Велимир Хлебников – известный поэт и писатель, который оказал значительное влияние на русский футуризм и авангардизм. Согласно Роману Якобсону, он был признан величайшим поэтом XX века.
Уникальность поэзии Велимира Хлебникова проявляется в его собственных неологизмах. Его творчество переплетает философские и мифологические мотивы. Хлебников — самый загадочный поэт Серебряного века, чьи произведения вызывают споры и обсуждения. Однако его исключительный талант и любовь к родине признаются всеми. Он перевернул представление о поэтическом стиле, и внёс вклад в развитие футуризма и авангардизма в русской поэзии.
Детство
Величайший из поэтов Серебряного века, Виктор Хлебников, родился в калмыцком селе Малые Дербенты. Этот знаменательный день — 9 ноября 1885 года — стал днем рождения Виктора, третьего ребенка Владимира и Екатерины Хлебниковых. Отец Владимир Хлебников был членом древнего купеческого рода, а также орнитологом и лесоводом. Он основал первый в Советском Союзе Астраханский заповедник. Благодаря отцу, Виктор влюбился в природу и увлекался естественными науками.
Мать Екатерина Хлебникова (девичья фамилия — Вербицкая), родилась в известной семье Петербурга, её предки были казаками из Запорожья. Она получила образование историка, учась в Смольном институте, и сама преподавала всем своим пятерым детям — Борису, Екатерине, Виктору, Александру и Вере, внушая им страсть к истории, литературе и искусству. Виктор серьезно изучал языки, и в четыре года уже отлично читал на русском и французском. Мальчик отлично рисовал, а его младшая сестра Вера стала известной авангардисткой-художником.
Из-за частых переводов отца, семья Хлебниковых часто переезжала из одного места в другое. Когда Виктору исполнилось шесть лет, они оказались в Волынской губернии, а в 1895 году перебрались в Симбирскую губернию. Десятилетнего Виктора отдали в гимназию, где он учился всего три года. Потом отца снова перевели, и Виктор продолжил обучение в Казани.
В 1903 году Виктор поступил в Казанский университет на физико-математический факультет. Однако он учился там всего до ноября, после чего был арестован за участие в демонстрации.
Физико-математическое отделение не привлекало юношу, поэтому следующим летом он добился перевода на естественно-математическое отделение.
Профессора были впечатлены способностями Виктора, они высоко его оценивали за острый ум и наблюдательность, и уверены, что в будущем он станет отличным натуралистом. В общем-то, Хлебников оказался универсальным человеком. Помимо изучения математики и физики, он увлекался биологией, химией и философией. Ему легко давались иностранные языки, и он занимался изучением японского языка и санскрита.
Свое первое произведение Хлебников написал в прозе — пьеса под названием «Елена Гордячкина», опубликованная издательством «Знание» в Санкт-Петербурге, которая заложила начало его творческой биографии. Максиму Горькому эта публикация не понравилась, и он раскритиковал начинающего писателя.
Литература
В 1908 году Велимир Хлебников вернулся в Петербург и снова присоединился к университетскому братству. Изначально он пошел учиться на естественном факультете, но затем, познакомившись с поэтами-символистами, перешел на историко-филологический факультет.
Он стал посещать поэтические «среды», организованные Вячеславом Ивановым, где он познакомился с акмеистами. Именно там он принял псевдоним Велимир.
Жил Хлебников в эпоху распада старой государственной системы, войн и исторических битв. Поэт не мог примириться с поражением России в японской войне, его тревожили события Первой Русской революции. В то время, когда его соотечественники погибали тысячами, Хлебников стал искать числовые законы времени, влияющие на судьбы людей.
Велимир продолжил свою творческую биографию в написании поэмы под названием «Искушение грешника», которая была опубликована в 1908 году. В его кругу знакомых появился Давид Бурлюк и другие поэты из группы «Гилея». Вскоре к этой группе присоединился поэт Владимир Маяковский. Члены группы видели в Хлебникове главного теоретика футуризма и считали, что именно он заложил основы нового направления под названием «будетлянство». Это направление получило свое название от слова «будет».
В 1910 году была выпущена книга под названием «Садок судей», содержащая несколько произведений Хлебникова.
Кузнечик Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. «Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер. О, лебедиво! О, озари!
В 1912 году вышла книга с названием «Пощечина общественному вкусу», в которой были опубликованы стихи Велимира, такие как «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». В конце книги была таблица, предсказывающая революцию 1917 года и падение государственного строя, созданная Хлебниковым с использованием математических расчетов.
Велимир и его друг Алексей Крученых придумали новый язык, который получил название заумь или заумный. На этом языке они написали поэму под названием «Игра в аду».
После начала Первой мировой войны Велимир Хлебников решил продолжить изучение прошлых войн и переложить их на информационное измерение. Результаты этих изучений он описал в трех книгах. В 1916 году поэт получил повестку в армию и попал в Царицынский запасной полк, где прочувствовал все «прелести» перевоплощения разумного существа в животное, как сам охарактеризовал тот период.
