Василий Верещагин — биография и картины художника

Василий Верещагин был известным русским художником и писателем, который стал знаменит благодаря своим нестандартным изображениям боевых сцен. Он погиб во время русско-японской войны, находясь на броненосце «Петропавловск».

Прошлые века были периодом множества войн, в которых Российская империя играла важную роль. Поэтому художники того времени часто изображали боевые сцены, демонстрируя патриотизм и триумфальные победы наших солдат.

Среди баталистов 19-го века особое место занимал Василий Верещагин, чьи картины показывают другую сторону войны – с ужасами, страданиями и бесконечной болью.

Кроме разнообразных военных полотен, мастер оставил значительное наследие из ярких и выразительных работ, созданных во время увлекательных путешествий. Один из самых известных почитателей творчества Верещагина — Павел Третьяков, который с большим удовольствием покупал его произведения в оригинальных деревянных рамах.

Ранние годы

Художник появился на свет 14 октября 1842 года в Череповце, Вологодской губернии. Отец мальчика был богатым помещиком и отправил своего сына в морской кадетский корпус в девятилетнем возрасте. Васе не нравилось учиться в этом учебном заведении, но он не посмел противиться своим родителям.

Владимир Верещагин нашел свое призвание в живописи. Он посещал рисовальную школу, где обучался живописи и встречался с уже известными художниками. Получив диплом, он решил не связывать свою жизнь с морской службой. Вместо этого, несмотря на желание родителей, он поступил в Академию художеств и начал заниматься литературным творчеством. Первое произведение под названием «Рассказ старого охотника» было опубликовано в петербургском издании «Голос», но из-за негативных отзывов молодой человек оставил писательскую деятельность.

Василий Васильевич Верещагин

В 1863 году молодой Василий отправился в свою первую длительную поездку на Кавказ, где посетил живописные места в Нагорном Карабахе. Во время этого путешествия он познакомился с обычаями местных жителей, собирал народный фольклор и писал свои первые этюды. В одном из дневников он написал:

«Много ездил, рано понял, что железные дороги и пароходы на то и созданы, чтобы ими пользоваться… Путешествие признаю великою школою — много видел и слышал и имею сказать много. Говорил, рисовал и писал с искренним намерением поведать другим то, что узнал сам».

После своего кавказского путешествия Василий отправился во Францию, где стал помощником известного художника Жана Леона Жерома. Через два года он вернулся на родину и продолжил обучение в Академии художеств.

Туркестан

Начиная с 1867 года, Василий Верещагин был художником при туркестанском генерал-губернаторе Константине фон Кауфмане. Весной 1868 года он оказался в осаде в Самарканде со взбунтовавшимися местными жителями. Он смело сражался с бухарцами вместе с солдатами, за что ему был вручен орден Святого Георгия 4-й степени.

По возвращении в Россию, художник представил свои первые работы соотечественникам, в основном это были этюды. Раннее творчество Верещагина познакомило зрителей с неизведанной Средней Азией, ее невольничьими рынками, бедными людьми, зависимыми от опиума, и женщинами, чьи фигуры полностью скрывались в складках плотных одеяний.

Василий Васильевич Верещагин

В то время Западный Китай был покрыт массовыми восстаниями уйгуров и дунган. Императорские войска сопротивлялись мятежникам, уничтожая большинство городов региона. Эксперты по искусству считают, что именно эти события вдохновили Верещагина на написание его знаменитого полотна «Апофеоз войны» с изображением груды черепов и ворон, кружащих над ней.

В начале 1870-х годов Василий Васильевич переехал в Лондон. Здесь он начал новый этап своей личной жизни, встретив будущую жену Элизабет Фишер-Рид. Его друг Теодор Горшильд предоставил ему мастерскую, где художник создал знаменитые произведения восточной тематики – «Двери Тамерлана», «Богатый киргизский охотник с соколом» и боевые картины серии «Варвары». Всего в туркестанской серии было более 130 рисунков, 81 этюд и 13 картин. Полный комплект работ был представлен в 1873 году в Хрустальном дворце в Лондоне.

Василий Васильевич Верещагин

Верещагин имел намерение показать эти картины в России, поэтому он сразу же предупредил организаторов выставки, что не собирается продавать свои произведения. Каждую работу художник сопроводил рассказами о Туркестане, его истории и обычаях местных жителей. Позже автор опубликовал очерк «Поездка по Средней Азии». Впервые произведение появилось во французском журнале «Le Tour du Monde», затем его стали издавать британские издания.

