Вера Игнатьевна Мухина — известная российская скульпторка XX века. Она является автором знаменитой композиции «Рабочий и колхозница».
Творчество Веры Игнатьевны Мухиной включает в себя не только монументальные проекты, но также создание изделий из стекла и керамики, театральных декораций и коллекций женской одежды. История жизни Веры Мухиной также увлекательна, как и ее скульптуры.
Детство
Верочка Мухина, родившаяся в Латвии, увидела свет мир 1 июля 1889 года в городе Рига. Её отец, Игнатий, был известным купцом и ценителем искусства, также он был меценатом. Мать, Надежда Вильгельмовна, была дочерью немецкого аптекаря. В их семье царили любовь и согласие. Кроме Верочки, у родителей была ещё старшая дочь по имени Маша.
Мать девочек скончалась от туберкулёза, когда одной было почти два года, а другой – пять. Отец отвёз детей в Германию, а затем в Феодосию, опасаясь за их здоровье. Одно из приятных воспоминаний детства Веры – время у тёплого спокойного моря и первые уроки рисования. Но и этому счастью не суждено было длиться долго, потому что в 1904 году умер и отец. Девочек забрали родственники из Курска. Они были людьми обеспеченными, заботились о сиротах и старались приобретать для них всё самое дорогое и красивое. Наряднее сестёр Мухиных в Курске не было. Когда сестры отправились учиться в Москву, об этом произошедшем написали в местных газетах. Летом девочек с гувернантками отправляли на лучшие российские и европейские курорты. Пришло время подыскать Маше с Леной достойных женихов. Но для Веры судьба уготовила другой поворот событий. В рождественские каникулы 1912 года Вера неудачно съехала с горы на санях, столкнулась с деревом и поранила лицо. Потребовалось много усилий хирургов, чтобы восстановить внешность девушки. «Живут и хуже!» – смело сказала Вера, увидев себя в зеркале после серии неудавшихся операций.
Творчество
Чтобы утешить свою племянницу, опекуны решили отправить Веру в Париж, где она мечтала побывать уже давно. В этом городе художников и поэтов Мухина нашла свое место, поселившись в пансионе и посещая студию известного скульптора Эмиля Антуана Бурделя, ученика огюста Родена. Здесь она освоила для себя важное правило работы с скульптурой – «крепко схватывать форму», видя объект в целом. Вместе с другими начинающими художниками и скульпторами она отправилась в путешествие в Италию. Это произошло в 1914 году. Вернуться в Москву она планировала быстро, но началась первая мировая война, и Париж ей пришлось отложить.
В 1916 году Вера Мухина присоединилась к проекту Александра Таирова, известного режиссёра Московского Камерного театра, для постановки пьесы Иннокентия Анненского «Фамира-кифарэд». Мухина занималась созданием скульптурных элементов декораций для спектакля с античным сюжетом.
В работе дизайнера масштабных помещений Вера Мухина проявила себя в полной мере. Например, в 1923 году она совместно с французским художником-дизайнером А.А.Экстером украсила павильон газеты «Известия». Она также занималась оформлением павильонов на сельскохозяйственных, меховых и книжных выставках, воплощая в них революционные идеи.
Одним из других направлений ее творчества было моделирование женской одежды. Так, в 1925 году советская модельер «из бывших» Надежда Петровна Ламанова и Вера Мухина выпустили совместный альбом «Искусство в быту». Затем они представили коллекцию холщовых и льняных платьев на Всемирной выставке в Париже, которая вызвала восторг в мире моды и была удостоена Гран-при.
Каждый год Вера Мухина открывала в себе новые таланты и способности. В период с 1926 по 1930 годы она преподавала лепку в художественно-промышленном техникуме при музее игрушки и Высшем художественно-техническом институте Петрограда.
Однако, основным направлением её творчества всегда была монументальная скульптура. В 20-е годы она создала скульптуры с названиями «Пламя революции», «Юлия», «Ветер». Наиболее впечатляющей всегда считалась её работа «Крестьянка» (1927 год), которая, после выставки в Венеции, была перенесена в музей Триеста, а затем, после Второй мировой войны, оказалась в Ватикане. Копия этой выдающейся скульптуры сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве.
Легендарный шедевр
На Всемирной выставке в Париже в 1937 году был представлен эскиз Веры Мухиной под названием «Рабочий и колхозница», который был выбран в качестве скульптуры для советского павильона. За проект павильона отвечал архитектор Борис Иофан.
