Великий русский художник-портретист Василий Тропинин был рожден в семье крепостных крестьян. Он создал знаменитые произведения, такие как «Кружевницы», «Мальчик с жалейкой», а также портреты известных людей разных эпох.
Творческий путь Василия Тропинина развернулся как история таланта, преодолевшего трудности жизни в духе романтизма эпохи. Благодаря уникальному природному дару и упорному труду, сын крепостных крестьян смог занять достойное место среди художников 18-го века и стать величайшим портретистом, оцененным многими поколениями ценителей искусства.
Ранние годы и творчество
Известный художник родился 30 марта 1776 года в деревне Карпово под Новгородом. Его родители были крестьянами, принадлежащими к помещику Антону Миниху, чья дочь вышла замуж за генерал-лейтенанта Ираклия Моркова. В результате этого брака деревня и все крестьяне, включая Тропининых, перешли к новому зятю.
Отец маленького Васи был грамотным человеком и отлично справлялся с хозяйственными делами, поэтому помещик относился к нему очень доброжелательно. Сначала Андрея Ивановича назначили старостой, а позже — управляющим. За верную службу хозяин подарил Тропинину-старшему вольную грамоту, но остальные члены семьи остались крепостными.
В детстве Василий начал заниматься рисованием, увлекаясь изображением портретов людей и их характеров. В его родном доме это занятие считалось просто развлечением, и никто не принимал это серьезно.
В восьмилетнем возрасте его отправили учиться в Новгород, а после начального образования он вернулся в свое село, которое уже принадлежало графу Моркову.
Новый хозяин послал Василия в Петербург, чтобы он научился кондитерскому делу. В то время как он учился, его двоюродный брат Алексей Иванович случайно обнаружил, что крепостной мальчик тайно посещает лекции в Императорской Академии художеств.
Впечатлившись работами Тропинина, Алексей Иванович удивился его уникальному таланту. Он связался с родственником и уговорил его позволить парню поступить в Академию. Родственник пообещал графу, что покроет все расходы. В то время правила учреждения не разрешали крепостным официально обучаться, поэтому за соответствующую плату Василия приняли вольнослушателем.
Педагогами молодого художника стали портретист Степан Щукин, художники Иоганн Лампи-младший, Григорий Угрюмов и Габриэль Дуайен. Учителя уже тогда утверждали, что юноша обладает всеми необходимыми качествами, чтобы стать знаменитым мастером.
В 1804 году началась профессиональная творческая карьера Тропинина, когда его работу «Мальчик, скорбящий о своей умершей птичке» впервые показали на выставке. Эта картина молодого художника была выставлена рядом с полотнами уже известных мастеров, таких как Иван Акимов, Орест Кипренский, Владимир Боровиковский. Сама императрица Мария Федоровна посетила выставку. Критики высоко оценили творчество молодого художника, называя его «русским Батистом Грезом».
У юного таланта появились покровители, которые добились для него свободной грамоты. Однако граф Морков не захотел отпускать талантливого слугу, призвав его из Петербурга на свое вновь приобретенное имение Кукавка в Украине. Таким образом, обучение Василия в Академии художеств прекратилось.
На новом месте Тропинин начал заниматься привычной с детства работой: он служил лакеем, выполнял различные поручения для своего господина. Кроме того, начинающий художник создавал портреты членов барской семьи, со временем став усадебным художником и гордостью своих хозяев.
Несмотря на все упреки, Василий никогда не мечтал о карьере художника, потому что ему постоянно напоминали, что он крепостной. Он продолжал работать на графской семье, выпекая пирожные и копируя картины европейских художников, таких как Рембрандт. Вскоре ему доверили роспись местной церкви, которую он сам же и проектировал.
В свободное время Василий делал зарисовки сельской жизни и писал портреты украинских тружеников. Среди его работ были «Пряха», «Украинская девушка с Подолья», «Мальчик с жалейкой». На ранних портретах видно, что он плохо знал анатомию, не имел опыта рисования натуры и не справлялся с перспективой из-за отсутствия академического образования. Но он всю жизнь боролся с этими недостатками.
В Москве
Летом 1812 года, генерал-лейтенант Ираклий Морков был назначен командующим народным ополчением и отправился в Москву. Когда город был освобожден от наполеоновских войск, граф пригласил к себе Василия. «Москва, спаленная пожаром» активно восстанавливалась, и новым домам состоятельных граждан требовались новые картины. Для молодого художника работы было так много, что ему едва хватало времени поспать.
На его полотнах изображались счастливые семьи дворян, ожидавшие своих отцов, братьев и мужей с войны. Слава Василия Тропинина росла, как растение. Официальные выставки не интересовали крепостного художника, но его имя стало известно, благодаря гостям, которые приходили друг к другу в гости.
Недавно журнал «Отечественные записки» опубликовал статью о «крепостном художнике графа Моркова», который обладал невероятным талантом живописца. В этой статье художника сравнили с Тицианом и наградили множеством похвальных эпитетов.
До начала 1820-х годов Тропинин оставался крепостным. К тому времени у портретиста появилось много защитников, включая людей из высших кругов общества. Люди требовали освободить талантливого мастера, некоторые даже обещали простить долги по картам. В конце концов, генерал-лейтенант поддался: весной 1823 года он выдал Василию свидетельство о свободе. Однако близкие художника остались крепостными у Моркова.
