Василий Александрович Сухомлинский — ученый-новатор периода Советского Союза с кровью украинских предков, автор своего собственного метода обучения. Он был избранным членом-корреспондентом Академии педагогических наук, удостоен звания Героя Социалистического труда и признан заслуженным учителем.
Детство и юность
Василий Александрович появился на свет 28 сентября 1918 года в небольшом поселке Васильевка, Херсонской губернии, которая в настоящее время является частью Кировоградской области. Семья будущего учителя-инноватора состояла из крестьян, воспитывавших еще троих детей, которые впоследствии, как ни странно, также стали педагогами.
Александр Емильянович, отец мальчика, до революции занимался обычной наемной работой, выполняя заказы по столярному и плотничному делу. В советское время он добился многого и стал одним из уважаемых людей в своем поселке. Активист и общественный деятель, он помогал в управлении кооперативами и колхозом, работал в сельской лаборатории и преподавал трудовое обучение в местной школе. Оксана Авдеевна, мама Василия, уделяла себя заботе о домашнем хозяйстве, работала в колхозе и иногда принимала портняжные заказы дома.
Летом 1933 года молодой Василий Александрович отправился в Кременчуг, чтобы продолжить обучение. По окончании рабфака он поступил в педагогический институт. В возрасте семнадцати лет будущий инноватор стал учителем в заочной школе, которая находилась неподалеку от его дома. Позже он перевелся в Полтавский институт, который успешно окончил в 1938 году. После завершения обучения он вернулся на родину и начал преподавать украинскую литературу и язык в средней школе имени Анувриева.
В 1941 году Василий Сухомлинский добровольно пошел на фронт. В 1942 году он был тяжело ранен осколком и был отправлен в отставку, несмотря на его желание вернуться на фронт. На тот момент он уже был младшим политруком, но из-за оставшегося осколка в его теле ему было невозможно продолжать службу. После выздоровления его направили в Удмуртию, где он стал директором местной средней школы. После освобождения Украины от немецких войск он вернулся на родину и узнал о трагических событиях в своей личной жизни. Его жена и сын скончались в лагерях гестапо.
В 1948 году Сухомлинский снова стал директором школы, на этот раз в поселке Павлыш, недалеко от Кременчуга. Он жил и работал здесь двадцать два года, каждый день встречая на крыльце школы своих учителей и учеников, зная каждого не только в лицо, но и по имени. Как говорили те, кто знал этого великого человека, «он жил школой и практически в школе».
За короткий срок жизни Сухомлинский сделал многое для педагогики. Его труды были распространены миллионными тиражами. Он защитил докторскую диссертацию и получил звание Героя Социалистического труда. Преданный своей работе, Сухомлинский воспитал многочисленных учеников, среди которых было и двое его собственных детей, продолживших его дело.
По словам его близких, Василий Александрович начинал свой рабочий день в 4 утра и заканчивал его очень поздно. Слухи и легенды ходили о его обширных знаниях, которые можно сравнить с энциклопедией. Будучи учителем украинской литературы и языка, Сухомлинский в совершенстве знал всю программу школы и легко заменял любого учителя в любом классе.
Печатные издания
В течение всей своей жизни Сухомлинский придерживался мнения, что в школе всегда должны существовать четыре важных принципа: уважение к человеку, уважение к книге, любовь к Родине и уважение к родному слову.
В школе, где преподавал известный педагог, книга пользовалась огромным уважением, а личная библиотека Сухомлинского насчитывала девятнадцать тысяч томов, которые были доступны для всех желающих. Каждый год, 31 августа, в Павлышской школе традиционно отмечался праздник Книги, когда все дарили друг другу одно из печатных изданий.
Сказка или быль
Известный педагог своего времени, Сухомлинский, подчеркивал, что сказка оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка. Он также утверждал, что в каждом ребенке заложены таланты поэта, их нужно только разбудить. В его школе дети писали собственные сказки, поэтические миниатюры и рассказы по заданным темам. А к выпускному классу каждый из учеников мог самостоятельно выбирать тему для своего выпускного эссе.
В биографии Василия Александровича насчитывается огромное количество собственных сказок. Весь труд его учеников уместился в несколько десятков томов. Он написал более шестисот научных статей и множество брошюр, а также более тысячи рассказов и монографий. Все научные работы педагога написаны на русском языке, в то время как его художественные произведения выходили на украинском.
