Василий Поленов — биография и картины художника

Василий Поленов – выдающийся художник-пейзажист и мастер жанровой живописи. Его произведения были приобретены самыми знаменитыми ценителями искусства в России, включая Павла Третьякова и императора Александра III.

Живопись была неотъемлемой частью жизни Василия Поленова с самого детства. После окончания Академии художеств молодой творец отправился в путешествие по Европе, где познакомился с работами величайших мастеров прошлых веков. Долгие годы Василий Дмитриевич искал свой стиль и направление, и уже будучи известным художником, остановился на жанровой живописи и пейзажах.

Картина Поленова с названием «Христос и грешница» попала в коллекцию императора Александра III, а его полотно под названием «Московский дворик» положило начало развитию «интимной живописи», зародившейся в среде неоимпрессионистов.

Ранние годы

20 мая 1844 года в семье потомственных дворян произошло рождение художника. Отец работал секретарем Русского археологического общества, занимался исторической литературой и интересовался различными видами искусства. Его жена, Мария, также разделяла его увлечение прекрасным: она даже училась живописи у Карла Брюллова. Некоторые ее работы, включая портреты Василия, сохранились до сегодняшних дней.

Родители поощряли у детей любовь к искусству и нанимали лучших учителей из Академии художеств. Первым учителем для Василия и его сестры Лены стал студент Академии Павел Чистяков. Он стремился внушить им осмысленный подход к творческому процессу и часто говорил:

«Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопиться».

Молодой Поленов-младший с огромным энтузиазмом учился, мечтая стать студентом художественной академии. Однако его родители настояли, чтобы он сначала поступил в классический университет. Так в 1863 году Василий и его брат Алексей поступили на физико-математическое отделение Санкт-Петербургского университета.

Несмотря на волю родителей, будущий художник оставил университет и полностью посвятил себя своему искусству. Он регистрировался на вечерние курсы, проводимые Академией художеств. Здесь ученики занимались рисованием, изучали анатомию, архитектурное мастерство, историю изящных искусств и геометрию. По окончании курсов молодой артист был награжден несколькими медалями за свои первые произведения.

По прошествии лет, Поленов все-таки вернулся к изучению юридической науки и в начале 1870-х успешно защитил свою кандидатскую диссертацию на тему «Роль искусства в применении к ремеслам». В это же время молодому художнику была вручена Большая золотая медаль за его полотно «Воскрешение дочери Иаира». Вместе с ним свои диссертации защищал и Иван Репин, который также был награжден. Однако главным призом была возможность отправиться за границу для изучения творчества великих мастеров прошлых веков.

За границей

В 27 лет художник еще не нашел своего художественного направления. Он продолжал искать себя, посещая европейские галереи и изучая работы знаменитых немецких художников, таких как Габриэль Макс, Ганс Макарт, Карл Пилоти, Арнольд Беклин. В своих воспоминаниях он описывал свои ощущения как «опиумное опьянение». Василий часто посещал старинные рыцарские замки, где делал зарисовки для своих будущих картин. Именно там родилась картина «Право господина», которую позже Павел Третьяков приобрел за огромную сумму.

Василий Дмитриевич Поленов

Пробыв в течение некоторого времени в Германии, мастер отправился в Италию. Свои впечатления о Неаполе, Венеции и Флоренции он описал следующим образом:

«Честно говоря, Италия мне видится не такой, как ее рисуют. Желто-красные оттенки я как-то мало встречаю, разве только на закате, а мне представляются скорее серебристо-оливковые, то есть серые».

Под влиянием живописных пейзажей, Поленов создал произведение «Итальянский пейзаж с крестьянином». В этой стране художник завел новых друзей – известного русского благотворителя Савву Мамонтова и членов Абрамцевского кружка. Некоторое время Василий погрузился в вихрь спектаклей, концертов и иных мирских мероприятий, забыв дело своей жизни – живопись. Позже все пришло в привычное русло – мирская суета не была для художника.

Василий Дмитриевич Поленов

Первая поездка во Францию имела огромное значение для художественного развития Поленова. Он был восхищен мастерством французских художественных школ и нашел вдохновение для своего творчества. Во время пребывания в Париже он познакомился с работами пейзажиста Камиля Каро и стал членом барбизонского художественного течения. Здесь он создал свою картину «Ливень» в черно-белых тонах, которая была написана им «для души». Это произведение заинтересовало литератора Ивана Тургенева, который также был в тот момент в Европе.

Василий Дмитриевич Поленов

У художника появился еще один новый знакомый среди русских – Алексей Боголюбов, который организовал в Париже что-то вроде кружка искусств. По его рекомендации Поленов и Репин отправились в северную часть Франции – Нормандию. Здесь, на берегу моря, живописец создал несколько своих знаменитых полотен: «Этрета. Нормандия», «Белая лошадь», «Старые ворота. Вёль» и «Нормандия».

Возвращение на родину

Планировавшийся шестилетний отъезд Поленова за границу в рамках пенсионной поездки был прерван досрочным возвращением художника в Россию за два года до окончания срока. Тоска по Родине оказалась сильнее ожиданий.