В тот же осенний период Василий обратился в Академию с просьбой официально назначить его художником. Московская культурная общественность восторженно обсуждала его последние работы под названиями «Нищий старик», «Кружевница» и «Портрет художника Скотникова». Решение совета было принято быстро – Тропинин был провозглашен академиком и принят в священные стены учебного заведения. Позже работы «Нищий старик» и «Кружевница» были приобретены известным журналистом и писателем Павлом Свиньиным.
Для получения звания академика, портретисту необходимо было пройти испытание в Академии художеств. В 1824 году он был вызван в Петербург, где его ожидал экзамен: нужно было нарисовать портрет, который бы впечатлил членов комиссии. Для своей картины художник выбрал Карла Леберехта, который тогда работал на Санкт-Петербургском монетном дворе. Это произведение принесло бывшему крепостному звание академика изобразительного искусства.
Свобода и творчество
Рекомендации друзей несомненно были полезны, когда речь зашла о преподавании для Тропининой. Однако художник не сразу согласился на эту идею, предпочитая наслаждаться своей свободой. Он опасался, что в учебном заведении его будут поджимать и пытаться управлять им, поэтому решительно отказывался. Только к началу 1830-х годов он начал преподавать, но абсолютно бесплатно. Тропинин хотел передать свои знания следующему поколению художников.
Отсутствие заказов никогда не было проблемой для Тропинина. В его галерее более трех тысяч портретов, от простых крестьян до царственных особ. Император Николай I, придворный вельможа С.М.Голицын, государственный деятель М.М.Сперанский, полководцы П.И.Багратион и А.И.Горчаков, художники К.Брюллов и Н.Майков, писатели А.С.Пушкин и Н.М.Карамзин и многие другие представители различных социальных слоев были героями его полотен. Тропинин сам ездил к состоятельным людям, а обычные граждане и друзья приходили к нему домой, в мастерскую на улице Ленивка, где художник провел основную часть своей жизни.
В 1836 году художник познакомился с Карлом Брюлловым, который вернулся из Европы и уже был известен своим талантом. Новый друг, Василий, подарил ему портрет, который излучал спокойствие и доброту.
Отличие Тропинина от других портретистов того времени заключалось в том, что он всегда акцентировал внимание на личных качествах своих персонажей. Он на самом деле любил каждого своего героя, что делало его картины словно испускающими внутреннюю привлекательность. Еще одна особенность его творчества заключалась в том, что он никогда не подчеркивал социальную принадлежность людей.
Личная жизнь
Время свадьбы Василия Андреевича и Анны Катиной было непростым: он был крепостным крестьянином, а она — вольная поселенка. Однако, по законам того времени, молодожены должны были иметь одинаковый статус, поэтому Анну сделали крепостной. Никто не возмутился этому решению, и вариант освободить ее не рассматривался, поэтому они закрепостили невесту Василия.
Жена подарила художнику портреты будущего наследника Арсения, который в дальнейшем продолжил дело своего отца. Тропинин создал несколько трогательных образов жены и сына, из которых можно судить о личной жизни самого автора. Особенно ценится портрет Арсения, который считается лучшим изображением русского детского искусства.
Последние годы и смерть
На последнем этапе своего творчества Тропинин столкнулся с серьезной конкуренцией со стороны молодых талантов, работавших в новых направлениях живописи. Однако он остался верен своему принципу изображать своих героев счастливыми. В середине 19 века художник все чаще выбирал в качестве моделей пожилых дам, вдохновением для которых служила его супруга Анна. В этих картинах отражались мысли художника о быстротечности жизни и неизбежной старости.
Вопреки соперничеству, старый художник решил пойти на эксперимент. «Портрет супругов Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер» был выполнен в новом стиле: богатые господа в роскошных нарядах предстали в окружении роскошного декора своего особняка. Скульптуры ангелочков, вазы с цветами, изысканные драпировки не только указывали на богатство заказчиков, но и на искусство художника, так реалистично передающего убранство дома.
После смерти жены в 1855 году художник переехал в Замоскворечье, где купил небольшой дом в Наливковском переулке. Здесь выдающийся мастер умер 3 мая 1857 года, оставив огромное наследие из тысячи шедевров. Знаменитого портретиста похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Творчество Василия Андреевича отражает эстетические идеалы своего времени. Последние картины художника полны верности природе и критического реализма. С годами мастер стал смотреть на мир более аналитически, что сделало его основателем нового направления в русской живописи — критического реализма.
Этот стиль позднее развили Николай Неврев и Василий Перов, выпускники Московского училища живописи. Можно утверждать, что Тропинин заложил основу для творчества будущих поколений знаменитых русских художников.
Любители искусства трепетно сохраняют память о выдающемся портретисте. На стене дома на улице Ленивка, где великий мастер жил и творил три десятилетия, была установлена памятная доска. В 1969 году в Замоскворечье был открыт музей имени В. А. Тропинина и его коллег. Десятки произведений гения являются гордостью Русского музея в Санкт-Петербурге и Третьяковской галереи в Москве.