Научные труды
Основной идеей педагогической концепции Сухомлинского является принцип «радость познания». Его целью было воспитать учеников так, чтобы они полюбили науку, книги и школу, делая знания объектом страсти и интереса. В небольшой Павлышской школе одновременно действовало около 80 клубов и кружков. В качестве директора Сухомлинский активно поддерживал учителей в их желании обретать новые знания и развиваться лично. Выпускники этой школы поступали в высшие учебные заведения по всей стране.
В период, когда математика и физика казалось главными, Василий Александрович выступил сторонником гуманитарного образования. «Духовное обогащение, высокие чувства — вот что, на мой взгляд, должно быть основным в науке. В то время как все говорят о веке математики, физики и космоса, не стоит забывать и о других науках. Мир — это не только электроника, прежде всего мир должен быть гуманным».
По мнению этого ученого, не стоит стесняться выражать свои чувства, быть восприимчивым, отзывчивым и иметь тонкую душевную организацию. Стыдиться должны только те, у кого душа «окаменела и стала безразличной», а чтобы стать «Человеком», нужно учиться всю жизнь.
Сухомлинский создал педагогическую систему, основанную на принципах гуманизма и признания ребенка высшей ценностью в воспитании. Он объединил единомышленников вокруг себя, что сделал коллектив школы очень сплоченным и единодушным. Этика коммунистического воспитания заключается в вере воспитателей в реальность и достижимость всех принципов. Весь процесс обучения строится на принципах «радостного труда», при этом особое внимание уделяется слову учителя, как истине.
В советской педагогике возникли гуманистические традиции под руководством Василия Александровича, автора книги «Этюды о коммунистическом воспитании», выпущенной в 1967 году. Эта практика была впоследствии использована во многих школах Советского Союза и за его пределами, а также привела к созданию Международной ассоциации имени В.А. Сухомлинского и Международного объединения исследователей идей Сухомлинского. В 1975 году в Павлышской школе был открыт музей, посвященный известному педагогу-новатору.
Связь с природой
Согласно ученому, природа является источником, который придает людям способность чувствовать и мыслить. В своей книге «Сердце отдаю детям» он писал – «пройдитесь по парку или полям, вдохните новые мысли из этого источника». Он советовал педагогам делиться этим опытом со своими учениками, чтобы сделать их любопытными, любознательными, поэтами и просто достойными людьми. Взгляд великого педагога заключался в том, что детям не нужно много говорить и рассказывать. Они должны иметь время для самостоятельного осмысления, время для размышлений и «восприятия», что хочет сказать им воспитатель.
Многие ученики, посещавшие школу Сухомлинского, пережили войну. У многих из них произошли трагические события в личной жизни. В мечтах Василия Александровича было стремление «выпрямить эту согнутую, истерзанную злом и страданиями, невежеством душу ребенка и сделать ее сильной и несгибаемой». Он каждое утро отводил свой класс в лес и давал им возможность просто слушать, встречать рассвет, наслаждаться тишиной. Здесь он рассказывал свои сказки, которые ребята слушали, затаив дыхание.
Учение Сухомлинского
В учебном заведении, где трудился педагог Сухомлинский, была разработана его собственная учебная система. Все здания и лаборатории были построены силами учеников и учителей, начиная от мастерских и пасеки, и заканчивая метеостанцией. Уважение к матери и женщине было ценно для всех. О принципах воспитания «без наказания» и «воспитание добрыми делами» говорили за пределами школы.
Однажды вместе с учениками первого класса, поздно ночью, он тайком вырыл яму и посадил куст роз под окном женщины, у которой дети погибли на фронте. Позже, вместе со всем классом, они разносили мед с школьной пасеки. «Чем более мы отдавали, тем богаче становились души детей». Педагогическая система, разработанная Сухомлинским, основывалась на любви к человеку.
Труды
- Моё сердце принадлежит детям
- 100 советов для учителя
- Рождение гражданина страны
- Родина в моём сердце
- Родительское воспитание
- Как воспитать настоящего человека
- Методика воспитания коллектива
- Письма к моему сыну
- О воспитании детей
- Этюды о коммунистическом воспитании
- Мудрая власть коллектива
- Стыд перед соловьём
- Яблоко и заря