Василий Суриков – выдающийся художник из России, создатель знаменитых картин «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» и многих других произведений искусства. Его большие картины, посвященные истории, являются важным элементом российского художественного наследия.
Творчество Василия Сурикова пользуется заслуженным признанием по всему миру. Его исторические полотна «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин» считаются мировыми шедеврами искусства живописи.
Во время жизни картины Сурикова подвергались критике из-за «скучных лиц» и «беспорядочной композиции», и некоторые называли его работы «парчовыми коврами». Однако со временем в этих так называемых недостатках искусствоведы увидели прелесть суриковского стиля. В его живописи не было ничего западного, только родной колорит и искреннее следование лучшим традициям древнерусских художников.
Детство и юность
Родившийся 24 января 1848 года в Красноярске, великий русский художник, был потомком казачьего рода. Семья Суриковых переехала в село Сухой Бузим, где отец Василия занимал должность руководителя акцизного управления. В детстве мальчик учился в церковно-приходской школе и уездном училище, покинув дом после поступления в него. После смерти отца от туберкулеза матери пришлось вернуться в Красноярск вместе с детьми.
У Суриковых в те времена был свой двухэтажный особняк. Семья практически не имела средств на содержание его, и тем более на жизнь после смерти кормильца. В результате мать решила сдавать в аренду второй этаж, чтобы заработать какие-то деньги для семьи.
Вася начал рисовать еще в училище и брал уроки у педагога Николая Гребнева, который обнаружил у него уникальный художественный талант. Первую полноценную картину молодой художник создал в 1862 году — это была акварель «Плоты на Енисее». В настоящее время эта работа находится в музее-усадьбе художника в Красноярске.
После неудачной первой попытки поступить, Василий наконец-то стал студентом Академии, прошедший целый год вольнослушателем перед тем, как его приняли в основной класс. Он усердно учился, внимательно слушая слова своего преподавателя П. П. Чистякова. Это старательное отношение к учебе принесло свои плоды: за время в Академии Суриков многократно получал медали и денежные поощрения. Из-за своего увлечения композицией в молодости, его однокашники прозвали его «Композитор».
Творчество
Живописец начал свою профессиональную карьеру с создания картины под названием «Петр I перед памятником на Сенатской площади в Петербурге». Этот художник создал это произведение в 1870 году, а позже продал его П.И. Кузнецову. Первоначальная версия картины сейчас находится в Красноярске, где открыт музей имени Сурикова.
В конце 1870-х годов художник посетил дом Кузнецова, владевшего золотыми приисками в Хакасии. Новые места вдохновили Василия Ивановича на создание картины «Милосердный самаритянин», которую он подарил гостеприимному хозяину. Творчество оценили искусствоведы, наградив талантливого художника Малой золотой медалью.
Художника многократно просили написать портреты по заказу, однако он всегда отказывался. Но портретный жанр он использовал в своем творчестве с удовольствием. Например, в галерее Сурикова можно увидеть изображение музыканта Ф. ф. Пелецкого, у которого художник брал уроки игры на гитаре.
Суриков испытывал желание для своего творчества. Он давно мечтал отправиться за границу, но из-за денежных проблем не мог осуществить свое желание. Так он продал свою картину «Меншиков в Березове» и, получив за нее деньги, наконец смог осуществить свое путешествие. Во Франции, Италии, Германии и Австрии художник увидел своими глазами работы известных мастеров.
С начала 1880-х годов, Суриков уделял особое внимание созданию картины под названием «Боярыня Морозова». Из-за строгого придерживания композиции, художник вынужден был начинать каждую свою работу с наброска. Иногда Суриков затрачивал несколько лет на разработку эскизов, прежде чем переносил их на холст.
После того, как тетя Ольга Дурандина начала рассказывать о Морозовой, Василий Иванович не мог перестать думать о ней. Вначале процесс работы остановился из-за того, что художнику не удавалось найти подходящий образ. Но в конце концов он нашел вдохновение в лице другой тетки — Авдотьи Торгошиной.
После завершения картины ее выставили в Передвижной выставке в 1887 году. После успешной демонстрации «Боярыни Морозовой» художник вернулся в родные места, чтобы наблюдать за августовским солнечным затмением. Сегодня этюд с изображением этого природного явления находится в картинной галерее Твери.