Когда он вернулся домой, Василий Дмитриевич представил Академии около пятидесяти французских этюдов и два полотна – «Арест гугенотки» и «Право господина». Работы художника были высоко оценены: Академия присвоила ему звание академика искусств.

Василий Дмитриевич Поленов

В то время разворачивалась война между Сербией, Черногорией и Турцией, на передовой которой Поленов был послан сразу после возвращения. С фронта маэстро привез огромное количество скетчей, показывающих повседневную жизнь военных. Эти работы позднее были опубликованы в журнале «Пчела». Интересно, что художник не изображал сцены непосредственных боев – они были слишком ужасными и отталкивающими в реальности.

Начиная с 1877 года, пейзажист проживал в Москве. Вдохновленный видами старой части города, он принялся за работу над картиной под названием «Пострижение негодной царевны». Хотя полотно так и не было закончено, художник изобразил кремлевские соборы, древние терема и отточил свое мастерство в написании древнерусских интерьеров. Эскиз, нарисованный с Спаса на Песках, послужил основой для картины «Московский дворик», которая показывала образы старого города. Эту работу автор представил на передвижной выставке 1878 года. Сегодня это полотно считается шедевром живописи, однако сам художник был недоволен им. Поленов считал, что на создание этого произведения следовало уделить гораздо больше внимания.

Василий Дмитриевич Поленов

Огромный успех достался картине под названием «Московский дворик», хотя сам художник был несколько недоволен результатом. Критики отметили особую поэтичность этой работы по сравнению с другими произведениями передвижников. Кроме этой картины, художник представил на выставке еще две работы: «Заросший пруд» и «Бабушкин сад».

В начале 1880-х годов мастер принялся за создание «Христос и грешница», который стал началом целого цикла картин, посвященных жизни Иисуса Христа.

Василий Дмитриевич Поленов

Вместе с промышленником Лазаревым и искусствоведом Праховым, Поленов отправился в путешествие по Ближнему Востоку, где они посетили Турцию, Сирию, Грецию, Палестину и Египет. Насыщенные красками восточные пейзажи и яркие наряды местных жителей вдохновили художника на создание множества этюдов. Эти работы были выставлены на выставке передвижников в 1885 году, и все они были приобретены галеристом Павлом Михайловичем Третьяковым без торга.

Очарование Востоком привлекло внимание художника и отвлекло от его первоначальной идеи – создания цикла про Христа. Художник вернулся к своему изначальному замыслу только после поездки в Италию, где он вдохновился для создания картины «Христос и грешница». Для эскизов он использовал масло, уголь и карандаши. Завершающие штрихи к произведению Поленов придал в кабинете своего мецената Мамонтова. Первоначально полотно было представлено на XV передвижнической выставке, и позже попало в коллекцию государя Александра III. Интересно, что Павел Третьяков собирался приобрести эту картину, однако император опередил его.

Просветительская деятельность

Много лет мастер мечтал о своем доме на берегу реки, где он мог бы разместить свою мастерскую и библиотеку. В 1890 году Василий Дмитриевич приобрел старую усадьбу на живописном побережье реки Оки. Старое здание было приказано снести, а на его месте построить новый крепкий дом. Проект строительства был разработан самим художником.

Согласно задумке автора, это был не просто дом, а целый центр просвещения. Несколько комнат занимала семья художника, а в остальных помещениях была организована картинная галерея с произведениями самого Поленова и его последователей: Левитана, Коровина, Остроухова и других художников.

Для детей деревни Бёхова этот талантливый человек построил две начальные школы и небольшой детский световой театр. Здесь сельские дети могли отправиться в увлекательное путешествие через картинки.

В 1905 году автор завершил цикл работ о Иисусе Христе. Холсты были представлены на выставках в различных городах страны и получили восторженные отзывы зрителей.

Василий Дмитриевич Поленов

После революции художник изменил свои планы, но продолжил свою просветительскую работу. Василий Дмитриевич продолжал организовывать экскурсии, вести театральный кружок и работать с сельской молодежью.

В 1919 году мастер создал свою новую работу — полотно «Разлив на Оке». Критики искусства признали эту работу лучшей из его поздних творений. В 1924 году была организована его персональная выставка в Третьяковской галерее в честь 80-летия Поленова, а через два года он был удостоен звания народного художника РСФСР.

Смерть

После кончины 18 июля 1927 года Василий Дмитриевич Поленов был похоронен на территории своей усадьбы, расположенной на берегу реки Оки. Его могила находится на сельском кладбище, где художник нашел свое последнее пристанище.

Василий Дмитриевич Поленов

На могиле художника установлен крест в олонецком стиле, согласно завещанию художника перед его смертью.

  • «Дворик в Москве»
  • «Летние впечатления»
  • «Пруд, поросший растениями»
  • «Больная душа»
  • «Сад у бабушки»
  • «Христос и женщина, согрешившая»
  • «Среди преподавателей»
  • «Золотая пора осени»
  • «Поиски мудрости»
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий