Василий Перов – известный художник в России, который был одним из основателей Товарищества передвижных выставок.
Его можно назвать самым выдающимся художником-реалистом во второй половине XIX века. Его признавали во всей стране и давали звание «подлинного певца скорби» еще при жизни. Он часто изображал на своих полотнах простых людей, которые страдали и находились на грани нищеты, или склонялись над умершими. Кроме этого, личная драма Перова, которая случилась в его детстве, оказала огромное влияние на его творчество.
Детство и юность
Город Тобольск – это место рождения известного художника Василия Перова. Именно здесь, в суровом сибирском климате, 21 декабря 1833 года (2 января 1834 года по новому календарю), появился на свет будущий мастер. Его отец, губернский прокурор и барон Георгий Криденер, был просвещенным и свободомыслящим человеком, который принимал у себя дома ссыльных декабристов. Василий никогда не использовал фамилию отца, так как он был незаконнорожденным сыном барона. Его мать, Акулина Иванова, вдова мещанина из Тобольска, родила мальчика вне брака. Позже родители легализовали свой союз, обвенчавшись в церкви, но Василий всегда оставался незаконнорожденным и не мог претендовать ни на титул барона, ни на его фамилию.
В начале его именовали по фамилии крестного отца — Васильевым, но дьячок, у которого он занимался чистописанием и в которого были возложены большие надежды, назвал его Перовым.
Ситуация с генеалогией предков барона Криденера была очень трагичной не только потому, что в его отцовском роду были известные люди, и он вел свой родословный отсчет уже не одно столетие. Предки барона Криденера представляли Российскую империю за границей в роли дипломатов.
Деятельность главы семьи включала частые переезды. Барон Криденер, будучи свободомыслящим, не боялся выступать против властей и обладал острым языком. Он стал автором сатирических стихов, за что его сразу же уволили. Барону пришлось искать новое место, и его семья сопровождала его в Петербург, Самару и Арзамас, где они останавливались у родственников. Вскоре барону предложили место управляющего имением в Арзамасе. В 1843 году Василий Перов поступил в Арзамасское уездное училище.
Отцу было ясно, что у сына талант к творчеству, и он решил отправить его учиться в художественную школу Александра Ступина, когда ему было всего 13 лет. Однажды пригласили Василия на день рождения, и он слишком сильно выпил с новыми друзьями. После этого отец запретил ему посещать школу. Семья вновь отправилась на поиски работы, и только вернувшись в Арзамас, Василий получил разрешение заниматься живописью. Именно тогда началась его творческая биография, и он создал свои первые картины — «Нищий, просящий милостыню», «Народное гулянье в семик» и «Деревенская тройка».
Перов осознал, что ему не хватает знаний, и решил продолжить образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 1853 году. Там он познакомился с другими талантливыми художниками, такими как Аполлон Мокрицкий, Иван Шишкин и Михаил Скотти. Однако бытовые проблемы не давали ему возможности наслаждаться жизнью и творчеством. У Перова не было собственного жилья, он столкнулся с серьезными финансовыми трудностями и не хватало денег даже на самое необходимое. Помощь пришла со стороны его преподавателя, Егора Васильева, который предложил молодому и талантливому студенту жить у него. Если бы не это, Перов, скорее всего, бросил бы учебу из-за финансовых проблем.
Первый успех Перова пришел в 1856 году, когда Академия художеств наградила его серебряной медалью за этюд с изображением головы мальчика. Год спустя он получил большую серебряную медаль за полотно «Приезд станового на следствие». Это подтвердило его предпочтение бытового жанра и интерес к изучению жизни людей и формирования их характеров под влиянием окружающей действительности.
В 1861 году Василий Перов успешно окончил учебу в школе живописи. На тот момент он уже был обладателем золотой медали первого класса за картину с названием «Проповедь в селе». После того, как художник поработал над бытовым сюжетом и социальным аспектом, он создал еще одно произведение, похожее по стилю и тематике на предыдущее. Перов назвал его «Сельский крестный ход на Пасху».
Оба эти полотна показывали реальность жизни в России, отражая безнравственность и невежество, присущие низшим слоям общества. Критики безжалостно осуждали работы художника, высмеивая его талант и смелость. Вокруг картин Перова разгорелись жаркие дискуссии, и в результате они были запрещены к показу в России. Однако Павел Третьяков не испугался и купил одну из этих картин, несмотря на возможное неодобрение Синода и возможность ссылки для художника.
Василий продолжал творить свои картины, оставаясь верным бытовым и социальным темам. Он не обращал внимания на споры вокруг своего творчества и вскоре представил еще одно полотно – «Чаепитие в Мытищах». На нем он изобразил ленивого священника за чаепитием, окруженного голодающими, кого слуга отгоняет от хозяина.
В 1862 году Императорская академия художеств наградила талантливого художника стипендией и материальной поддержкой, что позволило Перову уехать за границу на стажировку. Он посетил множество европейских городов, изображал бедные кварталы, наблюдал за работой простых людей и жизнью малоимущих. Сцены, отмеченные острым взглядом художника, нашли отражение в полотнах «Слепой музыкант», «Парижская шарманщица» и еще нескольких работах.
Отрывок от родины сильно тосковал Перова. Он просил академию прервать его стажировку за границей и позволить вернуться домой. Василий утверждал, что не испытывает никакого вдохновения от своей работы, и картины, созданные в чужбине, не доставляют ему удовлетворения.
Однако у художника были и другие увлечения, помимо живописи. Он начал преподавать в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, где сам учился. Кроме того, он начал писать рассказы, интересуясь литературой. В итоге он создал две художественные работы — «Тетушка Марья» и «На натуре (Фанни под №30)», в которых рассказал о своем творческом пути.
Со временем Перов перестал заниматься социальными темами и начал изображать жизнь русской деревни, а также создавать портреты. Он создал картины с изображениями Ивана Тургенева и Александра Островского, а также стал автором полотна с названием «Портрет Ф.М.Достоевского». Этот произведение иллюстрирует выдающиеся традиции русской портретной школы.
Интерес Василия Перова занимала историческая живопись. Он задумал создать три картины, на которых планировал изобразить наиболее яркие моменты восстания Емельяна Пугачева. Однако он успел завершить работу только над одной картиной, которая получила название «Суд Пугачева». Другие сюжеты остались только набросками. В 1881 году Перов написал последнюю в своей творческой карьере картину – «Никита Пустосвят. Спор о вере».
В жизни Василия Перова было много трагических событий, связанных не только с его происхождением, но и с личной жизнью. Это причиняло боль и горе художнику, но в то же время давало ему творческое вдохновение.
Василий встретил свою любовь, но испытал и потери. Перед отъездом за границу на стажировку в 1862 году, он женился на Елене Шейнс, племяннице профессора Рязанова. Однако семейного счастья ему не удалось испытать в полной мере. Через пять лет после свадьбы он потерял свою любимую жену, оставившую его с тремя детьми. И это еще не все беды, которые постигли Перова. Из двух старших детей его жены тоже умерли. Выжил только младший сын, Владимир, который продолжил творческое дело своего отца, став художником.
В 1872 году Василий снова вступил в брак, на этот раз с Елизаветой Другановой. Но даже это не смогло залечить рану, оставшуюся после утраты первой жены. Чтобы забыть и не вспоминать короткое семейное счастье с Еленой, художник погрузился в работу. Он трудился много, его простые, но глубокие полотна отражали всю мощь и обильие России.
Смерть
В истории Василий Перов остался не только как талантливый художник, но и как человек, обладавший умением открывать таланты у молодых живописцев. Он был не только учителем, но и преданным другом для них. Среди учеников Перова были Сергей Коровин, Николай Касаткин, и Андрей Рябушкин, чей вклад в русскую культуру был действительно огромен.
Через некоторое время останки мастера были перезахоронены на кладбище Донского монастыря. Точная дата этого события неизвестна. На месте нового захоронения художника Василия Перова был установлен памятник, его создателем стал скульптор Алексей Елецкий.