Вия Артмане – известная актриса театра и кино. В 1969 году ей было присвоено звание Народной артистки СССР. Ее настоящая популярность пришла после участия в фильме «Родная кровь».
Она была королевой на сцене, но тем не менее, ее жизнь была не слишком счастливой. Для Вии Артмане главными ценностями в жизни были чистота и совесть, во всем — в быту, в душе, в отношениях. Говорили, что первые лица страны и красавцы отечественного кино были влюблены в нее. Но это неудивительно, ведь каждый ее персонаж, даже если он был негативным, превращался в женщину, желанную для каждого мужчины. Артмане была красивой, но необремененной судьбой. Когда перед ней встал выбор — любовь или семья, она без колебаний выбрала семью.
Детство и юность
В селе Кайва, расположенном в Тукумском крае Латвии, находится родной дом Вии Артмане. Ее родилась 21 августа 1929 года в семье польки по имени Анна Заборская. В то время Анна работала на богатых людей, это было принудительное трудоустройство. Владелецом дома, на котором Анна работала, был немец по имени Фрицис Артманс. Он был сыном богатых родителей, но влюбился в Анну настолько сильно, что женился на ней, не обращая внимания на запрет своих родителей. Полное имя известной актрисы – Алида-Вия Артмане. Это имя придумал её отец, который скончался за четыре месяца до рождения дочери. Во время трагедии Анна была на пятом месяце беременности. Фрицис попытался помочь ей достать ведро с водой, но колодец обрушился, смертельно травмируя мужчину.
Тяжело было жить маме с дочерью. Они испытывали нищету и голод. Анна вновь стала замужем, но ее муж был алкоголиком и жестоко обращался с женой и ее дочерью. Иногда Анна и Вия уходили из дома, чтобы избежать насилия со стороны отчима. С десяти лет девочка начала работать, ее приняли пастушкой зажиточные соседи.
Когда Алида-Вия достигла пятнадцати лет, она отправилась в Ригу, чтобы начать учебу в местной школе. Там она встретила Улдиса Жагатой, который в будущем станет известным балетмейстером, но тогда они просто учились вместе. Вия сначала хотела стать юристом, чтобы бороться с несправедливостью в мире, но впоследствии её привлек искусство театра. После окончания войны Артмане поступила в студию, открытую Художественным театром им. Райниса. В 1949 году Вия Артмане получила диплом актрисы после окончания студии.
Свой актерский путь она начала после получения диплома, дебютировав под именем Вия Артмане. Ей доверяли главные роли в классических произведениях таких авторов, как Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Уильям Шекспир, Николай Гоголь, Теннеси Уильямс, Генрик Ибсен. До 1998 года она была активным участником столичного театра, а затем перешла в Новый Рижский театр. Также она занимала пост председателя Союза Театральных деятелей Латвии.
С 80-х годов она также занималась политикой и была депутатом в Верховном Совете Латвии до 1991 года, когда произошло распад Советского Союза.
Вий Артман была приглашена на съемочную площадку, когда за ее плечами было уже несколько успешных ролей в театре. Она была признана как талантливая актриса. Ее дебют в кино состоялся на съемках фильма «После шторма». Позже ее пригласили сняться в ленте «За лебединой стаей облаков», рассказывающей о развитии литовского революционного движения.
В 1958 году на экраны вышел фильм «Чужая в поселке», где Вия Артмане сыграла роль молодой и энергичной руководительницы завода по добыче рыбы. В 1960 году она также удачно исполнила роль подпольщицы, участвовавшей в революционном движении Латвии, в фильме «На пороге бури».
Все картины с участием Вии Артмане отличались интересным сюжетом и запоминающимися образами, что не могло не оценить как зритель, так и строгий критик. Настоящая слава пришла к актрисе после фильма «Родная кровь», который вышел на экраны в 1963 году и принес ей широкую всесоюзную известность.
Актером Евгением Матвеевым стал партнером в фильме Артмана. История фильма рассказывает о чувствах двух не таких уж и молодых людей, которые любят друг друга вопреки всему: войне, разрухе и голоду. Фильм принимал участие во многих престижных кинофестивалях и был удостоен нескольких наград. Одной из них была премия на Международном фестивале в Аргентине под названием «За воплощение гуманизма в киноискусстве».