Благодаря знакомому врачу, Хлебников вскоре был освобожден от службы из-за психического нездоровья. Велимир отправился странствовать по России и мечтает о создании общества под названием «Председатель земного шара», в которое смог бы вступить каждый, кто не равнодушен к судьбе человечества.
В период революции 1917 года поэт проживал в Петрограде и лично наблюдал за событиями. Он излагал свои впечатления в поэмах и стихах. В то время он посетил Астрахань, Украину, был свидетелем поражения армии Деникина, после чего отправился на Кавказ и в Северный Иран, прошел степи Каспия.
В 1920 году он написал поэму с названием «Ладомир», в которой представил человечество в тесном союзе с природой и противостояние войнам и разрушениям. Эти темы были в центре внимания поэта на протяжении всей его жизни.
Творчество Хлебникова было уникальным среди произведений его современников благодаря одновременному использованию нескольких размеров, даже в небольших стихах. Он называл этот подход «пляска размеров» и предпочтительно применял верлибр. Изобретая такие редкие приемы, как палиндром, который он назвал «перевертень», и язык зауми, Хлебников завоевал не только поклонников, но и яростных противников своего творчества.
Велимир Хлебников никогда не вступал в брак, его личная жизнь так и осталась неурегулированной, несмотря на многочисленные романтические отношения. Велимир беспокорно любил Анну Ахматову, в то время как она видела в нем лишь «безумного, но удивительного» поэта.
Футуриста привлекали сестры Синявские, его коллеги из Харькова, а также Вера Будберг и Ксана Богуславская. Он написал несколько стихов о любви — «Тело кружева изнанка…», «Люди, когда они любят», «Опыт жеманного».
Бесприютный, бедный и неустроенный Хлебников так и не встретил женщину, которая могла бы искренне его полюбить. У него было много поклонниц, они видели в нем только странного человека и гения, но ни одна из них не решилась связать свою судьбу с ним.
Смерть
Предсмертные слова Велимира Хлебникова оказались пророческими. Он предвидел свою кончину, когда-то заявив, что его соратники редко переживают 37 лет. Эта предсказания сбылась. Бесконечные скитания и нестерпимая нищета подорвали здоровье поэта. Он уже не мог сам о себе позаботиться, и на помощь ему пришел Петр Митурич, супруг его младшей сестры Веры. Велимир мечтал вернуться в Астрахань, чтобы снова быть рядом с родными, но не хватало и средств, и сил отправиться в это далекое путешествие. Петр доставил Хлебникова в небольшую деревушку Санталово, недалеко от Новгорода. Поэт должен был восстановить здоровье прежде чем отправиться в Астрахань.
Однако, по прибытии в деревню, у него внезапно начались проблемы с ногами, и он не смог двигаться. Велимира поместили на телегу и доставили в местную больницу, но местные врачи отказались лечить его из-за отчаянного состояния больного. Его просто отпустили домой умирать. Сердце поэта остановилось 28 июня 1922 года, он скончался от паралича.
Велимир Хлебников был захоронен на кладбище в соседнем селе Ручьи, и только в 1960 году было решено перезахоронить его. С тех пор его могила находится на Новодевичьем кладбище, рядом с ним похоронены его мать и сестра. В 1975 году на могиле поэта была установлена «каменная баба» в качестве символа места его рождения и памяти об истоках.
Перед своим последним вздохом Хлебников написал стих с названием «Еще раз, еще раз», который звучал как предупреждение для всех, кто ему желал зла. Он утверждал, что их враги тоже столкнутся с препятствиями, которые будут насмехаться над ними, так же как они сами (критики) насмехались над ним.
Интересные факты
- Поэт периодически менял место жительства, из-за этого у него часто терялись рукописи. Он был небрежным и рассеянным, и мог спокойно сжечь свои произведения, чтобы разжечь костер и согреться во время путешествий.
- Виктору отец внушил любовь к наукам, часто участвовал в экспедициях и общался с калмыками-кочевниками. Поэт заинтересовался калмыцкими астрологами зухарчи, которые предсказывали будущее с помощью досок судьбы. Одно из произведений Хлебникова даже названо «Доски судьбы». Он верил в числовые закономерности и считал, что события повторяются каждые 317 лет.
- В заключении 1916 года он предсказал наступление революции 1917 года и предположил, что через полтора года внешняя война изменится на внутреннюю. Еще в 1908 году он предвидел Первую мировую войну.
- В 1920 году в своей поэме «Ладомир» поэт написал строки, которые через много лет будут считаться предсказанием. Он предугадал события сентября 2001 года, когда в Америке были разрушены близнецовые здания и пострадал Всемирный торговый центр.
- В 1918 году Хлебников написал свое произведение «Лебедия будущего», которое в настоящее время рассматривается как точное описание Интернета и «Живого Журнала».
- В осенний период 1921 года Велимир выпускает публикацию под наименованием «Радио будущего», в которой он также делает предположение о появлении Интернета. Он даже угадал термин «паутина». Он заметил Интернет как летающую в воздухе паутину из нитей и молний, исчезающих и снова появляющихся, перемещающихся между различными зданиями и в любую точку планеты.