Идея Мухиной композиции изначально предполагала изображение двух обнажённых фигур, символично стремящихся к небесам в духе античности. Однако руководство решило одеть фигуры, оставив остальное без изменений. В связи с согласованием проекта с вышестоящими органами ушло много времени, поэтому за три недели до выставки пришлось скоропалительно создавать композицию из стальных листов, разбивая её на части. Мухина изготавливала уменьшенную модель, которую сразу же передавали в институт машиностроения, где увеличенный фрагмент сначала вырезали из дерева, а затем, используя его в качестве формы, прикладывали лист стали и обстукивали его, чтобы достичь нужной формы. После этого деревянная основа разрушалась, и в результате получался стальной фрагмент.
Установка скульптуры «Рабочий и колхозница» у северного входа Выставки достижений народного хозяйства в Москве состоялась в 1939 году. После реставрации 2009 года постамент был поднят на должную высоту, и музыкальная композиция восстановила ощущение полета.
Эта скульптура, ставшая символом советской России, была выбрана киностудией «Мосфильм» в качестве своей фирменной эмблемы.
После успеха на парижской выставке Вера Мухина создала множество выразительных скульптур, украшавших столицу, включая работы, созданные в период Великой Отечественной войны, а также скульптурные портреты своих современников.
После смерти скульптора, часть работ была реализована по её эскизам. Среди них фигуры у Москворецкого моста, такие как «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля» и «Плодородие». Не уменьшает их величия то, что автор не присутствовал при их установке.
Мухина создала два памятника Максиму Горькому. Один из них был установлен у Белорусского вокзала в Москве в 1943 году, а другой в Горьком в 1952 году. Памятник Петру Чайковскому, установленный во дворе Московской консерватории в 1954 году, удивительным образом вписался в архитектурный стиль Большой Никитской улицы.
После ухода из жизни ее мужа в 1942 году, Вера Мухина нашла утешение в работе с стеклом. В экспериментальном цеху зеркальной фабрики в Ленинграде лучшие стеклодувы по ее эскизам создавали удивительные вазы и даже портреты. Известная всем кружка с ребрами из общепита была разработкой дизайнера Веры Мухиной.
Помимо своего художественного творчества, Вера Игнатьевна активно участвовала в общественной деятельности, входила в различные архитектурные комиссии и подходила к поставленным перед ней задачам неформально. Одна из известных историй о ней — как Мухина спасла от сноса Памятник Свободы в Риге.
Вера Мухина неоднократно была удостоена Сталинской премии за свои достижения в области искусства и архитектуры.
Великая архитектор Вера Мухина скончалась 6 октября 1953 года в Москве от стенокардии и похоронена на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
Первая любовь Веры Игнатьевны пришла в её время в Париже. Всё было настроено для того, чтобы влюбиться – богемная атмосфера, молодость. Знакомство с Александром Вертеповым, эссером-террористом, было связано с определенным риском – он бежал от преследования, что только усилило их чувства. Но война 1914 года разлучила их.
В начале войны Вера Мухина, после окончания медсестринских курсов, устроилась работать в госпиталь, где встретила своего будущего мужа – Алексея Замкова. Молодой врач вскоре ушел на фронт. Неудачные обстоятельства их следующей встречи только укрепили взаимное влечение. Вера вылечила и восстановила от тифа умирающего солдата. В 1918 году они поженились.
Отвечая на вопрос о своей личной жизни и, следовательно, о Алексее Замкове, Мухина сказала: «В нем очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внутренняя грубость при большой душевной тонкости. Кроме того, он был очень красив».
Муж Веры Мухиной, Алексей Андреевич Замков, был на самом деле талантливым врачом, общительным и веселым человеком, и в то же время — ответственным и надежным.
У мужа и жены был сын по имени Всеволод. Однажды он очень тяжело заболел. Врачи согласились, что его состояние безнадежно. Тогда Алексей сам провел операцию на ребенке дома и спас ему жизнь.
Алексей Замков был не только талантливым врачом, но и ученым, он изобрел первый советский гормональный препарат «Гравидан». Но его изобретение принесло ему много проблем — коллеги завидовали его успеху, кто-то даже написал донос, и началась травля. В это время и у Мухиной тоже были проблемы. Семья решила переехать в Латвию, но власти не дали им уехать, они были задержаны и отправлены обратно. Алексею было предъявлено ложное обвинение, и в 1930 году его сослали в Воронеж. Вера поехала с ним. Благодаря усилиям С.Буденного и М.Горького Алексей Андреевич был реабилитирован. В 1932 году супруги вернулись в Москву.