В период 1960-х годов, знаменитая актриса приняла участие в создании двух кинолент: «Ракеты не должны взлететь» — приключенческого жанра, и «Никто не хотел умирать», сюжет которого переносит зрителей в послевоенное время. На площадке съемок второго фильма, Вия познакомилась с известными актерами — Донатасом Банионисом и Казимирасом Виткусом.
В 1966 году Вия была выбрана для главной роли в фильме «Эдгар и Кристина». В следующем году она снялась в фильме «Подвиг Фархада», покорив сердца зрителей. Также в тот же год режиссер Евгений Шерстобитов представил на суд зрителей фильм «Туманность Андромеды», где Вия сыграла роль Веды Конг. Этот фильм стал последней работой артиста Сергея Столярова, известного по фильмам «Садко», «Цирк», «Руслан и Людмила».
В конце 60-х годов, Вия появилась в нескольких увлекательных фильмах — «Времена землемеров» и «Гладиатор». Вместе с прибалтийскими актерами, она снялась во втором фильме, а также советская актриса Нина Ургант. Затем она сыграла фашистского офицера в шпионской ленте «Тройная проверка» и была приглашена на съемки исторической драмы под названием «Баллада о Беринге и его друзьях», где актриса сыграла роль Анны Беринг.
После этого Артман снялась в фильме о колхозниках под названием «Ель в ржи» и в комедии «Подарок одинокой женщине», а также сыграла в молодежном фильме «Мастер». В 1978 году ее пригласили сыграть в фильме «Емельян Пугачев», где она исполнила роль Екатерины II. На съемочной площадке она встретилась с Тамарой Семиной, Евгением Матвеевым, Виктором Павловым и Борисом Галкиным.
Известной частью актерской карьеры стала ее работа в фильме «Театр», основанном на произведении Сомерсета Моэма. В этой ленте Вия исполнила роль британской сцены Джулии Ламберт. Режиссером этого фильма был Янис Стрейч, который решил снять картину специально для Артмане. Съемки проходили на латышской киностудии. В рядах актеров Вии стали композитор Раймонд Паулс и актер Ивар Калныньш. Фильм стал чрезвычайно популярным в СССР.
Фильм неоднократно показывали по различным телеканалам, прокат «Театра» превзошел даже некоторые известные советские ленты. В «Театре» роль Артмане исполнила другая актриса – Антонина Кончакова.
В восьмидесятых наша работа на съемочной площадке для Артмане стала значительно ограниченнее, но каждая роль была увлекательной. В 1986 году она сыграла роль Госпожи Осени в сказке «Тайна Снежной Королевы». В то время она работала на одной съемочной площадке с такими известными актерами, как Олег Ефремов, Алиса Фрейндлих, Сергей Проханов, Леонид Ярмольник. Режиссер Валерий Тодоровский пригласил ее сняться в своем фильме «Катафалк», где она исполнила роль пожилой вдовы, пытающейся устроить замужество для своей дочери Марии. Роль Марии досталась Ирине Розановой.
В 2003 году Артман в последний раз появилась на съемочной площадке, сыграв роль императрицы Екатерины II в фильме режиссера Ильи Хотиненко под названием «Золотой век». Этот фильм стал последним в ее кинематографической биографии. Ее вклад в развитие мирового кино был велик, и этот вклад был отмечен на фестивале «Балтийская жемчужина», где учредили специальный приз ее имени.
Личная жизнь
Вия Артмане вступила в брак с известным латвийским актером Артуром Димитерсом, разница в возрасте между ними была 14 лет. Этот союз не был удачным, поскольку Артур постоянно испытывал ревность к своей жене, будто ко всему и каждому, кто был связан с киноиндустрией или театральной сферой. В семье часто возникали конфликты из-за ревности, но Вия терпела, считая, что если муж ревнует, значит он любит. В 1957 году у них родился сын Каспарас, и Артмане надеялась, что это приведет к переменам в семейной жизни, что муж наконец-то успокоится, а в доме воцарится покой. Но со временем все осталось по-прежнему, скандалы возникали каждый день. Вия продолжала терпеть ради сына, ведь как же ему расти без отца. После смерти мужа, через несколько лет, актриса призналась, что так и не нашла счастья в личной жизни.
