жизни. У Ирины было два брака за спиной, а Василий тогда жил гражданским браком с актрисой Антониной Павлычевой.
Мейерхольд окончательно покорила Меркурьева во время съёмок, когда строптивая лошадь сбросила одного актёра, а Ирина, умеющая общаться с животными, успокоила её. Через месяц они поженились. У них появилась дочь Анна, затем Екатерина, а во время эвакуации — сын Пётр.
После окончания войны, многодетная семья нашла временное убежище у друзей, затем им удалось заселиться в небольшую комнату, а когда вышел фильм "Небесный тихоход", государство выделило Меркурьеву трехкомнатную квартиру. Вместе с Сталинской премией, актер получил дачу, на которой выращивалась картошка и содержались куры. Вся семья трудилась усердно, затем перетаскивала мешки с урожаем на три километра до электрички. Меркурьев обожал проводить время на даче, но не любил бездельничать и всегда находил работу на участке.
Цирк был обожаем ещё и Василием Васильевичем. Ему удавалось посещать представления три-четыре раза за сезон, и он каждый раз восхищался слаженной работой артистов.
Актёр предпочитал музыку Евгения Мравинского и голос Фёдора Шаляпина. Он часто наслаждался романсом Михаила Глинки «Уймитесь, волнения, страсти», исполненным великим певцом.
Смерть
В последние годы Меркурьев серьезно подорвал свое здоровье из-за тяжелой формы диабета. Несмотря на это, он продолжал выходить на сцену до последнего. Очевидцы рассказывали, как он с трудом доходил до кулис, опираясь на стены, устало садился на табурет, но после сигнала о начале спектакля он вставал и спокойно шел к зрителям.
Иронично, что последний спектакль с участием Меркурьева назывался «До последнего вздоха». Его увезли в больницу непосредственно со сцены. В течение недели он лежал в палате под присмотром врачей, продолжая давать ясные указания студентам и жене, несмотря на свое состояние.
12 мая 1978 года произошло кончина Василия Васильевича Меркурьева. Гости церемонии прощания запомнили, как в момент, когда пластинка с романсом "Уймитесь, волнения, страсти" была поставлена у гроба артиста, слеза катилась по его щеке…
Похоронен артист был на Литераторских мостках Волковского кладбища в Ленинграде.
В 1979 году ему была посмертно присуждена Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского.
Ирина Мейерхольд пережила своего мужа на три года.
- 1924 — Январь 9
- 1935 — Гоф, инженер
- 1936 — Федька
- 1939 — Гость
- 1939 — Член правительства
- 1939 — Хирургия
- 1945 — Небесный тихоход
- 1946 — Глинка
- 1947 — Золушка
- 1948 — Повесть о настоящем человеке
- 1949 — Звезда
- 1949 — Сталинградская битва
- 1950 — Шахтёры Донецкие
- 1951 — Незабываемый 1919 год
- 1952 — Навстречу жизни
- 1953 — Честь товарища
- 1954 — Верные друзья
- 1954 — Мы с вами где-то встречались
- 1955 — Двенадцатая ночь
- 1956 — На подмостках сцены
- 1956 — Обыкновенный человек
- 1957 — Летят журавли
- 1958 — У тихой пристани
- 1959 — Люди на мосту
- 1960 — Бессонная ночь
- 1962 — Черёмушки
- 1963 — Встречаю вызов
- 1963 — Остановка
- 1965 — Проверка по списку
- 1969 — Аристократическое гнездо
- 1970 — Семь невест ефрейтора Збруева
- 1971 — Отпрощание от Петербурга
- 1973 — Здесь наш дом
- 1973 — Москва — Кассиопея
- 1974 — Верный друг Санчо
- 1975 — Ксения, любимая жена Фёдора