Ранее художник демонстрировал свои произведения на родине, но только в 1874 году была организована его первая большая выставка. Это мероприятие вызвало огромный ажиотаж – выставочные залы были едва вместительны, и все 30 тысяч картин были проданы за несколько дней.

Однако все прошло не гладко. Официальные лица не одобрили художественное творчество Василия Васильевича, назвав его работы антипатриотичными. В то время была введена всеобщая воинская повинность, и от художников ожидались торжественные произведения искусства, превозносящие мощь российской армии. Вместо изображения храбрых военных лидеров в орденах и героических сцен сражений Верещагин рисовал реальное лицо войны – без украшательств и пропаганды. Художника обвинили в сочувствии врагу и непатриотичности.

Среди соратников-художников также было много критиков. Многим не нравился стиль Верещагина с его яркими красками, что не было приветствовано в академических кругах того времени. Несмотря на это, цикл художника получил высокую оценку от таких авторитетных критиков, как Иван Крамской и Павел Третьяков. Последний выкупил всю серию работ из Туркестана за огромные для того времени суммы — почти сто тысяч рублей.

Все картины Верещагина были оформлены массивными рамами, изготовленными на заказ. Изначально художник хотел украсить рамы арабскими узорами, но его незнание арабского языка заставило его отказаться от этой идеи. Вместо этого Василий Васильевич создавал эскизы с восточными узорами, которые мастера переносили на обрамления. Багеты из натурального дерева покрывались матовой или глянцевой позолотой.

Василий Васильевич Верещагин

Художник оставил свои личные подписи на многих рамах. Например, на картине с названием «Апофеоз войны» можно увидеть следующую фразу: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим», а рама картины под названием «Нападают врасплох» украшена изречением художника: «Ляжем костьми, не посрамим земли русской, мертвые сраму не имут».

Верещагин настаивал, чтобы во время выставок холсты перевозили именно в этих рамах. Это приводило к значительному увеличению стоимости перевозки, и Третьякову приходилось иногда нанимать целые железнодорожные составы.

Индия

После окончания выставки Василий Васильевич и его жена отправились в путешествие по Индии. Они посетили Бомбей, Дели, Джайпур и Агру, а также побывали в Кашмире и Ладаке. За три месяца они изучали Восточные Гималаи и Сикким. В путешествии им пришлось столкнуться с нападениями диких животных и многочасовыми снежными бурями. Верещагин заболел малярией, а его жена почти ослепла из-за перепадов давления во время высокогорных переходов. Несмотря на все трудности, путешественники продолжали свой путь.

Василий Васильевич Верещагин

Во время своего путешествия художнику прислали новость — его избрали профессором Императорской Академии художеств. От этой высокой награды мастер отказался и заявил:

«…считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, начисто отказываюсь от этого звания».

В середине 1870-х Василий Васильевич отправился в Париж. Он пробыл там всего несколько месяцев, затем отправился в новое путешествие — на этот раз на Балканы.

Индийский цикл увидел свет только через четыре года. На выставке в Петербурге художник представил более 130 этюдов и полотен, большая часть из которых была выкуплена Павлом Третьяковым. Вход на экспозицию был абсолютно бесплатным, и за месяц ее посетили почти двести тысяч человек. В те годы репутация Верещагина как лучшего художника-ориенталиста России была укреплена.

Балканы

Известие о начавшемся военном конфликте с Турцией достигло художника, находившегося в своей мастерской на окраине Парижа. Он прекратил все свои текущие проекты и отправился на фронт в качестве добровольца.

Во время боев Верещагин был серьезно ранен летом 1877 года, когда его миноносец «Шутка» был атакован врагом. Художника доставили в госпиталь в Бухаресте, где он провел почти три месяца. После выздоровления солдат вернулся на фронт, отказавшись от золотого наградного оружия.

В то же время российские военачальники готовились к атаке на болгарский город Плевна. Они намеревались захватить этот населенный пункт 30 августа как подарок императору Александру II ко дню его именин. Но все пошло не так, как задумывалось – русские войска потерпели поражение, тысячи солдат были убиты. Именно в этот период родилось новое произведение писателя, которое получило название «Царские именины».