Каспарас — известный музыкант, который создал сценарий к опере «Парижская Богоматерь». В 1965 году у Вии родилась дочь Кристина, совпавшая с окончанием съемок фильма «Родная кровь». В тот момент Вия не сказала правду, но спустя много лет она рассказала сыну, что отцом Кристины является актер Евгений Матвеев, с которым у нее была большая любовь. Кристина выросла в талантливую художницу и иллюстратора.
Три книги мемуаров актрисы называются «Вия Артмане», «Сердце на ладони», «Зимостойкие. Мгновения моей жизни». Перед своей смертью она приняла православие и была крещена под именем Елизавета.
Смерть
В жизни актрисы было много трудностей, но после распада Советского Союза ее ждали тяжелые времена в Латвии. Ее обвиняли в том, что она является членом Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза, что она снималась в экранизации русской литературы, в частности, в фильме «Человек свиты».
В 1993 году актриса потеряла свою квартиру, в которой прожила сорок лет. Артмане пыталась сопротивляться, но все ее усилия были тщетны. Чтобы заставить ее побыстрее выселиться, отключили центральное отопление, электричество, и увеличили плату за коммунальные услуги. Ее друзья приглашали ее в Россию, обещали устроить ее в Москве, но Вия отказалась, так как ее родина — Латвия. Актриса осталась на улице, переехав на дачу в небольшой домик поселка Мурьяни, где прожила последние десять лет со своей дочерью и внучкой. Однако непостоянная жизнь плохо сказалась на здоровье актрисы. Ее старые проблемы с ногами обострились, появились трофические язвы, которые плохо заживали и сильно болели.
В конце 90-х годов власти Латвии вспомнили об уникальной актрисе, и к 70-летию со дня ее рождения предоставили квартиру в центре столицы. Кроме этого, ей была вручена высокая награда — орден Трех звезд Латвии. Однако это не помогло ей восстановить здоровье, и Артмане перенесла инфаркт и два инсульта.
Сердце Вии Артмане перестало биться 11 октября 2008 года. Это произошло в больнице города Стренчи, когда актрисе было 80 лет. Ее последним покоем стало Покровское кладбище в Риге.
Память об этой выдающейся актрисе сохраняется в ее произведениях и посвящена нескольким документальным проектам, среди которых особенно выделяются два: «Вия Артмане. Королева в изгнании» и «Обидеть королеву. Вия Артмане».
Избранная фильмография
- 1956 — После вихря
- 1958 — Незнакомка в деревне
- 1962 — Начало
- 1962 — День без сумерек
- 1963 — Родственная кровь
- 1964 — Ракеты должны остаться на земле
- 1965 — Никто не желал уходить
- 1966 — Эдгар и Кристина
- 1967 — Подвиг Фархада
- 1967 — Сильные духом
- 1967 — Туманность Андромеды
- 1968 — Времена геодезистов
- 1969 — Тройная проверка
- 1969 — Лучи в стекле
- 1970 — Баллада о Беринге и его друзьях
- 1971 — Я, следователь
- 1971 — Танец бабочки
- 1973 — Дар одинокой женщине
- 1975 — Стрелы Робин Гуда
- 1976 — Мастер
- 1978 — Театр
- 1978 — Емельян Пугачёв
- 1978 — Твой сын
- 1980 — Граница государственная. Наш, новый путь…
- 1980 — Пение жаворонков
- 1981 — Расследование установило
- 1983 — Чужие страсти
- 1985 — Последняя отпущение грехов
- 1985 — Проказы сорванца
- 1986 — Загадка Снежной королевы
- 1987 — Моонзунд
- 1990 — Катафалк
- 1990 — Только для безумцев
- 1991 — Любовь
- 2000 — Каменская. Игра на чужом поле
- 2003 — Золотой век
Если вы заметили ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и нажав на выделенный текст.