До 1887 года Сурикова мало интересовали портреты. Но вдруг произошел переворот в творчестве художника, и он начал работать именно в этом направлении. Появились полотна с изображением матери, брата, жены и автопортреты.
Василий Иванович находил удовольствие в том, чтобы запечатлеть на холсте моменты из реальной жизни. Эта картина не исключение — на ней изображена старинная забава на снегу, в которой участвовали как старики, так и молодежь. Идею для картины подсказал младший брат, который изображен на ней на санях. Когда картина была представлена на международной выставке в Париже, Суриков был удостоен золотой медали.
Художник часто путешествовал по необъятным просторам Сибири, встречаясь с хакасами, остяками, вогулами. Он внимательно выслушивал рассказы местных жителей, изучал их быт и культурные особенности. После тщательного сбора материала автор приступил к работе над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Полотно создавалось не только в Сибири, но и на берегах могучего Дона.
Возвратившись в Красноярск, живописец уже был охвачен новой идеей — созданием исторической картины о переходе армии Суворова через Альпы. Основой для образа великого русского полководца послужил казачий офицер Ф.Ф. Спиридонов, работавший над родословной Суриковых. Чтобы запечатлеть пейзажи, художник отправился в Швейцарию, проведя там несколько лет, работая над эскизами. Картина с названием «Переход Суворова через Альпы» была завершена ко дню 100-летия легендарного похода. Она была выставлена в Москве и Петербурге, а затем стала частью императорской коллекции.
«Зим в Москве» Художник Суриков трудился над этой картиной три года. В 1887 году она была представлена ценителям искусства, когда мастер уже начал работу над своим следующим произведением «Степан Разин». Долгие годы художник искал прототип для своего полотна, изучая берега сибирских и кубанских рек.
Параллельно с этим работал над другими проектами. В начале 20-го века Суриков изучил события Красноярского бунта и принял решение создать еще одно историческое произведение. Вскоре он представил полотно «Красноярский бунт 1865 года» и получил членство в Союзе русских художников.
После прочтения книги «Жизнь и быт российских цариц в XVI-XVII веках» писателя Ивана Забелина, художник был вдохновлен на создание картины «Посещение царевной женского монастыря». Прототипами главных героинь стали внучки самого автора.
Посетив озеро Шира, Суриков приступил к написанию картины «Встреча Княгини Ольги с телом князя Игоря, убитого древлянами». Однако он так и не смог завершить эту работу — она осталась лишь в виде эскиза.
Личная жизнь
Арт-мастер уделял заботу внучке декабриста Свистунова, которая славилась своей необыкновенной красотой. Темноглазая Елизавета Августовна Шаре также не смогла устоять перед очарованием сибирского мужчины, и зимой 1878 года молодые люди вступили в брак. У них появились две дочери – Ольга и Елена. Семья поселилась в скромных апартаментах на Зубовском бульваре.
К сожалению, радость в личной жизни художника была кратковременной. Через десять лет после свадьбы его прекрасная жена ушла из жизни, оставив его вдовцом, погрязшим в горе. Суриков погрузился в ужасную депрессию, перестал создавать картины и вместо этого проводил много часов у могилы своей возлюбленной. Так продолжалось достаточно долго, но в конце концов художник все-таки обрел в себе силы вернуться к творчеству.
Оля, дочь создателя, подарила внучке Наташе, которая стала матерью двух известных личностей в нашей стране — Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского.
Смерть
К ближайшему концу своей жизни Василий Иванович начал сталкиваться с различными проблемами со здоровьем. Последней его поездкой за рубеж стало путешествие в Испанию в поисках вдохновения.
В это же время в его родном Красноярске открылась художественная школа. Возвращаясь на родину, Суриков начал заниматься созданием пейзажей, несмотря на свое уже плохое состояние здоровья.
По рекомендации врачей художник отправился в Крым для прохождения лечения. В начале весны 1916 года стало известно, что великий художник скончался от ишемической болезни сердца.
Согласно завещанию Сурикова, его похоронили на Ваганьковском кладбище, рядом с могилой его любимой жены. В 1959 году советские кинематографисты сняли художественный фильм, освещающий жизнь и творчество художника.