Василий Васильевич Верещагин

В творчество Верещагина вошел триптих «На Шипке все спокойно», который относится к категории «острых» картин. Название произведения было взято из докладов генерала Федора Радецкого, который командовал войсками на Балканском перевале, где многие солдаты погибли из-за холода и неподходящей экипировки.

Триптих Балканского цикла был представлен на выставке в Париже в конце 1879 года. В отличие от традиционной живописи битв, работы Верещагина отражали жестокую реальность войны, без украшения и преувеличения заслуг военных деятелей. В спорах с Третьяковым, сторонником классического подхода к изображению боевых сцен, художник аргументировал свою позицию следующим образом:

Василий Васильевич решил не разбивать свою серию картины, но коллекционер пожелал приобрести всего лишь несколько из них. Поэтому после выставки художник добавил к серии еще три полотна – «Перед атакой», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» и «Турецкий госпиталь в Плевне».

Палестина

В конце 1870-х — начале 1880-х Верещагин отказался от изображения боевых сцен, так как для него каждая погибшая жизнь солдата была невыносимо болезненной. В 1882 году он отправился в путешествие в Сирию и Палестину вместе со своей женой.

Василий Васильевич Верещагин

Этот художник родил свои знаменитые картины, посвященные библейским сюжетам, на территории Ближнего Востока. Позднее он дорабатывал свои этюды в своей мастерской в Мезон-Лаффите под Парижем. Самые известные произведения этого периода – «Святое семейство», «В Иерусалиме. Царские гробницы» и «Стена Соломона». Европейские духовенство осудило эти картины, так как автор изобразил святых не по церковным канонам. Художник даже не решался везти этот цикл работ в Россию, опасаясь еще более суровой реакции там.

В 1885 году художник организовал выставку, где он представил свои работы по библейской тематике. Во время выставки неизвестный напал на картину серной кислотой, что привело к повреждению нескольких рам и уничтожению одной из картин. Впоследствии Верещагин сумел восстановить ценные полотна и перевез их в Соединенные Штаты, где они были проданы частным коллекционерам после нескольких выставок.

Василий Васильевич Верещагин

В 1883 году была опубликована книга художника под названием «Зарисовки, скетчи, воспоминания», затем переведенная на ряд мировых языков. После этого был выпущен трактат «О природе» на русском, немецком и английском языках.

Русская серия

В 1887 году Василий Васильевич развелся с Элизабет и вступил в брак с Лидией Андреевской, с которой переехал из Франции в Россию. На родине он построил свой собственный дом в уединенном районе Москвы.

Во время Отечественной войны 1812 года Верещагин работал над картинами, посвященными великим сражениям. В общей сложности он создал более 20 полотен, изображающих места сражений.

Василий Васильевич Верещагин

В 1893 году художник Василий Васильевич отправился в путешествие по городам России, посетив Ростов, Кострому, Ярославль и другие населенные пункты на Русском Севере. Интерес к местной архитектуре с ее уникальными деревянными элементами и массивными колоннами вдохновил художника на изображение внутреннего убранства изб и повседневной жизни их обитателей. Впоследствии Василий Васильевич выпустил книгу «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей», посвятив ее историям простых жителей провинции.

Для перемещения между городами Василий Васильевич использовал небольшую барку, переделанную им в художественную мастерскую. Свои впечатления от путешествия художник поделился в книге очерков «На Северной Двине. По деревянным церквам», которая была издана в конце 19-го века.

В 1903 году художник прибыл в Японию и пробыл там четыре месяца. Здесь он создал свои произведения под названиями «Храм в Никко», «Японка» и «Прогулка в лодке», в которых явно прослеживается влияние импрессионизма. Как и его предыдущие картины, японские полотна были украшены рамами, созданными самим художником.

Через год Василий Васильевич снова отправился в Японию, однако на этот раз его тревожили плохие предчувствия. Он написал своей жене:

«Я все еще не уехал, но завтра уезжаю наконец, и с нехорошим чувством, так как еду в страну, очень враждебно настроенную к нам… По газетам судя, в Японии часто проводятся собрания врагов России, требующих войны с нами, считая текущий момент наиболее подходящим для начала военных действий… У них все готово к войне, в то время как у нас ничего не готово, и все нужно привозить из Петербурга…».

Когда началась война с Японией, Верещагин, не раздумывая, встал в строй. 31 марта 1904 года у берегов Порт-Артура был разрушен броненосец «Петропавловск», на котором служил художник. Как и многие из его товарищей, Василий Васильевич не смог спастись.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий